Президент Алжира Абдельмаджид Теббун и начальник штаба Национальной народной армии (ННА) Алжира Саид Шенгриха еще с февраля с.г. приступили к массовой реорганизации алжирских спецслужб с целью искоренения наследия предшественника Шенгрихи Ахмеда Гаида Салаха, который поставил службы безопасности под полный контроль армии. На сегодня эта деятельность далеко не закончена, а наоборот получила новый импульс на фоне растущих противоречий Алжира с его основным региональным конкурентом в лице Марокко. Одной из основных фигур в этой реорганизации является один из бывших руководителей спецслужб М’Хна Джеббар, который был вовлечен в чистку кадров из числа протеже бывшего начальника штаба ННА Ахмеда Гаида Салаха, и теперь консультирует по этому вопросу и Саида Шенгриху, и президента Абдельмаджида Теббуна. При этом, как отмечают французские источники, реорганизация спецслужб Алжира еще далеко не закончена.
Генерал-майор М’Хена Джеббар еще не получил обещанную ему должность координатора служб безопасности, как планировалось в течение нескольких месяцев, но, тем не менее, он вернулся в центр координации начальника штаба ННА Саида Шенгрихи и аппарата безопасности президента Абдельмаджида Теббуна. Согласно французским источникам в Алжире, с этим бывшим (1995-2014) главой Центрального управления военной безопасности (DCSA), который был освобожден из тюрьмы в прошлом году, теперь почти ежедневно консультируется этот дуэт, который собственно и управляет страной. Это его неофициальное возвращение к активной служебной деятельности является частью масштабной реабилитации старших офицеров, уволенных бывшим начальником штаба ННА Ахмедом Гаидом Салахом, который в конечном итоге стал фактическим лидером Алжира между падением президента Абдельазиза Бутефлики в апреле 2019 года и его собственной смертью восемь месяцев спустя. Ахмед Гаид Салах начал масштабную чистку армии и спецслужб, нацеленную на старших офицеров, подозреваемых в сговоре со своим заклятым врагом, бывшим главой Департамента разведки и безопасности (DRS) Мухаммедом «Туфиком» Медьеном, который сам подозревался в сговоре с остатками клана Бутефлика и в стимулировании массовых протестных проявлений. На фоне этой общей паранойи Джеббар был арестован в октябре 2019 года и приговорен к восьми годам тюремного заключения за «торговлю влиянием» и «незаконное обогащение». Другие зачищенные ранее офицеры были возвращены в ближний круг советников Шенгрихи, который символически переехал несколько месяцев назад на виллу рядом с виллами, занимаемыми Медьеном и бывшим командующим ННА Халедом Неззаром, еще одним заклятым врагом его предшественника. Возвращение Джеббара также является частью капитальной реорганизации спецслужб, которого добивается Шенгриха в рамках обновления их аппарата, разрушенного годами ожесточенного противостояния между Ахмедом Гаидом Салахом, «Туфиком» Медьеном и А.Бутефликой. В рамках этой реорганизации начальник штаба ННА уже обязался передать основные внутренние и внешние шпионские агентства — DGSI, DGRT, DDSE — в ведение DCSA, службы военной разведки, возглавляемой Сидом Али Ульд Земирли. Но решение отложить назначение Джеббара координатором всех этих органов показывает, что Шенгриха сталкивается с внутренним сопротивлением, которое все еще остается высоким. Некоторые руководители спецслужб, которые отпочковались от бывшей гражданской спецслужбы контрразведки DRS, не хотят попадать под полный контроль военных. И распространение кризисов как внутренних (таких как протесты движения «Хирак», лесные пожары в Кабилии, политические беспорядки), так и внешних (Марокко, Сахель, Ливия) удерживает сейчас Шенгриху от чрезмерного давления на спецслужбы. Глава DGSI Абдельгани Рахеди, который не смог полностью подавить протесты движения «Хирак» и должен был быть заменен Ачуром Букачабией в силу именно этих причин на данный момент остается на своем посту, как и глава DGST Смейн Аджафен.
С другой стороны, Шенгриха использует нынешнюю реорганизацию и кадровые перестановки в военном руководстве, чтобы убрать генералов, считающихся слишком близкими к Ахмеду Гаиду Салаху. Прошло уже несколько этапов кадровой чистки, нацеленных на средние эшелоны ВВС и ПВО, а также на командование несколько военных округов, последними по времени жертвами которой стали 9 сентября Буалем Мади, бывший глава DCIO, который занимается пропагандой и разработкой военной доктрины, и начальник службы здравоохранения армии Абделькадер Бенджелуль. Имена их сменщиков пока не объявлены. Ранее, как и ожидали местные эксперты, генеральный секретарь Министерства обороны Абдельхамид Хрисс, близкий друг Ахмеда Гаида Салаха, стал фигурантом в антикоррупционном расследовании, связанном с закупками беспилотных летательных аппаратов в ОАЭ, и был заменен в марте — на временной основе — Мухаммедом Салахом Бенбичой. Практически одновременно с этим Шенгриха заменил могущественного начальника Национальной жандармерии Нуреддина Гуасмию одним из своих самых доверенных людей, Яхией Али Уэлхаджом. Жандармерия, бюджет которой за последние годы был увеличен в десять раз, находится на переднем крае борьбы с протестами движения «Хирак» и в борьбе с умышленными поджогами в мятежной Кабилии. Она также активно участвует в некоторых антикоррупционных расследованиях, направленных против бизнесменов, близких к свергнутому президенту А.Бутефлике.