Израильские эксперты о политике руководства страны в отношении иранской угрозы

В отличие от правительств во главе с Биньямином Нетаньяху, которые категорически выступали против Совместного всеобъемлющего плана действий («ядерной сделки» с Ираном, заключенной при администрации Барака Обамы в 2015 г., из которой Дональд Трамп вышел в одностороннем порядке в мае 2018 г.), действующее с июня 2021 г. израильское правительство Беннета-Лапида отказалось от публичного противодействия возвращению США к соглашению. Некоторые израильские эксперты по этому поводу высказывают опасения.

Джо Байден после победы на президентских выборах приступил к реализации намерения вернуть США к «ядерной сделке» 2015 г. Иранцы в апреле 2021 г. возобновили непрямые переговоры с посланниками Белого дома в Вене. Пока премьер-министром был Б.Нетаньяху, Израиль активно сопротивлялся политике новой американской администрации, призывал к более жестким ограничениям в отношении Ирана. В частности, министр разведки Эли Коэн в апреле этого года (с июня 2021 г. этот пост занимает Элазар Штерн) заявил, что в отношении иранской угрозы Израиль не считает себя связанным дипломатией, и предупредил, что «плохая сделка [с Ираном] приведет регион к войне». «Любой, кто ищет краткосрочные выгоды, должен помнить и о долгосрочных», – сказал он. «Израиль не позволит иранцам получить ядерное оружие. Они нигде не пользуются иммунитетом. Наши самолеты могут достичь любой точки Ближнего Востока – и, конечно, Ирана»[i].

Президент созданного в 2017 г. «ястребиного» аналитического центра в сфере безопасности Иерусалимского института стратегии и безопасности (Jerusalem Institute for Strategy and Security, JISS) проф. Эфраим Инбар и эксперт JISS в области стратегии и национальной безопасности Омар Дустри отмечают, что в выступлении на 76-й сессии Генассамблеи ООН 27 сентября этого года премьер-министр Израиля Нафтали Беннет не упомянул о ядерном соглашении и не выступил против возвращения США к СВПД. Он пообещал Байдену не вести в средствах массовой информации кампанию против его политики в отношении этого вопроса. Министр иностранных дел и альтернативный премьер-министр Яир Лапид (который ранее поддерживал соглашение с Ираном) заявил на встрече с госсекретарем США Энтони Блинкеном в июне 2021 г., что «по мнению Израиля, обсуждать возражения (по ядерной сделке) необходимо в рамках прямого профессионального дискурса, а не на пресс-конференции». К ним присоединился министр обороны Бени Ганц, который в интервью журналу Foreign Policy 14 сентября 2021 г. сказал, что «Израиль может жить с новым ядерным соглашением»[ii].

По мнению экспертов JISS, нынешнее израильское правительство пытается избежать напряженности в отношениях с администрацией Байдена, которая стремится возродить соглашение с Ираном. Возможно, новое руководство считает ядерную сделку не такой опасной и/или ценит координацию с Соединенными Штатами по вопросу иранской ядерной программы больше, чем его предшественники. В прошлом в израильском оборонном ведомстве подобные голоса также раздавались. Может быть по оценкам правительства возобновление действия СВПД не произойдет в связи с изменением позиции Ирана или из-за того, что США не смогут выполнить условия, поставленные Ираном, – отменить все наложенные на него экономические санкции, и пересмотреть соглашение в одностороннем порядке.

В любом случае, полагают эксперты Иерусалимского центра публичной политики, отказ от сопротивления намерениям американцев вернуться к ядерной сделке влечет за собой ряд значительных рисков, которые могут сорвать усилия Израиля, направленные на недопущение получения Ираном ядерного оружия.

Во-первых, возвращение к первоначальному соглашению, к чему стремятся американцы, оставляет без изменений слабые места СВПД, которые позволяют Ирану приблизиться к цели создания ядерной бомбы. Так, соглашение от 2015 г. не запрещает научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по модернизации центров по обогащению урана. Кроме того, международный режим контроля его соблюдения не является достаточно жестким, чтобы предотвратить нарушения. Многие ограничения в рамках иранской ядерной программы истекут уже в 2025 г. «Учитывая ощущение в Израиле и в Вашингтоне, что Иран находится в нескольких месяцах от создания бомбы, израильская политика вызывает недоумение».

