О мерах властей Алжира по сдерживанию роста цен на продовольствие

Взрывной  рост стоимости продовольствия в Алжире в 2020 – 21 годы вынудил власти пойти на чрезвычайные меры. Для обуздания дальнейших ценовых скачков правительство АНДР по указу президента страны Абдельмаджида Теббуна готовит жесткие карательные меры для виновных в этом.

Так, сами алжирцы жалуются, что за последние два года стоимость ряда наименований продовольствия увеличилась на 50 – 80%, тогда как их зарплата почти не росла, а по ряду секторов даже уменьшилась из-за переживаемого кризиса.

Соответственно, это вызывает вопросы к официальным заявлениям властей относительно того, что уровень ежегодной инфляции в Алжире не превышает 4.6 – 5.1%.

Разумеется, подобное положение дел подпитывает протестную активность и является одним из самых серьезных вызовов стабильности политической ситуации в АНДР.

Сами власти пытаются с одной стороны, оправдать подобное положение дел влиянием международной конъюнктуры цен, ссылаясь на последние по времени  данные Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), согласно которым рост мировых цен на продовольствие в 2021 году был на 32.8% больше, чем в 2020 году из-за сокращения предложения и высокого спроса на основные продукты питания.

Однако соответствующий ценовой рост в АНДР происходит гораздо быстрее, чем в целом на планете. Так, по данным ФАО ООН, стоимость пшеницы на мировом рынке выросла за минувший месяц на 2%, тогда как в Алжире – почти на 4%, что на 41% выше прошлогоднего уровня.

При этом согласно Национальному статистическому управлению (ONS), цены на промышленную продукцию здесь выросли на 2.7% в первом квартале 2021 года по сравнению с четвертым кварталом 2020 года, тогда как по сравнению с аналогичным периодом прошлого года они увеличились на 5.4%.

Также премьер-министр и министр финансов страны Аймен Бенабдеррахман объясняет рост цен на импортные продукты питания мировым кризисом в области здравоохранения, вызванным пандемией коронавируса, что, в свою очередь, привело к увеличению производственных затрат и стоимости международных грузовых перевозок, а также к росту цен на определенные ресурсы.

Другой причиной резкого удорожания, по мнению представителей высших властей АНДР, стала спекуляция в самом Алжире. Так, Аймен Бенабдеррахман утверждает, что резкий рост цен на рынках, особенно затронувший простых граждан, является в первую очередь результатом «преступной практики» и потому «правительство будет криминализировать все формы монополий и нарушения покупательной способности алжирцев».

Заметим, что такая «коррекция» его взглядов произошла после соответствующего заявления президента АНДР Абдельмаджида Теббуна.

Поэтому алжирские власти решили обрушить на спекуляцию всю тяжесть меча правосудия.

Однако алжирские власти намереваются побороть ее не только такими экзотичными способами. Одной из соответствующих мер стало распространение на рынке части стратегических запасов продовольствия, включая продажу «картофеля для стабилизации рынка», начатую 7 октября в вилайе Мила Министерством сельского хозяйства и развития сельских районов через национальное межпрофессиональное Управление по овощам и мясу (ONILEV).

По данным представителей упомянутых выше органов, операция будет продолжена и в других областях, охватив и другие виды продуктов, включая лук и чеснок с целью насыщения продовольствием оптовых рынков и стабилизацию рынка.

Они указывают, что это не приведет к исчерпанию стратегических запасов продовольствия, поскольку, реализовывать «излишки» необходимо чисто по «техническим условиям», иначе они попросту испортятся.

Одновременно местные силовики принудительно изъяли в последние дни по всей стране 11600 тонн картофеля и 320 тонн других продуктов питания, преимущественно муки и чеснока «за спекулятивное завышение их стоимости при продаже», о чем сообщили правоохранительные органы страны.

Кроме того, в отношении лиц, причастных к этому, были составлены соответствующие протоколы, переданные в суды. Всего было заведено несколько уголовных дел в отношении подозреваемых компаний.

Данные действия проводится под контролем Министерства торговли и содействия экспорту по всему Алжиру в рамках кампании по «борьбе с монополией и спекуляциями продуктами питания», организованной совместно со службами безопасности на национальном уровне.

Она проводится в соответствии с последними указаниями президента Абдельмаджида Теббуна «о необходимости покончить со спекулятивными актами».

Поскольку ценовой рост прямо создает вызов внутренней стабильности алжирского государства, его глава поручил 10 октября министру юстиции страны подготовить законопроект о борьбе с коммерческими спекуляциями к ближайшему заседанию Совета министров, усиливающий ответственность за это и предусматривающий срок тюремного заключения до 30 лет.

