О падении популярности правящей в Турции партии на фоне экономических и внешнеполитических проблем

Турецкая лира упала до очередного рекордно низкого уровня 14 октября после того, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уволил трех членов комитета Центрального банка по денежно-кредитной политике (MPC), согласно местным сообщениям. «Официальная газета» Турции сообщила, что тремя чиновниками, уволенными Эрдоганом поздно вечером 13 октября, были Семих Тюмен и Угур Намик Кучук, а также еще один член парламента Абдулла Явас. С тех пор Эрдоган сменил двух из трех членов комитета. Среди них Таха Чакмак в качестве заместителя управляющего Центральным банком и Юсуф Туна в качестве члена MPC. Решение уволить трех членов MPC было принято после того, как 13 октября вечером была опубликована фотография, на которой Эрдоган встречается с главой Центрального банка Сахапом Кавчиоглу. Источник сообщил агентству Рейтер, что и Явас, и Кучук выступили против некоторых решений, принятых МРС. Кучук также был против продажи резервов для поддержки лиры в предыдущие годы. Источник процитировал слова Кучука: «Стабильность лиры, репутация и стабильность цен, которые сопутствуют этому, являются предпосылками для экономического роста и развития, основанного на производительности. Рост, обеспечиваемый другими средствами, не будет постоянным. Если вы сохраните процентную ставку ниже, чем она должна быть сегодня, уровень, на который вы должны поднять процентную ставку до завтра, будет выше, чем уровень, который должен быть сегодня». Аналитики также заявили, что последнее по времени решение Эрдогана является еще одним свидетельством его политического вмешательства в банковскую систему Турции и противодействия процентным ставкам. Лира ослабла до рекордно низкого уровня 9,19 по отношению к доллару после объявления, потеряв 1% в тот же день. В этом году курс лиры снизился примерно на 19% из-за опасений по поводу денежно-кредитной политики. На прошлой неделе три источника сообщили агентству Рейтер, что Эрдоган теряет доверие к Кавчиоглу, который был назначен на пост главы ЦБ после того, как его предшественник был уволен президентом Турции. Эрдоган также внес ряд изменений в работу Центрального банка в последние годы, кроме того за последние два с половиной года Эрдоган уволил двух управляющих ЦБ, что нанесло ущерб лире и подорвало предсказуемость и доверие к денежно-кредитной политике в Турции. На этом фоне инфляция в Турции ускорилась в сентябре, при этом основной индекс потребительских цен вырос на 1,25% в месячном исчислении и на 19,58% по сравнению с предыдущим годом, сообщило агентство Bloomberg 4 октября. Базовый индекс потребительских цен вырос на 1,51% в месячном исчислении и на 16,98% в годовом исчислении. Неортодоксальные экономические убеждения президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана подрывают турецкую экономику, поскольку банки отказываются от предоставления кредитов при отрицательных реальных внутренних процентных ставках. Ожидается, что инфляция вырастет еще выше, хотя турецкое правительство утверждает, что борется с ней, оказывая давление на розничных торговцев и проверяя цены. Еще одно снижение процентной ставки не может быть исключено на заседании по политике Центрального банка Турции 21 октября, особенно с учетом медленного роста коммерческих кредитов. Слабая лира, проблемы с поставками и плохая погода, которые повредили урожаю, — все это способствовало высокой инфляции в Турции.  Эрдоган ранее инициировал неожиданное снижение процентной ставки Центрального банка в августе в явно неудачной попытке стимулировать экономику в преддверии выборов, которые должны состояться к середине 2023 года. Еще одной причиной неутешительного положения дел в экономике является новая вспышка пандемии коронавируса. На прошлой неделе в Турции было зарегистрировано 29 802 новых случаев заражения, что является самым высоким среднесуточным показателем с 30 апреля. По данным Министерства здравоохранения, в стране также зарегистрировано 228 смертей от коронавируса. По данным трекера Reuters COVID-19, около 66,4% населения Турции было вакцинировано. Согласно глобальным данным, ежедневное число погибших в Турции с середины июля стало одним из самых резких среди стран Европы и Ближнего Востока.

Как полагают американские эксперты, чтобы пережить следующие национальные выборы, правящая в Турции Партия справедливости и развития (ПСР)  вполне может прибегнуть к более авторитарным и националистически-ориентированным мерам, которые могут увеличить подверженность страны санкциям США и ЕС в ближайшие годы. После более чем двух десятилетий пребывания у власти популярность ПСР президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана снизилась до такой степени, что ее победа на общенациональных выборах 2023 года не гарантирована. В результате ПСР и ее правящий союзник, Партия националистического движения (ПНД), готовятся к изменению конституции Турции, в часности снизить избирательный порог для вхождения в парламент с 10% до, вероятно, 7% голосов избирателей. ПСР также проводит различные судебные, климатические и экономические реформы внутри страны, одновременно пытаясь восстановить отношения за рубежом с бывшими конкурентами, такими как Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия, чтобы улучшить низкие показатели иностранных инвестиций в Турции и расширить торговые связи. Снизив избирательный порог, ПСР надеется обеспечить, чтобы ПНД все равно вошла в парламент, даже при меньшей поддержке населения. ПСР может принимать законы только с узким большинством в парламенте из-за своего союза с ПНД. Однако ПНД теряет избирателей из-за конкурирующей ультранационалистической Хорошей партии, которая, вероятно, будет сотрудничать с Народно-республиканской партией (НРП), чтобы, получив достаточно мест, сформировать правящую коалицию без  участия   ПСР-ПНД в 2023 году. Избирательный порог Турции, который является одним из самых высоких в мире, и постоянно подвергся внутренней и международной критике за недемократичность, поскольку он исключает из политики небольшие (особенно курдские) партии. ПСР и главная оппозиционная  НРП на протяжении многих лет предлагали различные изменения порога, причем НРП предпочитала порог в 3%, а ПСР указывала на  более высокие параметры.

