Проблемы беспилотной авиации ВВС Пакистана и пути их решения

На протяжении последнего десятилетия ВВС Исламской Республики Пакистан приняли на вооружение несколько моделей разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов китайского производства, на часть из которых получили лицензию и сборочную линию. Кроме того, на предприятиях оборонно-промышленного комплекса Пакистана освоено производство боеприпасов к этим БПЛА.

Такой подход указывает на высокий уровень доверия официальному Исламабаду со стороны военно-политического руководства КНР, поскольку Вооруженные силы и Межведомственная разведка Пакистана играют значительную роль в обеспечении национальных интересов и безопасности КНР на ряде направлений.

По данным иностранных источников, подразделения беспилотной авиации ВВС Пакистана столкнулись с серьезными техническими проблемами при эксплуатации разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов китайского производства, а именно Китайской авиатехнической экспортно-импортной корпорации, которая является структурным подразделением Китайской аэрокосмической промышленной корпорации – крупнейшего производителя авиационной техники военного назначения в КНР.

Так, согласно поступившей информации, БПЛА китайского производства, способные наносить удары малокалиберными бомбами и управляемыми ракетами с лазерным наведением испытывают проблемы с  системой навигации и автоматического пилотирования по причине выходов из строя приемников сигнала системы глобального позиционирования GPS. Пакистанские военные пытаются установить причины отказов данных приемников, поскольку если это производственный брак, то китайская сторона будет вынуждена заменить эти электронные элементы.

В случае если, отказы блоков навигации вызваны искусственными помехами, которые могли быть поставлены при помощи портативных генераторов, то это уже более серьезная проблема, поскольку в таком случае возможность применения дорогостоящей беспилотной техники в реальном вооруженном конфликте находится под вопросом, решение которого возможно только при активном содействии с китайской стороны.

Следует отметить, что современные разведывательно-ударные БПЛА активно применяются сторонами – участниками вооруженного конфликта в том, числе и для ведения радиоэлектронной разведки с целью обнаружения и уничтожения техники подразделений радиоэлектронной борьбы, что и было продемонстрировано в рамках последнего армяно-азербайджанского вооруженного конфликта.

В этой связи китайские специалисты отмечают высокую надежность  системы навигации и автоматического пилотирования турецкого БПЛА «Байрактар-ТВ2». Достоверно известно, что благодаря трехкратному резервированию она обеспечивает данному дрону возвращение на аэродром базирования даже из района применения нескольких видов искусственных помех.

В отношении БПЛА китайского производства стоящих на вооружении ВВС  Пакистана также известно о случаях отказов системы спутниковой связи на линии аппарат — пункт управления, что может привести к потери контроля над аппаратом в процессе выполнения полетного задания. Как правило, БПЛА оснащены двумя системами связи – радио, с дальностью действия до 250 км. и спутниковой, которая позволяет оператору управлять аппаратом, находящимся на удалении нескольких тысяч километров.

Следует отметить, что современные БПЛА самостоятельно выполняют взлет, посадку и полет по маршруту, однако активное маневрирование в зоне боевых действий возможно только благодаря прямому управлению оператором. Также, необходимо учитывать и вопрос наземного обслуживания, поскольку забывчивость наземного технического персонала неоднократно приводила к потере БПЛА, что ярко продемонстрировали ВВС США на Ближнем Востоке, а именно в рамках операций в Йемене.

По данным зарубежных источников, в дополнение к указанным техническим проблемам пакистанские военные обнаружили утечку азота из оптико-электронных систем разведки и наведения (ОЭСРН), которые являются органами зрения БПЛА  и обеспечивают как наблюдение за обстановкой,  обнаружение целей  и наведение авиационных средств поражения благодаря тепловизионной камере, лазерному целеуказателю и дальномеру.  Нехватка охлаждающего агента может привести к перегреву ОЭСРН и «ослеплению» аппарата, что может стать причиной крушения во время захода на посадку, поскольку современные БпЛА используют не только радиовысотомер, но и ОЭСРН для визуального контроля процесса снижения и приземления.

Современные ОЭСРН с камерами высокого разрешения (дневного, ночного и тепловизионного режимов) позволяют оператору управлять БПЛА в плохих метеоусловиях (дождь, туман, снег, песчаная буря) в горной местности, что особенно актуально для Пакистана и соседнего Афганистана. Собственное производство таких сложных компонентов налажено лишь в нескольких странах мира, а именно США, Канаде, Австрии и КНР.

В дополнение к вышесказанному поступила информация о перебоях в работе бортовых радиолокационных станций с синтезированной апертурой, которые также выполняют задачи по наблюдению за обстановкой в воздухе и на земле. Одновременное отключение ОЭСРН и РЛС с САР по техническим причинам делает невозможным применение авиационных средств поражения – т.е. БПЛА способен только на  выполнение полета по заданной траектории.

Вполне вероятно, что часть из перечисленных проблемных моментов существует в действительности и не была устранена, поскольку инженерно-технический персонал китайских оборонных предприятий находится под ограничением на выезд за пределы страны на протяжении последних полутора лет по причине нестабильной пандемической ситуации.

В данной ситуации военно-политическое руководство Пакистана было вынуждено заключить контракты с турецкой компанией Baykar  Defense, которая является производителем разведывательно-ударных БПЛА «Байрактар-ТВ2» и многофункциональных «Анка-С». По данным китайских источников, ВВС Пакистана заключили последовательно два контракта на поставку 6 ед. «Байрактар-ТВ2» и 6 ед. «Анка-С».

Следует учитывать, что если БПЛА первой модели в основном выполняют поиск и уничтожение целей и при этом наибольшую эффективность «Байрактар-ТВ2» продемонстрировали в полосе применения мобильной системы РЭБ «Корал», которая подавляет системы ПВО противника, способные поразить данный БПЛА. Специалисты органов военной разведки стран-членов НАТО полагают, что турецкие конструкторы уже поставили в подразделения национальных ВС обновленную версию системы РЭБ «Корал», которая способна даже для космических аппаратов разведывательного назначения с радиолокационной аппаратурой на борту, что и было зафиксировано весной 2021 г. при пролете одного из таких спутников над территорией Сирийской Арабской Республики.

В отношении БПЛА «Анка-С» известно, что эти аппараты могут не только выполнять разведывательно-ударные задачи, но и осуществлять радиоэлектронное подавление систем ПВО с радиолокационным наведением.

Представляется возможным согласиться с оценками обозревателей китайских специализированных военно-технических изданий, что приобретение незначительного количества БПЛА турецкого производства позволит на некоторое время поддержать боеготовность двух эскадрилий БПЛА ВВС Пакистана.

Очевидно, что подобные закупки не решат всего комплекса проблем описанных выше, однако даже эти контракты привлекают внимание руководителей ОПК КНР.

62.86MB | MySQL:102 | 0,491sec