Расширение нападений «Аль-Каиды» (запрещена в России) в Мали угрожает десяткам марокканских водителей грузовиков, которые ежедневно перевозят товары в страны Африки к югу от Сахары. Террористическая группировка нанесла удар по дороге протяженностью 3700 километров в Марокко, и теперь она «стала опасной», согласно отчету, опубликованному испанским информационным агентством (Efe). Все началось с того, что 9 сентября боевики, предположительно связанные с «Аль-Каидой», убили водителя грузовика и его спутника, оба из которых были марокканцами. Нападавшие скрылись после нападения, ничего не взяв с грузовиков, что исключает, что мотивом нападения была кража. Ни одна группировка не взяла на себя ответственность за нападение, но филиалы «Аль-Каиды» признались в совершении аналогичных нападений на марокканских водителей. Чтобы добраться до столицы Мали из Марокко, водители грузовиков проезжают около 3700 километров, что обычно занимает десять дней, если только два водителя не отправятся в поездку, то это займет всего восемь дней, из которых целый день тратится на ожидание в длинных очередях грузовиков на пограничном переходе Гергерат между Западной Сахарой и Мавританией. Оказавшись в Мали, часть груза выгружается в Бамако, который, в свою очередь, является стратегическим транспортным пунктом; Другая часть груза отправляется оттуда в разные страны региона к югу от Сахары: Нигер, Кот-д’Ивуар и Буркина-Фасо. По некоторым оценкам, число марокканских грузовиков, работающих на этой дороге, составляет от 1300 до 1800, в зависимости от сезона. Глава Совета по финансовому транспорту Мали Юсеф Траоре заявил, что террористические группировки «ежедневно совершают нападения на грузовики, курсирующие между малийскими городами и соседними странами. Много нападений происходит между Гао и Севаре (на севере), и никто ничего не компенсирует владельцам». Траоре добавил: «Террористы совершают свои нападения на этой дороге, чтобы наказать водителей грузовиков, которые снабжают Миссию Организации Объединенных Наций в Мали (МИНУСМА) топливом, которое является мишенью для террористов, особенно для сторонников «Аль-Каиды»». В этой связи внесем некоторые уточнения. По оценкам ряда местных экспертов, эти нападения на транспортные конвои, которые осуществляют местные туарегские группы (и в данном случае вторично, какую идеологическую обертку они используют) вызваны, как минимум, двумя причинами.
- Это отказ руководства тех самых марокканских водителей платить туарегам за транзит по «их территории».
- Это эскалация в последний месяц противостояния между Алжиром и Марокко (как следствие участились нападения на марокканских водителей в ответ на сокращения Рабатом объемов прокачиваемого газа через трубопровод из Алжира через Марокко в Европу и блокирование марокканцами автомобильного транзита из Мавритании через Западную Сахару). Напомним, что алжирские военные имеют через свою агентуру в пресловутой «Аль-Каиде исламского Магриба» (АКИМ) очень серьезные позиции на севере Мали и обострить ситуацию там через нападения на марокканские грузовики для них большого труда не составляет. Тем более, что алжирские военные совсем не являются альтруистами в этом транзитном бизнесе.
Но помимо бизнеса есть еще и политика. После обострения французско-алжирских отношений в прошлом месяце и закрытия воздушных коридоров для французских военных бортов удар по сухопутной логистике французов является вполне логичным. Но вот это противостояние имеет и свои неожиданные последствия для отношений Франции и Алжира, если мы имеем в виду вывод французских войск из Мали в связи с переформатированием операции «Бархан» в некую «общеевропейскую» миссию. Напомним, что это решение Парижа привело к негодованию Бамако и вызвало спекуляции на тему входа в Мали российской ЧВК «Вагнер». Бывший высокопоставленный дипломат Мухаммед Ларби Зитут, представитель алжирского оппозиционного движения «Рашад», заявил, что главной причиной последних риторических выпадов президента Франции Эммануэля Макрона в адрес Алжира является именно ситуация в Мали. Со стороны алжирских генералов наблюдается нежелание вводить на север Мали свои собственные войска, и в Елисейском дворце уверены, что именно они помогли ввести российскую ЧВК «Вагнер» в Мали, что угрожает интересам Франции в Африке. Зитут объяснил, что «действия Франции против Алжира не являются чем-то новым. Что нового, так это то, что они исходят напрямую от главы государства, в то время как официальная пропаганда в Алжире утверждает, что Макрон-наш друг». Напомним, что в начале октября Макрон обвинил алжирский режим в «разжигании ненависти к Франции». Он также оспаривал существование алжирской нации до начала французской колонизации в 1830 году. «Существовала ли алжирская нация до французской колонизации?», — спросил президент Франции, который указал, что «были предыдущие колонизации», имея в виду присутствие Османской Империи в Алжире между 1514 и 1830 годами. «Я восхищен способностью Турции заставить людей полностью забыть о той роли, которую она играла в Алжире, и о том господстве, которое она осуществляла, и объяснить, что мы единственные колонизаторы. Это здорово. Алжирцы верят в это», — сказал Макрон. Он заявил, что Турция распространяет «дезинформацию и пропаганду» против его страны в отношении истории до 1962 года. Французский лидер заявил, что его страна должна выпускать публикации на арабском и берберском языках, чтобы противостоять материалам, осуждающим Францию. Заявления Макрона были осуждены алжирским президентом А.