О продолжении работ над новыми образцами артиллерийского вооружения в Турецкой Республике

Войсковые операции подразделений СВ ВС Турецкой Республики, проводимые последние три года на территории соседних Сирии и Ирака показывают необходимость применения высокомобильных артиллерийских подразделений с орудиями крупного калибра, которые позволяют наносить огневое поражение противнику на значительном удалении и гарантируют значительный урон, как живой силе, так и технике и даже долговременным укрепленным сооружениям.

По замыслу турецких военных, высокая мобильность позволяет артиллерийским подразделениям совершать марш-броски в заданный район, выполнять залповую стрельбу в течение 90 секунд и покидать позиции до момента ответного огня со стороны противника. В свою очередь низкая мобильность обуславливает необходимость проведения инженерной подготовки, сопровождающейся значительными временными затратами и привлечением подразделений инженерных войск, которым требуется возвести укрытия, способные защитить артиллерийские установки от противотанковых управляемых ракет. Изготовление подобных укрытий возможно только с применением броневой стали и высокопрочного бетона.

Как известно, в рамках операции «Оливковая ветвь» подразделения СВ ВС Турецкой Республики потеряли 2 самоходные артиллерийские установки Т-155 «Фиртина» именно в результате нападений курдских отрядов, которые применили ПТУР.  Попадания таких ракет привели к полному уничтожению САУ и даже гибели экипажа в одном из случаев, поскольку Т-155 не обладают высоким уровнем броневой защиты, а также не оснащаются динамической защитой и, соответственно, единственным возможным вариантом сохранения техники является возведение качественных инженерных укреплений, способных выстоять при попадании ПТУР.

С учетом полученного опыта боевого применения САУ Т-155 «Фиртина» специалисты предприятий ОПК Турции – BMC Otomotiv Sanayi ve Ticarat A.S, Aselsan и Makina ve Kimya Endustrisi Kurumu  скорректировали проект артиллерийской установки следующего поколения под обозначением Firtina-NG (литеры NG – Next Generation, следующее поколение), которая имеет следующие отличия от предыдущей модели.

Во-первых, турецкие конструкторы разработали новую башню, в которой разместили систему кондиционирования воздуха, что важно в условиях жаркого климата Ближнего Востока. Также, установлена система обогрева, которая необходима в зимний период (особенно в ночное время и в горных районах) для обеспечения экипажу комфортных условий службы на передовой при отсутствии возможности размещения в долговременных капитальных укрытиях или палатках-термосах.

Во-вторых, турецкие специалисты модифицировали гидропневматическую подвеску, заменили опорные катки, которые получили дополнительное резиновое покрытие. В дополнение были заменены гусеничные траки, которые унифицированы с ОБТ «Алтай».

С высокой долей уверенности можно утверждать, что производство ходовой части будет осуществляться компанией BMC Otomotiv Sanayi ve Ticarat A.S на заводе, расположенном в провинции Сакарья.

В-третьих, благодаря увеличенным размерам башни удалось разместить боекомплект в количестве 30 снарядов и обеспечить хранение, как стандартных, так и модульных зарядов. Турецкие конструкторы применили полностью электрическую систему поворота башни и подъема орудия.

В-четвертых, был повышен уровень боевой эффективности за счет установки цифрового панорамного прицела командира, системы спутниковой навигации и системы информации об оперативной обстановке на поле боя.  Данные компоненты позволяют турецким артиллеристам разделять батарею классического состава из 4 САУ на две равные части, которые способны наносить сосредоточенные удары по одной группе целей с разных позиций, что повышает живучесть подразделения.

В-пятых, для обеспечения самообороны экипажа на крыше башни САУ установлен оружейный модуль с телевизионным управлением – модель SARP, в котором смонтирован пулемет калибра 12,7 мм с боекомплектом.

Перечисленные выше модификации привели к увеличению массы САУ на 1 тонну, что не является препятствием для перевозки данного образца вооружения по железной дороге или на автомобильных полуприцепах.

В совокупности, мероприятия, проведенные специалистами компаний BMC и Aselsan, позволяют экипажу САУ Firtina-NG открыть огонь спустя 15 секунд после остановки и вести его со скоростью до 15 выстрелов в минуту. Следует отметить, что в боекомплект обновленной САУ входят три модели осколочно-фугасных боеприпасов, а именно М107 (максимальная дальность стрельбы 18 км), М549А1 (максимальная дальность стрельбы 30 км) и MOD 247 ER (максимальная дальность стрельбы 45 км).

Первые два боеприпаса являются стандартными для СВ ВС стран-членов НАТО, тогда как MOD 247ER это одна из новинок компании Makina ve Kimya Endustrisi Kurumu, специалисты которой при содействии партнеров из Roketsan работают над оперенным корректируемым боеприпасом с дальностью стрельбы до 60 км.

Следует отметить, что турецким специалистам в рамках работы над САУ Firtina-NG приходится преодолевать различные трудности, поскольку осложнение военно-политических контактов на высшем уровне со странами Запада самым негативным образом повлияло и на военно-техническое сотрудничество с иностранными военно-промышленными компаниями.

Так, немецкая компания MTU отказала турецким партнерам в поставках турбированных дизельных двигателей и, как следствие, предприятия ОПК Турецкой Республики были вынуждены начать разработку силовых агрегатов своими силами. Одновременно был запущен переговорный процесс с украинскими разработчиками дизельных двигателей. Следует отметить, что ОПК Турции надеялся приобретать двигатели немецкого производства через посредника – Азербайджан, однако компания MTU «закрыла и этот окно».

Кроме того, вследствие разрыва военно-технической кооперации турецкие оружейники не смогли получить доступ к новым разработкам в области артиллерийских орудий и вынуждены были оставить на САУ Firtina-NG орудие с длиной ствола 52 калибра.  Как известно, в США начато серийное производство новых САУ с орудием, длина ствола которого составляет 58 калибров, что положительно повлияло на дальность ведения огня даже стандартными боеприпасами.

В дополнение к вышесказанному отметим, что проект САУ Firtina-NG реализуется в интересах Сухопутных войск Вооруженных сил Турецкой Республики (запланирована поставка 140 ед. САУ), артиллерийских подразделений СВ ВС Азербайджана (подписан контракт на 34-38 САУ) и СВ ВС Эмирата Катар (известно о намерении приобрести 20 САУ). Зарубежные источники сообщают, что азербайджанская сторона выделила около 250 млн долл. США на разработку рассматриваемой САУ, тогда как Катар профинансировал модернизацию производственной площадки компании BMC Otomotiv Sanayi ve Ticarat A.S – выделено 50 млн долл. США.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным утверждать, что предприятия ОПК ТР при определенной финансовой поддержке извне и в сотрудничестве с предприятиями военной промышленности Украины  вполне способны выполнить поставки САУ Firtina-NG согласно подписанных контрактов и соглашений.

53.34MB | MySQL:103 | 0,537sec