Во-вторых, отмечают эксперты, «соглашаясь на возвращение США к ядерной сделке с Ираном, Израиль вряд ли в силах требовать от американцев выполнить обещание заключить отдельное, «лучшее и более длительное» соглашение, направленное на исправление недостатков СВПД и ограничение иранской программы баллистических ракет; а также требовать обуздать иранскую агрессию, финансирование и поддержку терроризма на Ближнем Востоке. На достижение нового соглашения с Ираном и раньше не возлагали больших надежд. А теперь, после уступки со стороны Израиля, оно представляется тем более нереальным».

В-третьих, полагают эксперты, сопротивление Израиля заключению соглашения придает легитимность его односторонним военным действиям, направленным против ядерной программы Ирана. А после того, как израильское руководство заявило о том, что готово к возобновлению ядерной сделки и публично объявило, что «может с этим жить», оправдать военные шаги будет сложнее. Противодействие соглашению имеет стратегическое значение еще и потому, что сигнализирует всему миру о том, что в случае необходимости Израиль будет действовать без координации с Соединенными Штатами. Это важный аспект в израильской концепции безопасности, означающий готовность Израиля защищать себя самостоятельно. «Значение обещания нового израильского правительства администрации Байдена проводить «политику без сюрпризов» не совсем понятно», и «не согласуется с одним из ключевых аспектов израильской концепции безопасности». «Таким образом, готовность действовать в соответствии с политикой США по жизненно важному для Израиля вопросу свидетельствует об отсутствии силы воли и политической слабости [израильского руководства]».

В-четвертых, пишут эксперты JISS, «изменение политики Израиля [после ухода Б.Нетаньяху] ставит под угрозу его достижения в регионе. Публичное неприятие американской позиции по Ирану после выступления Б.Нетаньяху в Конгрессе США в 2015 г. вызвало в арабских столицах большую симпатию к Израилю. «Авраамовы соглашения» во многом стали результатом твердой позиции Израиля даже в условиях индифферентного подхода администрации Обамы к ядерной программе Ирана. Бескомпромиссная израильская позиция в отношении Ирана – краеугольный камень хороших отношений со странами Персидского залива. Таким образом, именно тогда, когда Соединенные Штаты уходят с Ближнего Востока и Израиль мог бы иметь большее стратегическое значение для арабских стран, новое правительство присоединяется к американскому соглашательскому подходу к Ирану».

В-пятых, отмечается, что изменение политики Израиля в сторону легкомысленного отношения к ядерной сделке, усиливает иллюзию того, что, если Иран создаст бомбу, может установиться баланс в ядерном устрашении. Однако само обладание ядерным оружием не обязательно приводит к эффективному взаимному сдерживанию. Не исключено, что у Ирана появится стимул атаковать первым. На Ближнем Востоке невозможно воспроизвести ситуацию времен холодной войны между Соединенными Штатами и Советским Союзом: небольшие расстояния уменьшают время для оповещения; трудности с формированием «сил второго удара»; технологические возможности позволяют создать «силы первого удара»; отсутствие прямых контактов между Израилем и Ираном; готовность Ирана нести большие потери – все это не способствует эффективному ядерному сдерживанию.

В-шестых, изменение позиции израильского руководства способствует распространению ядерного оружия по Ближнему Востоку, что является «стратегическим кошмаром» для Израиля. В большинстве столиц ближневосточного региона соглашались с тем, что СВПД от 2015 г. был ошибкой, а ожидание того, что Иран выполнит соглашение, – иллюзией. Ослабление израильского противодействия ядерной программе Ирана усиливает опасения Турции, Саудовской Аравии и Египта перед лицом вооруженного не конвенциональным оружием Ирана и может заставить их заняться устранением пробелов в ядерной сфере. Наличие в регионе нескольких стран, обладающих ядерным оружием, создает Израилю очень сложную проблему.