Теббуном. Посол АНДР в Париже был отозван для консультаций. Это произошло до того, как Алжир объявил о закрытии своего воздушного пространства для французских военных самолетов. В январе прошлого года члены Народного национального собрания (ННА) в Алжире (нижняя палата алжирского парламента) представили законопроект о криминализации французской колонизации страны в период с 1830 по 1962 год. Два месяца спустя те, кто предложил эту инициативу, призвали главу ННА Сулеймана Шанина начать обсуждение предлагаемого законодательства до голосования. Предыдущая попытка в этом отношении провалилась в 2009 году. По оценкам, в колониальный период в Алжире было убито 5 млн алжирцев. По меньшей мере, 1,5 млн человек были убиты во время войны за независимость между 1954 и 1962 годами. Тысячи людей остаются пропавшими без вести. Франция использовала алжирскую пустыню для испытания своих ядерных бомб, загрязнив сельскую местность. «Конечно, — пояснил Зитут, — мы не можем игнорировать контекст заявлений, сделанных за несколько месяцев до президентских выборов, где Макрон сталкивается с правыми экстремистами, включая Марин Ле Пен и Эрика Земмура, которые соревнуются, кто больше всего может напасть на французских мусульман, особенно из Магриба и Алжира». Зитут сказал, что словесное нападение Макрона на Алжир и его вопросы о его истории, а также его защита колониального правления Франции сводятся к нескольким спорным вопросам. Некоторые из них мимолетны, например, нелегальные алжирские мигранты, проживающие во Франции, которых Париж планирует вернуть в Алжир. Во Франции насчитывается более 200 000 нелегальных алжирских мигрантов. Французское правительство заявило, что собирается депортировать более 8000 алжирцев, которых они считают как нелегальными мигрантами, так и лицами опасными для национальной безопасности. Алжирский режим требовал, что Франция также должна выдавать алжирских оппозиционеров. Это не было принято французами, поскольку их законы препятствуют выдаче политических оппонентов. Поэтому режим в Алжире отказался принимать мигрантов, депортированных из Франции, на что французы ответили сокращением числа виз, выдаваемых алжирцам, на 50%. Другие проблемы имеют более серьезный характер, такие как ситуация в Мали. Последнее, по мнению Зитута, является основной причиной последних по времени нападок Макрона на алжирский режим. «Случилось так, что [генерал Саид] Шенгриха отправился в Москву с некоторыми генералами, которые ближе к России, чем он, потому что они проходили обучение в России. Предложение Москвы состоит в том, чтобы Россия на первом этапе вошла в Мали сначала через наемников Вагнера, а затем туда войдет российская армия через своих советников, как это было, например, в Сирии или ЦАР. Несмотря на соперничество с Анкарой по ряду вопросов, Россия сыграла важную роль вместе с турками в изгнании французов из Ливии, точно так же, как русские изгнали французов из Центральной Африки. Последняя российская экспансия в Мали рассматривается во Франции как катастрофа», сказал он. Мали много значит для Франции из-за своего стратегического расположения, отметил экс-дипломат. Юг Мали связан с Западной Африкой, граничит с Нигером, Мавританией, Сенегалом, Гвинеей, Кот-д’Ивуаром и Буркина-Фасо. В этих странах существует много противоречивых интересов. Франция, например, добывает половину своих военных и гражданских потребностей в уране в Нигере, что приобретает принципиальное значение с учетом доли АЭС в энергобалансе страны. И не случайно именно в Нигере сейчас разместились военные базы США (беспилотники) и ФРГ (логистика и материально-техническое снабжение). «В Нигере идет серьезная борьба. Французская компания Areva даже более важна для Франции, чем военные самолеты и линкоры, потому что она поставляет уран, необходимый для гражданского и военного использования».- отметил Зитут. Кроме того, франкоязычные страны Африки и их соседи располагают запасами драгоценных металлов, «наименее ценным из которых является золото». По словам Зитута, Франции известно, что именно группа военных внутри алжирского режима, возглавляемая Шенгрихой, помогла убедить малийских военных привлечь к малийскому досье сотрудников ЧВК «Вагнер». Тем более, что многие малийские военные учились в СССР и России. «Это оказывает услугу россиянам, которые заявили, что готовы предоставить Алжиру дополнительные финансовые возможности с точки зрения ВТС. Шенгриха собственно ради этого и приезжал в Москву в прошлом месяце. Присутствие россиян в Мали ослабляет давление Франции на алжирскую армию, что свидетельствует о ее нежелании вступать в бой с вооруженными элементами в других странах», — отметил он. «Мали, — добавил он, — стала переломным моментом для Макрона, потому что российское присутствие в Мали было облегчено Шенгрихой и его окружением. В командовании армии Алжира произошел раскол по этому поводу. Генерал Мухаммед Кайди близок к французам и американцам, в то время как Шенгриха близок к русским. Макрон намеренно хотел ввести всех в заблуждение своей защитой [президента Алжира Абдельмаджида] Теббуна, в то время как на самом деле он больше защищает Кайди и его сторонников в армии. Пока побеждает линия Шенгрихи и собственно в этом есть своя логика. Алжирцы очень заинтересованы в том, чтобы французы ушли из Мали с ротацией их на российскую ЧВК. Этот момент, кстати, оперативно поможет решить вопрос с нападениями «джихадистов» на конвои, поскольку охранять их будут российские сотрудники ЧВК». Что касается закрытия воздушного пространства Алжира для французских военных самолетов, Зитут отметил, что «режим в Алжире всегда отказывал в своем воздушном пространстве военным самолетам, которые бомбят Мали и Западную Африку». В данном случае он закрывает воздушное пространство не для всех военных самолетов, а только для тех, которые он описывает как «самолеты, выполняющие военные миссии»; другими словами, те, которые бомбят Мали и другие африканские территории.