Алжирские источники сообщают о возможном появлении в Мали «российский наемников из группы Вагнера», куда они якобы «вторглись из Ливии». Особо отмечается, что «эта охранная компания по-прежнему является проблемой, и ООН осуждает ее» в первую очередь за предполагаемую поддержку войск фельдмаршала Халифы Хафтара против правительства в Триполи. Соответственно, ее возможное появление в Мали «вызывает обеспокоенность у многих сторон, участвующих в борьбе с терроризмом в этой стране Сахеля».
По данным других алжирских источников, реально сейчас российской ЧВК на территории этой страны нет, и здесь присутствуют лишь их представители, «в настоящее время ведущие переговоры с военными, захватившими власть в Бамако».
Они ссылаются о получении соответствующей информации из источников в службах безопасности в Западной Африке.
При этом обращается особое внимание на том, что якобы «руководители данной охранной группы считаются родственниками главы Российского государства Владимира Путина».
Заметим, что Кремль, отвечая на претензии из-за рубежа, отрицал наличие военного присутствия России в Мали и намерение Москвы разместить свои войска в этой стране, равно как и факт проведения переговоров между Россией и переходными властями в Бамако.
При этом он не стал прямо упоминать ЧВК «Вагнер», которую Запад рассматривает продолжением «руки Москвы», несмотря на неоднократные опровержения со стороны России. Однако по данным алжирских источников пресс-секретарь президента Д.Песков многозначительно оговорился относительно того, что российские власти имеют «военные контакты со многими странами, в том числе с теми, которые расположены на африканском континенте».
В свою очередь, отвечая на запрос информационного агентства AFP, российский дипломатический источник в Бамако заявил: «Мы не знаем о подписании контракта между Мали и компанией Вагнера, и мы не служили посредниками в контактах между ними», подчеркнув при этом, что «как и Франция и другие страны, мы заботимся о безопасности этого региона».
Между тем, Министерство обороны в Бамако подтвердило информацию о ведении переговоров с российскими представителями, утверждая: «Мали теперь намерена диверсифицировать в среднесрочной перспективе свои отношения для обеспечения безопасности страны. Мы ничего не подписывали с Вагнером, но мы общаемся со всеми».
Что касается реакции Парижа, то он, похоже, не оценил такие действия со стороны малийских военных. Это, в частности, объясняет визит в начале текущего месяца в Москву специального посланника Франции по Сахелю Кристофа Биго.
Напомним, что французские военные с января 2013 года присутствуют в Мали в рамках операции «Бархан», направленной против джихадистов и туарегских сепаратистов, в которой участвуют порядка 5000 человек.
Заметим, что ничего сверхъестественного в возможном интересе со стороны ЧВК «Вагнер» в Мали нет. Так, ранее различные источники сообщали о присутствии ее бойцов не только в Ливии, Судане, Мозамбике и ЦАР.
Что же могло заинтересовать ЧВК «Вагнер» в Мали? В первую очередь – золотодобыча, в среднем ежегодно дающая этой стране драгоценного металла общим объемом более 33 тонн стоимостью 1.6 млрд долларов США.
При этом 77% золота в Мали добывается в западном регионе Кайес. Заметим, что золотодобыча занимает центральное место в экономике этой страны, обеспечивая 75% экспортных поступлений, 25% бюджета страны и 8% валового внутреннего продукта страны.
Однако в последние годы контролировать ее властям становится все сложнее из-за массового наплыва нелегальных шахтеров, порой тесно связанных с различными радикальными группировками, включая запрещенных в России «Аль-Каиду» и «Исламское государство».
Соответственно, по данным алжирских источников, ЧВК «Вагнер» предлагается разместить в Мали около тысячи человек взамен на участие в эксплуатации золотоносных шахт, и якобы стороны сейчас заняты обсуждением всех необходимых деталей.
Другими миссиями ЧВК «Вагнер» могут стать обучение вооруженных сил страны и обеспечения безопасности ее лидеров.
