О формировании бюджета Алжира на 2022 год

Несмотря на продолжающийся кризис, алжирское руководство заметно увеличит государственные расходы. Так, оно обнародовало предварительный законопроект о финансах на 2022 год, по которому новый бюджет по сравнению с расходами 2021 года будет увеличен на 20% – на 997 млрд динаров (с 5.3145 трлн динаров до 6.31153 трлн динаров или почти на 7.3 млрд долларов).

Причина – рост расходов на социальный сектор, функционирование государственных органов и инфраструктурные проекты.

Заметим, что ухудшающееся финансовое положение страны не побудило ее власти рационализировать расходы.

При этом общий прогнозируемый доход на 2022 финансовый год оценивается чуть более чем в 5.683 трлн динаров (41.5 млрд долларов), что почти на 355 млрд динаров (2.6 млрд долларов) больше, чем в текущем финансовом году.

Однако даже при таких планах бюджет останется дефицитным и разрыв в алжирской казне будет увеличиваться и для его обеспечения придется дополнительно потратить из прежних накоплений как минимум 629 млрд динаров (почти 5 млрд долларов).

Только содержание президента АНДР в 2022 году обойдется стране в более чем 15 млрд динаров по сравнению с 2021 годом (плюс около 109 млн долларов), когда они составили чуть более 9 млрд динаров (65 млн долларов).

Также весьма значительно увеличатся бюджеты большинства государственных ведомств.

Первым по размеру остаются расходы Министерства национальной обороны, которые увеличатся на 2022 год до 1.3 трлн динаров (почти 9.5 млрд долларов) по сравнению с 1.23 трлн динаров (около 9 млрд долларов) в этом году.

Второе место по бюджетным ассигнованиям занимает Министерство национального образования (свыше 825 млрд динаров – около 6 млрд долларов).

При этом отдельной дополнительной статьей расходов значатся траты на Министерство высшего образования и научных исследований (400 млрд динаров или почти 3 млрд долларов на 2022 год).

Еще одной серьезной статьей бюджетных расходов остается содержание Департамента национальной солидарности по делам семьи и положению женщин – (более чем 138.6 млрд динаров или свыше 1 млрд долларов).

Особое внимание следует обратить на резкое увеличение «общих расходов» на сумму более 1.26 трлн динаров (9.2 млрд долларов) в 2022 году по сравнению с 693 млрд динаров (5 млрд долларов) в 2021 году.

При этом налоговые ставки для иностранных компаний, по оценке независимых экспертов, по-прежнему остаются высокими и непривлекательными (по сравнению с многими другими странами Большого Ближнего Востока) для того, чтобы они пришли в страну с инвестициями.

Заметим, что при этом так называемые «капитальные расходы» (в совокупности с ростом «инфраструктурных» трат, связанных с необходимостью качественной модернизации производства) в следующем году возрастут с 2.798 трлн динаров (почти 20 млрд долларов) до 3.546 трлн динаров (26 млрд долларов) по сравнению с 2021 годом.

Но при этом значительная часть расходов предусмотрена на снижение налоговой нагрузки на граждан, а также введение новых пособий по безработице и инвалидности.

В частности, планируется пропорциональное уменьшение вычетов из зарплат в зависимости от их доходов («налоговая реформа» коснется лиц с ежегодным заработком до 100 000 долларов), благодаря чему их доходы теперь увеличатся на 5 – 10%.

На фоне дальнейшего увеличения расходов на госаппарат и силовиков все это ложится тяжким бременем на бюджет страны.

Разумеется, у алжирского руководства остаются различные варианты решения данной проблемы. Например, продолжить тратить остатки своих тающих золотовалютных резервов или взять в долг у международных кредитных структур, включая тот же МВФ.

Однако все это видится лишь временной отсрочкой решения проблемы.

Поэтому алжирские власти намереваются частично заткнуть образующуюся бюджетную «дыру» введением новых налогов, пошлин и приватизацией части государственных активов.

