Ситуация в Турции: декабрь 2008 г.

События в российско-турецких отношениях в декабре вновь продемонстрировали значимость российского направления как одного из приоритетных во внешнеполитической стратегии Анкары.

Прежде всего, необходимо отметить, что Россия сделала еще один важный и уверенный шаг по закреплению своих позиций в атомной энергетике Турции. В Анкаре было официально объявлено, что Агентство по атомной энергии Турции /Turkiye Atom Enerjisi Kurumu–ТАЕК/ признало тендерное предложение России на строительство первой в Турции АЭС удовлетворяющим «технологическим критериям». Это значит, что турецкие эксперты вскрыли и изучили второй конверт тендерных предложений российской стороны, которая была представлена консорциумом в составе российских компаний «Атомстройэкспорт» и «Интер РАО ЕЭС», а также турецкой компании «Парк Текник». Российско-турецкий консорциум оказался единственным участником данного тендера, представившим необходимые документы в определенный турецким правительством срок.

По признанию турецких специалистов, основным требованием к проектируемой АЭС в Турции было соответствие современным технологиям и инновационным решениям, а также нормам МАГАТЭ. Российские предложения по всем параметрам признаны соответствующими этим требованиям. Это является справедливой и заслуженной оценкой российских атомных технологий. Действия российских компаний на зарубежных рынках атомной энергетики выглядят сегодня достаточно уверенными, а их технологии и условия гораздо предпочтительней, чем предложения конкурентов. В связи с этим, турецкие эксперты особо отмечают реализацию проекта в Индии и успешное завершение еще одного проекта в Китае. Оценка российских предложений, полагают турецкие специалисты, объективна и открывает хорошие перспективы к взаимовыгодному сотрудничеству в чрезвычайно важной для России, Турции и всего региона сфере.

Чтобы понять значимость этого атомного проекта, замечу, что специалисты справедливо сравнивают его с реализацией другого уникального российско-турецкого проекта «Голубой поток», который сегодня стабильно снабжает турецкую экономику газом и ни разу не подводил турецких потребителей в плане объемов и сроков поставок голубого топлива. Что касается важности проекта для турецкой экономики и внутренней стабильности в стране в целом, то следует обратить внимание на следующий факт. Сегодня 47% электроэнергии в Турции производится за счет природного газа, и очень важно сбалансировать этот показатель с помощью атомной энергетики, уменьшив таким образом зависимость национальной экономики от газовых поставок из-за рубежа.

Справедливости ради, следует отметить, что положительная оценка изложенных во втором конверте российских предложений – это значимый успех, но он еще не означает окончательной победы России в турецком атомном тендере. Существует еще третий конверт, где изложены вопросы цены, порядка и сроков оплаты будущих работ по сооружению АЭС. После обсуждения его содержания все условия будут еще раз проанализированы в министерстве энергетики и природных ресурсов, и лишь после этого согласованные во всех ведомствах предложения будут вынесены на заседание кабинета министров Турции, которое и примет окончательное решение. Это очень сложные этапы, прохождение которых зависит от многих факторов. Один из наиболее важных вопросов – сумеет ли Анкара отказаться от политизации данного вопроса при окончательном принятии решения.

В декабре продолжилась подготовка к российско-турецкому саммиту в Москве. Как известно, определена дата перенесенного в связи с болезнью А. Гюля визита главы Турецкой Республики в Россию. Визит состоится 12-15 февраля. Примечательно, что в его рамках запланирована поездка президента Турции в Татарстан. В ходе подготовки стороны согласовали текст совместной Декларации о продвижении новому этапу отношений между Турцией и Россией и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнерства. По мнению экспертов двух стран, этот документ призван сыграть важную роль в укреплении договорно-правовой базы в отношениях между двумя странами.

Как этап подготовки к российско-турецкому саммиту в Москве можно рассматривать декабрьский визит в Турцию российского министра транспорта Игоря Левитина, который провел переговоры в Стамбуле с турецким коллегой, министром транспорта Бинали Йилдырымом. Особое внимание в ходе переговоров с учетом увеличения грузопотока между странами было уделено вопросам выработки оптимальной системы двусторонних и транзитных автомобильных перевозок.