В-седьмых, тот факт, что Израиль смирился с возобновлением ядерной сделки, снижает готовность США «компенсировать» ему ущерб, поэтому Иран продолжит продвигаться к созданию ядерной бомбы. По мнению Э.Инбара и О.Дустри, «Соединенные Штаты, безусловно, были бы готовы предпринять меры, чтобы Израиль почувствовал себя в большей безопасности и, возможно, получил бы большее пространство для маневра в случае, если Иран нарушит соглашение. Например, изучалась возможность покупки Израилем противобункерных бомб GBU-57, которые Вашингтон до сих пор отказывался ему продавать».

Наконец, полагают в JISS, «отказ израильского руководства противодействовать соглашению укрепляет позиции Ирана в регионе. Именно Тегеран, заключив международное соглашение, достигнет своей цели – получит статус ядерной региональной державы, при этом связав Израиль по рукам. Это воодушевит все экстремистские исламистские силы, особенно в свете позорного вывода американских войск из Афганистана».

Таким образом, утверждают эксперты Иерусалимского института стратегии и безопасности, «отказ Израиля противодействовать возвращению Соединенных Штатов к ядерной сделке с Ираном – даже если только по причине признания того факта, что у израильского руководства нет реальной возможности повлиять на решение Вашингтона по этому вопросу – наносит ущерб интересам безопасности еврейского государства». По сути, они призывают правительство Беннета-Лапида вернуться к политике Б.Нетаньяху, т.к. «еще не поздно» это сделать и не позволить США присоединиться к ядерной сделке.

По мнению экспертов еще одной израильской «ястребиной» «фабрики мысли» Иерусалимского центра публичной политики (Jerusalem Centre for Public Affairs, JCPA), Иран является для Израиля сложным дипломатическим вызовом. «С одной стороны, израильская дипломатия должна быть достоверной и точной, в отличие от иранской, которая преуспевает в мошенничестве и уклонении [от обязательств]. Израиль не должен идти по этому пути. С другой стороны, израильскому руководству необходимо сформировать международную коалицию против решимости Ирана создать ядерные силы и поставить под угрозу безопасность еврейского государства, Ближнего Востока и всего мира». Задача заключается в том, чтобы разъяснить потенциальным членам антииранской коалиции актуальность иранской проблемы и необходимость незамедлительных совместных действий. Экспертам JCPA «очевидно, что Иран находится на завершающей стадии процесса изготовления бомбы, и это уже не вопрос лет или месяцев, а гораздо меньшего времени». Они считают ошибкой со стороны Израиля думать, что у него есть время. Времени у Израиля нет, т.к. Иран одновременно работает над всеми компонентами своей ядерной программы[iii].

В отличие от своих коллег из Иерусалимского института стратегии и безопасности, эксперты JCPA в сложившейся ситуации с иранской угрозой не упрекают израильских политиков. «Настоящими виновниками» они называют иранских лидеров. Сразу после заключения первых ядерных соглашений между Ираном и Европейским союзом в 2005 г. Тегеран «скрыл доказательства ядерной активности на ряде объектов, которые должны были находиться под наблюдением». По словам экспертов, «с тех пор это стало моделью поведения Ирана», тогда как «западные страны действуют, с одной стороны, наивно, а с другой – желая поддерживать торговые связи с иранцами». В том, что Тегерану удалось успешно работать над всеми компонентами ядерной программы и приблизиться к созданию бомбы, они обвиняют Запад и его бездействие.

[i] ‘Bad deal with Iran will send region spiraling into war,’ minister warns // Israel. Hayom. 30.04.2021 -https://www.israelhayom.com/2021/04/30/bad-deal-with-iran-will-send-region-spiraling-into-war-israeli-minister-warns/

[ii] חמורה שגיאה הוא הגרעין להסכם ההתנגדות על ויתור [Отказ от оппозиции ядерной сделке – серьезная ошибка] // JISS. 30.09.2021 — https://jiss.org.il/he/inbar-dostri-giving-up-opposition-to-the-nuclear-deal-is-a-mistake/

[iii] אורניום רק לא –לפצצה האיראנית הדרך פריצת [Иранский прорыв к бомбе – не только уран] // JCPA. 29.09.2021 — https://jcpa.org.il/article/פריצת-הדרך-האירנית-לפצצה-לא-רק-אורני/

52.32MB | MySQL:103 | 0,480sec