Так, известно о подготовке к акционированию в ближайшее время уже двух банков страны, пока еще находящихся в собственности ее властей.

И, судя по всему, это только начало, поскольку президент АНДР Абдельмаджид Теббун на прошлой неделе устранил юридическое препятствие, содержавшееся в законе «О валюте и кредитах», разрешив выход государственных банков и предприятий на IPO через Алжирскую фондовую биржу.

Однако возникают сомнения относительно эффективности таких мер по борьбе с эрозией покупательной способности, как это заявляли сами представители властей АНДР, на что у них уже в скором будущем может просто не хватить денег. Но алжирские власти рассчитывают на возвращение «золотых нулевых» годов с их дорогостоящими нефтью и газом.

Впрочем, независимые эксперты относятся к этому скептически, утверждая, что «Эпоха дорогих углеводородов прошла. Рост цен на них становится все более конъюнктурным и длится недолго».

Также это означает начало реального демонтажа системы субсидирования основных продовольственных товаров, горючего и некоторых услуг, действовавшей в последние десятилетия.

В связи с этим особо указывается, что новая мера позволит государству перейти от «системы всеобщих субсидий к системе субсидий, ориентированных на нуждающиеся домашних хозяйств, и, следовательно, обеспечить социальную справедливость, с одной стороны, и решить проблемы политического класса, особенно депутатов парламента, с другой», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Здесь же говорится, что этот «механизм, внедренный в результате пересмотра и корректировки цен на поддерживаемые продукты, будет реализован посредством программы прямых денежных переводов в пользу таких домохозяйств».

В пояснительной записке подчеркивается, что благодаря своей социальной политике алжирское государство всегда выполняло миссию по защите покупательной способности слоев нуждающегося и уязвимого населения, среднего класса с помощью механизмов прямых и косвенных субсидий. Однако накопленный опыт показал, что большинство этих широко распространенных мер в основном приносят пользу слоям состоятельного населения».

При этом красноречиво признается, что в период 2012 — 2017 годов на субсидии в среднем уходило около 3250 млрд динаров в год (около 19.3% ВВП) или 41 милрд долларов только за указанную пятилетку.

В первую очередь – это субсидии на «энергетические продукты, налоги, продукты питания и жилье».

Впрочем, часть этих субсидий все же сохранится для самых нуждающихся, но соответствующие параметры будут установлены дополнительно.

Кроме того, как параллельно сообщил министр промышленности АНДР Ахмед Зегдар, прежняя «будет отменена политика прямой финансовой поддержки убыточных предприятий, остается политика экономической инженерии».

В связи с этим он призвал эти компании полагаться только на свои собственные способности и навыки, «чтобы противостоять конкуренции. Государственное казначейство больше не может продолжать идти по этому пути, и это послание всем руководителям холдингов и групп подразделений, чтобы полагаться на внутренний национальный потенциал, на свои средства, в том числе отложенные».

Между тем, для улучшения положения самих алжирцев часть средств будет взята из кармана самих же алжирских налогоплательщиков. Так, в следующем году будут отменены налоговые преференции на операции с сахаром (льготная ставка НДС на 9%) и введен дополнительный пятипроцентный налог на продажу табачных изделий под предлогом охраны ухудшающегося здоровья граждан.

Только последняя статья даст алжирскому бюджету 6 млрд динаров (около 43 млн долларов), а в совокупности с «сахарной» статьей и увеличением налога на недвижимость он пополнится на сотни миллионов долларов.

Иными словами, эффект от широкого жеста по «отмене подоходного налога» будет понижен введением новых налогов и эффект от этого будет ощущаться уже в 2022 году. По совокупности с дальнейшим усилением инфляции, спровоцированным увеличением расходов граждан из денег, «дарованных» алжирскими властями, попытка увеличения их благосостояния будет под большим вопросом.

52.24MB | MySQL:103 | 0,539sec