Министры обсудили изменения в действующее Соглашение о международном автомобильном сообщении, предусматривающие отмену сборов за транзитный проезд и снижение бюрократических барьеров. Стороны отметили, что в условиях мирового экономического кризиса необходимо принимать взаимные меры по обеспечению транспортных операторов двух стран работой и снижать издержки в организации перевозок. В частности, Москва и Анкара предложили сделать равными условия для транзита с точки зрения взимания сборов за пользование дорожной инфраструктурой, упростить процедуру таможенного оформления, ввести практику получения многократных виз. Игорь Левитин и Бинали Йилдырым договорились провести в феврале 2009 года двустороннюю встречу экспертов по автомобильному транспорту для подготовки решений, направленных на повышение эффективности перевозок между Россией и Турцией.

С учетом автокатастрофы в Израиле министры транспорта двух стран обсудили тему повышения безопасности перевозок российских туристов на территории Турции. Турецкая сторона высказала готовность передать России список транспортных компаний, имеющих государственные лицензии на перевозку российских пассажиров на территории Турции. Это очень своевременная договоренность позволит российским туроператорам заключать договора с надежными компаниями, гарантирующими комфорт и безопасность перевозок.

В ходе стамбульских переговоров министры дали положительную оценку развитию двустороннего сотрудничества в области морского транспорта. Они отметили ежегодный рост грузопотока между портами России и Турции, который за последние два года увеличился на 25%. Была достигнута договоренность об ускорении подготовки двустороннего Соглашения о морском сообщении. Кроме того, стороны договорились об обмене информацией по вопросам контроля за движением судов у побережий двух стран, включая Черноморские проливы.

Турецкие эксперты высоко оценивают результаты визита российского министра в Турцию. Они отмечают, что достигнутые договоренности позволят значительно активизировать российско-турецкое сотрудничество в области транспорта, которое является одним из приоритетных направлений взаимовыгодных торгово-экономических отношений между двумя странами.

В декабре произошло изменение на американском треке турецкой внешней политики, которое, по мнению Вашингтона и Анкары, должно в конце концов способствовать перелому тенденции укрепления антиамериканских настроений в турецком обществе. В Анкару прибыл новый посол США в Турции Джеймс Джефри. Он отметил, что Соединенные Штаты «очень высоко оценивают свое стратегическое сотрудничество с близким другом и важным союзником Турцией». «Соединенные Штаты продолжат тесное сотрудничество с Турцией, и я надеюсь, что наше сотрудничество продолжится и приобретет новую силу во всех сферах», — сказал посол. Джеймс Джефри ранее занимал в посольстве США в Турции 3 разные должности, владеет турецким языком. По мнению аналитиков, Джефри был назначен послом США в Турции за его глубокие знания о Турции и опыта, который он имеет в вопросах верной оценки ситуации на Ближнем Востоке и перспектив ее развития.

Помогут ли эти знания и опыт изменить имидж США в сознании турецкого общества, покажет ближайшее будущее. Сделать это будет непросто. Об этом свидетельствует активность, с которой в политических и дипломатических кругах Турции, ведущих средствах массовой информации страны обсуждался доклад одного из самых известных экспертов США по международным вопросам Грэхема Фуллера, который проанализировал нынешнее состояние турецко-американских отношений на представительной конференции в Вашингтоне, организованной исследовательским центром Джорджтаун фонд.

Мнение этого политолога довольно авторитетно, ведь он в прошлом высокопоставленный офицер Центрального разведывательного управления, работавший в Турции и Иране, бывший заместитель главы Национального Совета по Разведке, главный политический аналитик корпорации RAND, автор нескольких нашумевших монографий про проблемам Востока и вопросам ислама. Тема вашингтонской конференции «Турция и Кавказ после Грузии». Грэхем Фуллер в своем докладе проанализировал состояние турецко-американских отношений после агрессии Грузии против Южной Осетии.

Американский политолог констатировал, что трагические события на Кавказе еще раз убедительно подтвердили несовпадение региональных интересов США и Турции. Анкара настроена на развитие добрососедских отношений со своими соседями Ираном и Сирией, выступает с инициативой создания Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе, пытается наладить диалог и радикальными исламскими группировками. «Вашингтон же стремится реализовать только свои интересы без учета мнения союзников, проводит, в частности, политику изоляции Ирана и Сирии», — отмечает Грэхем Фуллер и делает вывод, что сегодня «Турция, реализуя политику сотрудничества и добрососедства, не является союзником США». Более того, американский политолог выражает надежду, что и Вашингтон прекратит политику поучений других стран и возьмет пример с Анкары, которая проводит сбалансированную и здравомыслящую региональную политику, выступает против однополярного мира.

