Разногласия между иракскими суннитами и шиитами по поводу нормализации отношений с Израилем

В конце минувшей неделе в столице Иракского Курдистана городе Эрбиль состоялась конференция, в которой приняли участие общественные деятели, принадлежащие преимущественно к суннитской общине. На этой конференции были открыто озвучены призывы нормализовать отношения Ирака с Израилем по примеру целого ряда уже сделавших этого арабских государств (Египта, Иордании, ОАЭ, Бахрейна и Марокко). Данная конференция отнюдь не случайно проходила на территории полунезависимого Иракского Курдистана, несмотря на то, что ее участники были главным образом этническими арабами. Несмотря на то, что Ирак номинально находится в состоянии войны с еврейским государством, власти Иракского Курдистана на протяжении многих лет практически открыто поддерживают связи с Израилем.

Контролируемые шиитами центральные власти Ирака незамедлительно отреагировали на это события. В воскресенье иракское правительство выступило с официальным осуждением упомянутой конференции в Эрбиле и прозвучавших в ее ходе призывов к нормализации отношений Ирака с Израилем. В заявлении канцелярии премьер-министра Ирака Мустафы аль-Казыми было сказано, что конференция в Эрбиле была «незаконна и не представляет точку зрения жителей Ирака (…). Эти политические деятели, принимавшие участие (в конференции – В.Ч.), пытаются в своем отчаянии говорить от имени народа. Но они представляют позиции лишь тех, кто принимал участие в этом мероприятии». Более того, в заявлении канцелярии премьер-министра было сказано, что само по себе «представление понятия нормализации (отношений с Израилем – В.Ч.) в Ираке недопустимо с конституционной, юридической и политической точек зрения».

Особо следует обратить внимание на то, что, помимо этого, в процитированном выше заявлении было сказано, что речь идет о «попытке дестабилизировать обстановку в Ираке в целом и возобновит общинный дискурс на фоне идущей во всем Ираке подготовки к выборам в парламент». В этом пассаже содержится прямой намек на сильную напряженность в отношениях между преобладающими на юге страны шиитами и населяющими центральные районы Ирака (так называемый «суннитский треугольник») арабоязычными суннитами. Последние оказались после свержения режима Саддама Хусейна и разгрома «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России)) в проигрышном положении по сравнению с шиитами. Что касается курдов, подавляющее большинство которых исповедует ислам суннитского толка, то среди них этническая идентичность однозначно преобладает над конфессиональной, а потому они выступают во внутренней политике Ирака в качестве силы, отдельной от арабоязычной суннитской общины. С особой остротой это проявлялось во время осуществленной опиравшимся главным образом на арабоязычных суннитов режимом Саддама Хуссейн в 1987-1989 гг. операции «Анфаль», в ходе которой против иракских курдов применялось химическое оружие, а также во время сравнительно недавней военной кампании против суннитского ИГ.

Конференция в Эрбиле вызвала взрыв негодования среди активно поддерживаемых Ираном политических лидеров шиитской общины Ирака. В выступления шиитских депутатов иракского парламента эмоциональные утверждения, согласно которым речь идет о «конференции предательства и позора». А известный иракский шиитский проповедник Мукадата а-Садар написал на своей странице в Твиттере, что власти Эрбиля обязаны были воспрепятствовать проведению «сионистских террористических конференций» и арестовать их участников.

Стремясь снизить напряженность в отношениях с контролируемым шиитами центральным правительством Ирака, Министерство внутренних дел Иракского Курдистана поспешило обнародовать заявление, в котором было сказано, что конференция в Эрбиле состоялась без ведома и без разрешения местных властей и что она ни в коей форме не выражает позиции правительства Иракского Курдистана. Однако политические комментаторы израильских СМИ выразили уверенность в том, что данное заявление властей курдской автономии не соответствует действительности, поскольку сам полунезависимый Иракский Курдистан де-факто давно нормализовал отношения с еврейским государством, и присутствие в нем израильтян достаточно ощутимо.

Так или иначе, после заявления премьер-министра Мустафы аль-Казыми иракский суд выдал ордера на арест главы коалиции суннитских племен Виссама аль-Хардана и сотрудницы Министерства культуры Ирака Сахар Карим ат-Тааи, которые выступили на конференции в Эрбиле с призывами к нормализации отношений с Израилем. Помимо этого, был выдан ордер на арест суннитского иракского политика Миталя аль-Алуси, который не принимал участие в упомянутой конференции (он находится на лечении в Германии), но на протяжении последних лет высказывался в пользу нормализации отношений Ирака с еврейским государством и даже посетил Израиль по приглашению элитного частного ВУЗа Междисциплинарный центр в Герцлии. После получения сообщения о выдаче ордера на его арест Миталь аль-Алуси заявил в интервью израильским СМИ, что он не намерен отказываться от своих убеждений, согласно которым мир с еврейским государством отвечает стратегическим интересам Ирака и арабского мира в целом. По поводу же ордеров на арест участников конференции в Эрбиле иракский политик сказал, что соответствующее решение принималось не иракцами, а иранскими Корпусом стражей исламской революции (КСИР), и является проявлением прямой зависимости контролируемого шиитами центрального правительства Ирака от шиитского Ирана, проводящего последовательную антиизраильскую политику.

В заключение представляется уместным упомянуть о том, что, по мнению комментаторов израильских СМИ, созданию положительного имиджа еврейского государства среди иракцев в значительной степени способствуют добрые воспоминания о многочисленной еврейской общине, проживавшей в Ираке до 50-х годов прошлого века. Евреи появились на территории современного Ирака (в еврейской традиции она называется Вавилонией) не позднее VI века до н.э., почти за полтора тысячелетия до того, как в VII веке н.э. эту страну завоевали арабы. В ранее Средневековье на территории современного Ирака был составлен Вавилонский Талмуд, являющийся одним из основополагающих сакральных текстов современного раввинистического иудаизма. Положение евреев в Ираке резко ухудшилось в начале Второй мировой войны, когда к власти в стране пришел пронацистский режим Рашида Али. В 1941 году произошел погром в Багдаде в результате которого 179 евреев были убиты, 2118 – ранены, а еврейское имущество разграблено. После этого начался исход евреев из Ирака, которым руководило сионистское подполье, действовавшее с 1941 по 1951 год. После принятия Генеральной Ассамблее ООН решения о разделе британской подмандатной территории Палестина на еврейское и арабское государство в 1947 году и присоединения иракской армии к агрессии против только что созданного Государства Израиль в 1948 году преследования иракских евреев еще более усилились, что в свою очередь привело к резкому росту потока репатриантов, направлявшихся в Израиль. В результате подавляющее большинство из 156 тысяч проживавших в 1947 году в Ираке евреев уже в начале 1950-х годов репатриировалось в Израиль. Оценки численности репатриантов из Ирака и их родившихся в Израиле потомков колеблются сейчас от 228 тысяч до 600 тысяч (такой разброс объясняется наличием многочисленных межобщинных браков и родившихся в них детей, у которых лишь один из родителей является иракскими евреем). В самом же Ираке, по данным на 2021 год, остается только 3 еврея.

55.52MB | MySQL:105 | 0,383sec