О росте воздействия США на Израиль в интересах сдерживания китайского влияния

На минувшей неделе состоялась первая личная встреча советника по национальной безопасности президента США Дж.Салливана и главы Совета национальной безопасности Израиля Э.Хулаты. По сообщениям израильских СМИ, несмотря на то, что центральной темой в ходе переговоров была заявлена иранская проблематика, представитель американской стороны уделил существенное внимание угрозам, которые несет для обеих стран продолжение сотрудничества Иерусалима и Пекина, особенно при реализации крупных инфраструктурных проектов. Те же источники утверждают, что Китай был включен в повестку дня трехстороннего саммита с участием глав внешнеполитических ведомств США, Израиля и ОАЭ, намеченного на 13 октября и предшествовавшей ему двусторонней консультации Э.Блинкена и Я.Лапида. Все это сигнализирует о растущем воздействии администрации Дж.Байдена на Иерусалим с целью ограничения китайско-израильских контактов.

12 октября в Госдепе состоялся брифинг, посвященный упомянутой трехсторонней встрече. В ходе него было заявлено, что США «будут откровенными со своими израильскими друзьями в отношении рисков для их общих интересов национальной безопасности, которые возникают при тесном сотрудничестве с Китаем». В приведенной цитате обращает на себя внимание два обстоятельства. Во-первых, опасения по поводу КНР были высказаны открыто и до события с участием иностранных гостей. Это можно рассматривать как свидетельство намерений Соединенных Штатов довести информацию не столько до израильской стороны, сколько до своих союзников и самого Китая. Во-вторых, коснулись указанные замечания исключительно израильского правительства, в то время как ОАЭ также имеют довольно тесные связи с КНР, в том числе с компанией Huawei в проектах по развертыванию сети 5G.

Основной запрос американской администрации к Иерусалиму, если судить по публикациям в местной прессе, ссылающимся на неназванные источники в правительственных кругах Израиля и Соединенных Штатов, заключается в ужесточении контроля над иностранными инвестициями. В частности, созданную ранее в ближневосточной стране комиссию, подчиненную Министерству финансов и имеющую консультативный статус, на этот раз предлагается не реформировать, а полностью заменить на другую. Новая структура должна будет работать уже под началом самого главы правительства. Эту идею поддерживают представители израильского оборонного истеблишмента, прежде всего ЦАХАЛа и ШАБАКа, по некоторым данным, уже рекомендовавшие Н.Беннету прислушаться к предложению Белого дома. При этом они выражают озабоченность не только стратегическими рисками, исходящими от сближения с КНР в уязвимых областях, но и тем, что отказ пойти на уступки Вашингтону существенно ухудшит отношения между Израилем и США, а последнее особенно неблагоприятно с учетом деятельности прогрессивного крыла американской Демократической партии.

Как кажется, выбор Соединенными Штатами израильских политических фигур как для обсуждения китайской угрозы, так и для руководства надзорным органом в сфере инвестиций не был случайным. Премьер-министр ближневосточной страны в целом готов идти главному союзнику на встречу. В СМИ нет более или менее точных данных относительно включения китайской проблематики в повестку дня состоявшихся ранее личных переговоров Н.Беннета и Дж.Байдена, однако в августе акцент на рассматриваемой проблеме сделал глава ЦРУ У.Бёрнс. Он выразил озабоченность по поводу общего роста китайских инвестиций в Израиль, а также повышенного внимания КНР к высокотехнологичному сектору. После этого, как утверждают израильские источники, правительство стало пытаться в большей степени учитывать американские опасения, а также был интенсифицирован диалог, предметом обсуждения в котором оказались конкретные проекты. При этом координация данного взаимодействия со стороны Иерусалима предположительно поручена именно Совету национальной безопасности.

В то время как Н.Беннет проявляет определенную осторожность на китайском направлении, Я.Лапид наоборот пытается продемонстрировать независимость своей дипломатии. Так, в преддверии встречи главы правительства Израиля с президентом США он заявил, что Вашингтон не оказывает на Иерусалим никакого воздействия по поводу контактов с КНР и, цитируя главу МИД, «не просил ничего отменять». Несмотря на то, что Я.Лапид добавил к своему заявлению фразу о готовности «слышать» опасения США, в сказанном им чувствуется некая бравада, которая и могла побудить администрацию США к тому, чтобы именно с ним провести консультации с серьезным акцентом на китайской проблематике и сделать их публичными, дабы они более четко вписывались в стратегию отношений Вашингтона с союзниками на данном направлении. Стратегия эта во многом строится именно на публичной демонстрации того, что страны партнеры не только «слушают», но и слышат предостережения США, а также готовы их учитывать. Наконец, кажется важным, что именно Я.Лапид принимал решение поддержать американскую позицию в ООН по резолюции о правах человека в Сыньцзян-Уйгурском автономном районе, Гонконге и Тибете, однако, отдал распоряжение не афишировать это, что несколько нивелировало дипломатический эффект.

В целом, как и ожидалось, правительство Беннета-Лапида столкнулось с попытками США воздействовать на Израиль с целью ограничения отношений ближневосточной страны с Китаем. На текущем этапе, как кажется, основное значение имеют конкретные шаги, связанные с реализацией ранее обнародованных инициатив. Прежде всего, речь идет о необъявленных результатах тендера по проекту строительства «зеленой» и «фиолетовой» линий легкорельсовой транспортной сети Тель-Авива. Победителя предполагалось назвать еще летом, но этого не произошло. При этом в списке претендентов традиционно значатся китайские компании. Израильские власти, если судить по данным СМИ, в целом могли бы пойти на ограничения, но от этого их сдерживает два обстоятельства. Первое – цена реализации контракта, а второе тот факт, что желание побороться за проект высказало не так много игроков. В целом подобная картина характерна для многих секторов и, вступая в переговоры с США, израильские официальные лица обращают внимание на тот факт, что американские компании не подают заявки на тендеры в сфере инфраструктуры в отличие от китайских.

В дальнейшем, в случае успешной реализации договоренностей о ротации главы правительства, конфликт Израиля и США по поводу сотрудничества с Китаем может усугубиться в силу уже не экономических, а политических причин. Связано это с проявляющимся на различных треках стремлением Я.Лапида действовать более самостоятельно, а также пытаться воздействовать на США по наиболее чувствительным направлениям. Такая тенденция уже была продемонстрирована, когда Я.Лапид, отстаивая израильские позиции, весьма резко высказался по поводу возобновления работы американского консульства в Иерусалиме, назвав это «плохой идей».

52.56MB | MySQL:102 | 0,544sec