Наряду с этим, обращают на себя внимание и слова Грэхема Фуллера об интересе, который, по его мнению, Турция и Иран проявляют к Шанхайской организации сотрудничества /ШОС/. И это еще раз показывает, по его мнению, ущербность и ошибочность внешней политики США, стремящихся к гегемонии на евразийском пространстве.

Турция продолжила в декабре свои посреднические усилия в урегулировании сирийско-израильских отношений. Глава правительства Израиля Эхуд Ольмерт встретился 22 декабря в Анкаре с президентом Турции Абдуллахом Гюлем и обсудил с ним проблему ракетных обстрелов израильской территории и планируемую военную операцию в секторе Газа. Кроме того, стороны провели беседу об израильско-сирийских переговорах, проводящихся при посредничестве Турции и шансах на перевод переговоров на уровень прямых контактов. В ходе беседы с Гюлем Ольмерт подчеркнул, что Израиль не может не реагировать на непрекращающиеся ракетные обстрелы своих населенных пунктов, и отметил, что подобные атаки не стала бы терпеть ни одна другая страна.

После переговоров с президентом Турции глава израильского правительства встретился со своим турецким коллегой Реджепом Эрдоганом. Представители канцелярии Ольмерта сообщили, что накануне его визита в Анкару с турецкими властями связался один из лидеров палестинской организации ХАМАС Исмаил Ханийя, который просил Турцию заставить Израиль снять блокаду с сектора Газа. «То, что вы делаете сегодня на Ближнем Востоке, – возможно, уже завтра сделать будет нельзя», — сказал Ольмерт во время обеда с Реджепом Эрдоганом. Израильский премьер подчеркнул, что усилия должны быть сосредоточены на продвижении прямых переговоров с Сирией.

Лидеры Турции и Израиля провели сначала конфиденциальную встречу в течении часа, затем к ним присоединились рабочие группы для дальнейшего обсуждения проблем. После обеда, данного Эрдоганом в честь израильского премьера, они вновь встретились тет-а-тет. Относительно переговоров с Сирией Эхуд Ольмерт сказал, что «мир с Сирией достижим». По его мнению, Турция — подходящий посредник в сирийско-израильских переговорах.

Несмотря на то, что миссия Турции не принесла четких положительных результатов в непрямых переговорах Сирии и Израиля, она заметно облегчила задачу ЕС и США для организации дальнейшего ведения диалога. «Ближний Восток нуждается в сильном посреднике. ЕС и США могут внести новое в эти переговоры, опираясь на достигнутые ранее Турцией результаты. Особенность Турции, как посредника, заключается в том, что обе страны доверяют ей и она имеет прочные связи как с Дамаском, так и с Тель-Авивом. Это мнение Йоси Мекелберга, научного сотрудника Ближневосточной программы Британского королевского института по международным отношениям.

Как известно, начиная с мая 2008 года Сирия и Израиль после восьмилетнего перерыва провели пять раундов непрямых переговоров при посредничестве Анкары. Несмотря на усилия, которые приложили турецкие посредники в сирийско-израильском диалоге, стороны так и не смогли начать прямые переговоры, что и было констатировано в ходе декабрьского визита в Анкару Э. Ольмерта.

Израиль обвиняет Сирию в тесном сотрудничестве с Ираном, особенно в военной области, и спонсировании группировок ХАМАС и Хизбалла, отличающихся резкой антиизраильской политикой. МИД Израиля неоднократно заявлял, что пока Сирия не прекратит эти отношения, о перемирии не может быть и речи. Со своей стороны Дамаск настаивает на полном возвращении Голлан вплоть до побережья озера Кинерет – основного израильского резервуара пресной воды.

После восстановления отношений летом этого года между Сирией и Европейским Союзом, Дамаск и европейские страны, в частности Франция, заявили, что хотят видеть ЕС вовлеченным в эти переговоры. Французский президент Николя Саркози одобрил посредничество Анкары в сирийско-израильском диалоге и заявил о готовности Европы включиться в этот процесс. Турецкие эксперты обращают внимание, что подключение Евросоюза к посреднической миссии не совсем устраивает турецкое руководство. Тем не менее, они уверены в том, что турецкое присутствие в процессе налаживания переговорного процесса Израилем и Сирией сохранится, хотя турки могут и пересмотреть отдельные направления и акценты своего участия в нем. Это подтверждают высокая оценка посреднической миссии Анкары обеими противостоящими сторонами, а также отсутствие негативной реакции Евросоюза на стремление Турции оставаться и далее ключевым действующим участником этого процесса.

