О факторах, влияющих на ситуацию в отношения между Израилем и ПНА

Как полагают американские аналитики, Израиль подвергается  все нарастающему международному давлению с целью начать новый мирный процесс с палестинцами, который мог бы способствовать нормализации отношений с арабскими государствами Персидского залива, такими как Катар, Саудовская Аравия и Оман. Собственно, новая американская администрация устами госсекретаря  Э.Блинкена пообещала Израилю продолжить свои усилия в рамках процесса нормализации его отношений с арабскими странами. Но вот одним из новых и неприятных условий Вашингтона в формате  такой помощи является как раз начало  диалога с палестинцами. Другими словами, в Вашингтоне сидят прагматики, которые понимают, что арабские страны выработали свой внутренний электоральный ресурс в рамках компромиссов с Израилем по вопросу палестинского досье, и дальнейший прогресс в деле нормализации во многом блокируется именно отсутствием продвижения на площадке диалога с палестинцами.   Соединенные Штаты, Египет, Иордания и Палестинская национальная администрация публично заявили, что хотят возобновления мирных переговоров, и администрация Дж.Байдена вновь подчеркнула традиционную приверженность США решению о двух государствах после неоднозначных сигналов бывшего президента Дональда Трампа о будущем палестинском государстве. Хотя премьер-министр Израиля Нафтали Беннет сам исключил создание палестинского государства, он не исключил окончательно мирных переговоров. При этом он находится под внутренним давлением со стороны своих партнеров по коалиции, чтобы открыто поддержать перспективу переговоров. Хотя робкие попытки на этом направлении он делает. Египет, Иордания и ПНА провели переговоры 1 сентября в Египте, чтобы обсудить пути возобновления мирного процесса. 11 сентября Беннет стал первым высокопоставленным израильским лидером, посетившим Египет более чем за десятилетие, где он обсудил перспективу возвращения к мирным переговорам с палестинцами. 29 августа Ганц провел редкую прямую беседу с главой ПНА Махмудом Аббасом, ставшую первым за многие годы контактом Израиля на высоком уровне с палестинским руководством. Ганц предложил Аббасу льготный кредит в размере 155 млн долларов, чтобы помочь увеличить бюджет ПНА; кредит будет погашен в виде налогов, которые Израиль собирает от имени ПНА, тем самым предотвращая накопление задолженности.

В целом после войны в Газе в мае 2021 года Израиль возвращается к старой тактике, чтобы предотвратить еще один крупный конфликт, как на Западном берегу, так и в секторе Газа. На Западном берегу Израиль оказывает экономическую поддержку Рамалле, освобождая ее от налогов, чтобы она могла выплачивать заработную плату государственным служащим, и пытается стимулировать экономику региона и бюджет ПНА для сокращения безработицы. В Газе Израиль оказывает поддержку Катару в рамках предоставления им постоянной финансовой помощи  и материалов для восстановления, чтобы помешать боевикам совершать крупномасштабные нападения, и, хотя израильские военные быстрее, чем в прошлом, применяли авиаудары в ответ на провокации, они  были тщательно рассчитаны, чтобы избежать большей эскалации. Ганц связал силу ПНА со стратегией Израиля по изоляции ХАМАСа, заявив, что «чем сильнее Палестинская администрация, тем слабее будет ХАМАС». Присутствие в израильском правительстве двух партий, которые выступают против расширения поселений (исламистская партия РААМ и израильская левая партия МЕРЕЦ), представляет политический риск для быстрого строительства поселений, поскольку любая из партий, выходящая из коалиции, приведет к краху правительства. В августе Верховный суд Израиля отложил выселение палестинцев из беспокойных районов Восточного Иерусалима. Эти выселения помогли разжечь протесты, которые привели к майскому конфликту в Газе. На том фоне на Западном берегу наблюдается новый всплеск настроений как против Израиля, так и против ПНА, вызванных смертью критика власти Низара Баната в полицейском участке, крахом экономики из-за ограничений COVID-19, отменой запланированных выборов и войной в Газе. Это положительно повлияло на готовность Израиля оказать экономическую помощь Рамалле.

Если Израиль вступит в мирные переговоры с палестинцами, это усилит поддержку нормализации отношений в таких странах, как Саудовская Аравия, Оман и Катар. Но если мирные переговоры не состоятся, напряженность в отношениях с палестинцами может спровоцировать еще один крупный конфликт и оттолкнуть эти арабские государства Персидского залива. Население  арабских стран Персидского залива оказывают давление на свои правительства против нормализации отношений с Израилем в значительной степени из-за плохих отношений Израиля с палестинцами. Многие подданные аравийских монархий поддерживают процесс, похожий на Арабскую мирную инициативу 2002 года, которая предложила полное признание Израиля во всем арабском мире в обмен на создание палестинского государства. Тайные связи между Саудовской Аравией, Оманом и Катаром, с одной стороны, и Израилем, с другой, продолжают укрепляться, но общественное мнение в этих арабских странах по-прежнему категорически против дальнейшей нормализации отношений с Израилем. В то время как  в ОАЭ и Бахрейне настроения  местного населения вообще были вообще против нормализации, но оба правительства аккуратно продвигали такое сближение, отчасти из-за льгот, которые предоставляла им взамен  администрация Трампа, например, утверждение продажи современных самолетов F-35 в Объединенные Арабские Эмираты. Президент США Джо Байден едва ли сможет предложить новые стимулы для нормализации,  учитывая качественный состав его внутриполитической и электоральной базы.   В то время как сценарий создания палестинского государства остается маловероятным, население  арабских стран Персидского залива благосклонно отнеслось бы к мирным переговорам, которые расширяют права палестинцев. Но, учитывая, что антипалестинские партии сейчас входят в  израильское правительство, включая партию премьер-министра «Ямина», Израиль может по внутриполитическим причинам сорвать мирные переговоры. Если палестинцы останутся в дипломатическом и политическом подвешенном состоянии, напряженность неизбежно накалится, спровоцировав еще одну вооруженную эскалацию, на которую страны Персидского залива отреагируют негативно и, следовательно, заморозят шаги в направлении нормализации. Но есть еще один момент – это возможная и очень быстрая смена руководства в ООП и ФАТХе, в результате чего к власти там могут прийти менее умеренные палестинские политики, например, Марван Баргути. И к этому варианту в Израиле похоже в принципе не готовы, предпочитая заморозить ситуацию, нежели чем управлять.

52.22MB | MySQL:103 | 0,602sec