Это конституционное изменение, однако, не решит более серьезных экономических, политических и внешнеполитических проблем, ослабляющих популярность ПСР. Рейтинги альянса ПСР-ПНД продолжали падать из-за целого ряда факторов, в том числе  плохих экономических показателей (с высокой инфляцией, безработицей, а проблемы с долгами); политических скандалов, таких  как в 2019 в Стамбуле на выборах мэра (которые как считают многие турки, ПСР пыталась сорвать); неудачных действий правительства в борьбе с летними лесными пожарами; и все более противоречивой внешней политики Анкары в таких регионах, как Сирия, Ливия и Азербайджан. В марте 2019 года ПСР проиграла выборы мэра Стамбула оппозиционному кандидату от НРП Экрему Имамоглу. ПСР попыталась занять это место, отменив выборы и проведя спорный второй тур голосования — только для того, чтобы ее кандидат снова проиграл, обеспечив место Имамоглу на посту мэра крупнейшего города Турции.

Таким образом, ПСР, скорее всего, будет вынуждена использовать такие  средства для победы на выборах 2023 года, как подрыв независимости избирательных институтов, цензуры СМИ, потворство растущему турецкому национализму и использование международных кризисов в политических целях. У партии нет средств для того, чтобы в одиночку изменить турецкую экономику, которая страдает от долгов, слабой валюты, безработицы и сокращения международных инвестиций. Более того, собственные внутриполитические императивы ПСР затруднят партии реализацию политики по улучшению экономической ситуации к 2023 году. ПСР постоянно настаивает на том, чтобы Центральный банк ввел более низкие процентные ставки, чтобы успокоить религиозных избирателей (а также самого президента Эрдогана), которые считают проценты неисламскими, что снижает степень независимости Центрального банка, наряду с его способностью бороться с инфляцией и стимулировать экономический рост. Еще одним политическим фактором, подрывающим турецкую экономику, являются отношения ПСР с Россией. Партия Эрдогана будучи популярной среди турок-националистов, ценящих независимость Турции во внешней политике привела к  санкциям США в отношении Анкары из-за покупки российской системы ПВО С-400. В июне 2015 года ПСР пережила свою первую неудачу на выборах, когда по результатам голосования в стране был создан парламент. Но ПСР удалось добиться победы на выборах в ноябре 2015 года, став более откровенно националистической и подавив курдское восстание на юго-востоке страны. ПСР также долгое время использовала тактику «сильной руки», чтобы помешать оппозиционным курдским партиям, таким как Партия демократии народов (ПДН), получить слишком большую власть, включая отстранение мэров сторонников ПДН от должности, использование операций по обеспечению безопасности для вмешательства в выборы и заключения лидера ПДН Селахаттина Демирташа в тюрьме с 2016 года. Такая рискованная тактика в преддверии выборов может еще больше разозлить западных союзников Турции и увеличить вероятность введения дополнительных санкций против Турции за ее внешнюю политику и нарушения прав человека. В последние месяцы Европейский союз и Соединенные Штаты воздерживались от угроз ввести более широкие санкции, опасаясь отчуждения Турции — ключевого союзника НАТО и важнейшей страны в стратегии Европы по предотвращению очередного потока беженцев. Однако неоднократные доклады Европейской комиссии и Конгресса США высветили озабоченность по поводу отхода Турции от демократии при правлении ПСР. И это настроение будет только усиливаться по мере того, как ПСР будет использовать внеправовую тактику в преддверии выборов. Если Турция воспользуется международным кризисом, который, как представляется, наносит ущерб интересам Запада, западные правительства также станут более готовыми к введению новых санкций в отношении Турции. Даже если Брюссель и Вашингтон не введут никаких конкретных санкций, простая угроза новых финансовых рестрикций, скорее всего, самым серьезным осложнить инвестиционный климат, что еще больше подорвет и без того слабую турецкую валюту и экономику страны. В апреле с.г. Соединенные Штаты нарушили десятилетнюю дипломатическую традицию, признав Геноцид армян, несмотря на протесты Турции, что отражает рост антиэрдогановских настроений, усиливающихся в политической системе США. В марте 2021 года ЕС заморозил планы по введению санкций против высокопоставленных руководителей государственной нефтяной ассоциации Турции, отчасти из-за того, что Анкара, похоже, смягчила свою агрессивную внешнюю политику, особенно в вопросе бурения в Восточном Средиземноморье. Однако эти планы и другие дополнительные санкции могут быть возобновлены в среднесрочной перспективе.

52.49MB | MySQL:102 | 0,502sec