Важным для Турции остается североиракское направление внешней политики. В декабре внимание специалистов привлек 32-х страничный доклад по Северному Ираку, подготовленный бывшим главой Национальной разведывательной организации /МИТ/ Турции Сонмезом Кексалом, который считается одним из самых опытных экспертов по данной проблематике. Он, в частности, подчеркнул, что без продолжающейся поддержки сепаратистской деятельности Рабочей партии Курдистана /РПК/ со стороны стран Европейского Союза, прежде всего, Германии, Англии и Франции, существование этой организации было бы невозможным.

С целью переломить сложившуюся ситуацию и прекратить террористическую деятельность РПК, по мнению С. Кексала, необходимо использовать растущее влияние на турецких курдов руководства Курдского автономного района /КАР/ Северного Ирака. С этой целью бывший руководитель турецкой разведки предлагает руководству Турции:

1. Создать прочную основу отношений с руководством КАР, развивая с Северным Ираком экономические, культурные, социальные и другие связи.

2. Не акцентировать внимания на том, что подобная линия отношений с КАР может быть истолкована как признание Анкарой независимости этого района, так как это создаст препятствия для развития таких отношений.

3. Срочно открыть в Эрбиле генеральное консульство Турции, что позволит изнутри контролировать развитие событий и корректировать их.

4. Избегать резких оскорбительных высказываний в адрес руководства КАР.

5. Не допускать действий, способствующих укреплению курдского национализма.

6. Создать постоянно действующий совместный с Англией консультационный механизм.

7. Пытаться приблизить к позиции Анкары по вопросу о будущем КАР видение решения этой проблемы Вашингтоном, Лондоном и Тель-Авивом.

Турция продолжила в декабре усилия по нормализации отношений с Арменией, несмотря на негативное в целом реакцию на эти усилия со стороны Азербайджана. Турция придает большое значение консультациям с Азербайджаном по региональным политическим вопросам. Об этом заявил министр иностранных дел Турции Али Бабаджан во время своего выступления в турецком парламенте. «Мы с братским Азербайджаном продолжаем расширять отношения, основанные на общих взаимовыгодных интересах. Сегодня мы должны укреплять политические и экономические отношения параллельно с культурными связями». Наряду с этим, и на это турецкие эксперты обратили особое внимание, А. Бабаджан вновь констатировал, что с другой стороны, руководство Турции надеется на продолжение диалога с Арменией, чтобы «открыть новую страницу в двусторонних отношениях».

В декабре были подведены итоги функционирования туристического сектора турецкой экономики. В 2008 году Турция вошла в список 10 мировых стран — лидеров по объему доходов от туризма и по количеству посетивших страну туристов. В 2008 году Турцию посетили 26 млн. туристов, а доходы страны от туризма достигли суммы в $21 млрд. Это означает, что темпы роста экономики страны в данной сфере за прошедший год составили 13 %, в то время как в мире этот показатель в среднем составляет не более 2 %.

Радужная картина в туристическом секторе не стыкуется с положением в экономике страны в целом. По официальным данным, показатели темпа роста национальной экономики находятся сегодня на самом низком с 2001 года уровне. По прогнозам специалистов, после окончательного подведения итогов турецкая экономика продемонстрирует в ушедшем 2008 году рост не более 3,5 %. Для сравнения: последние восемь лет этот показатель равнялся в среднем 7,5 – 8,0 %. Существенно выросла безработица /превысила 10,9 процентов, среди молодежи – 21,5 %/. Эксперты объясняют такое положение дел, прежде всего, глобальным экономическим и финансовым кризисом, в результате которого в Турции без работы уже остались более полумиллиона человек. В связи с этим, в начале 2009 года будут продолжены переговоры о предоставлении МВФ Турции кредита, от которого ранее Анкара отказывалась, мотивируя такое решение хорошим состоянием дел в национальной экономике.

52.27MB | MySQL:103 | 0,602sec