По сути, эти чрезвычайные действия, недопустимые к мирному времени, косвенно свидетельствуют о признании правительством АНДР своей беспомощности в борьбе с этим явлением, разрушающим экономическую и социальную структуру государства.

Однако предположим, что это не только не положит конец безудержному росту цен на товары и услуги, в том числе местных, но и напротив, усугубит положение Алжира.

Ведь сами алжирские власти во многом ответственны за подобный рост стоимости продовольствия. Напомним, что они целенаправленно искусственно сокращали импорт товаров на территорию АНДР с целью ограничения вывоза из нее капиталов.

Однако ситуация с нынешним беспрецедентным ростом стоимости продовольствия обусловлена целым рядом факторов. В частности, она объясняется не только исключительно слабостью национальной экономики, но и промахами алжирских властей в политике социальной.

Так, наконец, не надо забывать и о том, что алжирские власти почти никак не решали демографический кризис, связанный с ежегодным увеличением населения страны почти на миллион человек.

По сути, единственной мерой регулирования стало показательное невнимание к нелегальной миграции со своей территории, через которую в год из АНДР уходят около полумиллиона ее граждан, и благодаря такому миграционному клапану Алжиру удавалось пока сбрасывать протестный пар.

А пока возникает серьезный риск того, что такие чрезвычайные меры в условиях имеющегося веса алжирских силовиков попросту добьют торговлю АНДР, а вместе с ней и экономику, как это уже случалось в истории.

Напомним, что в 1919 г. еще более радикальными мерами против спекуляции пытался бороться лидер Белого движения в России адмирал А. Колчак. Так, его чрезвычайные военно-полевые суды зачастую выносили за подобное торговцам смертные приговоры.

Этим активно пользовались работники колчаковских контрразведки и милиции, чтобы вымогать взятки у предпринимателей и расстреливать тех, кто оказался несговорчив.

В результате подобные меры вкупе с неудачной финансовой реформой добили сначала торговлю белой Сибири, а затем и экономику, а вместе с этим и лояльность к белогвардейцам даже состоятельного населения.

Исходя из этого исторического опыта, возникают вопросы относительно того, как будет применяться новый механизм криминализации спекуляций и каким образом соответствующие организации (какие именно и с какими процедурами) будут выявлять виновных.

Заметим, что в последних антиспекулятивных рейдах участвовали самые разнообразные силовики – от представителей спецслужб и полиции до работников контрольных органов по борьбе с мошенничеством, подчиненных Министерству торговли страны. И такое многообразие конкурирующих ведомств создает благодатную почву для возникновения здесь злоупотреблений.

Не случайно, что видные алжирские предприниматели в последние дни бомбардировали премьер-министра АНДР Аймена Бенабдеррахмана письмами с призывами серьезно и комплексно скорректировать принимаемые им меры по борьбе со спекуляцией.

Особо заметим, что проблема в алжирском случае заключается не столько в отсутствии антиспекулятивных законов, сколько в несоблюдении уже существующего законодательства.

Так, в Алжире имеется целый ряд соответствующих законодательных и нормативных актов. Например, Уголовный кодекс всегда в современной истории страны наказывал спекуляцию суровым тюремным заключением. Так, его статья 62 предусматривает за это наказание на срок от 6 месяцев до 5 лет в дополнение к штрафу в размере 200 000 динар (1456 долларов США) для любого лица, признанного виновным в искусственном повышении цен на продукты питания, государственные или частные товары.

Причем если повышение стоимости коснулось «зерна, муки, произведенных из них продуктов, напитков, съестных припасов…», наказание гораздо более суровое и начинается оно автоматически от 1 года лишения свободы.

В свою очередь, имеются правительственные постановления №№ 04-02 и 03-03 от 23 июня 2004 г. и 19 июля 2003 г., устанавливающие правила деловой практики и касающиеся конкуренции на рынке и «незаконной, мошеннической и недобросовестной торговой практики».

За их нарушения предусмотрены крупный штраф, изъятие товаров, закрытие торговых помещений.

Иными словами, в совокупности это очень серьезное наказание. Однако до сих пор применения этих кар в отношении реально виновных отмечалось очень немного.

Между тем, в случае попытки реализации на практике наказаний в отношении торговцев это способно лишь нанести дополнительный удар по и без того ослабленной пандемией коронавируса алжирской экономике.

Как это уже бывало в истории, в подобных случаях, когда предпринимателям угрожала за их работу реальная опасность (зачастую они повышают цены на свои товары и услуги, чтобы банально выжить в условиях, когда стоимость сырья, особенно импортного, также выросла), они сворачивают бизнес до лучших времен.

Как бы там ни было, Алжир стоит на пороге самого серьезного вызова в его современной истории, гораздо более грозного, чем полумифическая «мароккано-израильская опасность», во многом выдуманная его лидерами.

62.88MB | MySQL:102 | 0,495sec