Между тем, по данным алжирских источников, если такой сценарий воплотится в жизнь, то французские войска и поддерживающие их силы из западноевропейских стран уйдут из Мали в соседний Нигер согласно уже имеющемуся плану.
В свою очередь, якобы США не встревожены возможным военным присутствием в Мали, поскольку это с одной стороны плавно ложится в их стратегию выдавливания Франции из ее прежних сфер влияния, а с другой стороны, им интересно, чтобы кто-то взял ответственность в подобной «серой» зоной.
Заметим, что для Франции российское военное присутствие в Мали служит оправданием для оставления этой страны. Так, 14 сентября глава французской дипломатии Жан-Ив Ле Дриан открыто предупредил, что Франция может вывести свои войска из Мали, если «правящая хунта объединится с военизированным обществом Вагнера. Это абсолютно непримиримо с нашим присутствием».
Со своей стороны, министр обороны Франции Флоренс Парли сочла, что такое соглашение «будет крайне тревожным».
Отчасти понять такую реакцию можно, ибо французские источники ранее давали понять, что деятельность ЧВК «Вагнер2 в прошлом создавала серьезные проблемы интересам Парижа в Африке, например в ЦАР по тем же золотым и алмазным приискам.
Не случайно, что в результате их действий находились «свидетели», физические лица и НПО, обвинявшие «российских наемников в злоупотреблениях», и их выводами также пользовались различные «эксперты» ООН для выдвижения схожих обвинений.
Что касается Алжира, то у него противоречивое отношение к возможному появлению ЧВК «Вагнер» в Мали. Эта страна традиционно считалась «алжирским огородом» тех же спецслужб, представители которых также кормились от местного золота, которое теперь может пойти на «корм» иностранным наемникам.
Между тем, туда без спроса в 2013 году явились французские войска, которых теперь без согласия руководства АНДР могут заменить российская ЧВК «Вагнер».
Не случайно, что представители малийской оппозиции, в том числе сторонники туарегских сепаратистов (например, из Координационного движения Азавада) 16 сентября «решительно осудили» предполагаемые переговоры с российской ЧВК «Вагнер», «известной своими серьезными нарушениями прав человека в странах, где она находится. И, если, несмотря ни на что, государство развернет этих наемников, оно будет обязано полностью и открыто взять на себя за это ответственность».
В связи с этим они призывают соблюдать Алжирское соглашение по этой стране 2015 года по созданию и упрочению национальных силовых структур, «чтобы избежать еще одно десятилетие войны с населением, которое и без того страдает от терроризма и политической нестабильности».
В свою очередь, неодобрительно относится к возможному появлению в Мали ЧВК «Вагнера» и Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), подтвердив свою просьбу о строгом соблюдении сроков перехода власти в Мали, подразумевающую проведение выборов в феврале 2022 года.
Заметим, что никакой сенсации относительно интереса ЧВК «Вагнер» к Мали нет. О возможности «сдачи» этой страны России на протяжении последних лет заявляли официальные французские представители, которые открыто призывали Москву взять на себя ответственность за ситуацию в Мали.
Разумеется, участие в прямой военной интервенции России было совершенно ни к чему, но вариант с использованием негосударственных структур дает ей возможность избежать тех подводных камней, которые так и не удалось преодолеть Парижу в ходе операции 2013 – 2021 годов.
Соответственно, ограничение интересов в этой стране сугубо природными ресурсами в одном регионе дает ей возможность избежать французских ошибок.
Разумеется, это вовсе не то, чего хочет Франция, поскольку ей придется уходить из Мали, «сдав» эту страну не России, а несвязанной с ней официальной ЧВК «Вагнер», которую к тому же интересует относительно небольшая ее часть.
Иными словами, в такой ситуации уход Парижа из Мали все равно будет восприниматься в мире как несомненное поражение.
С другой стороны, как представляется, появление в этой по факту развалившейся стране ЧВК «Вагнер», создающей угрозу «кормовой базе» местных джихадистов и сепаратистов, может помочь местным военным временно удержать ее от полного развала.