Отношения между новой (демократической) администрацией США, возглавляемой президентом Джо Байденом, и новым правительством Израиля, возглавляемым премьер-министром Нафтали Беннетом, достаточно корректные. Более того, в Израиле говорят, что они лучше, чем могли бы быть, если бы президентом стал другой, более «прогрессивный» кандидат от Демократической партии, например, откровенно антиизраильский сенатор еврейского происхождения Берни Сандерс. Однако это все же демократическая администрация, в отношения с которой не может быть и речи об искренней поддержке, как во времена предыдущей, подчеркнуто произраильской республиканской администрации президента Дональда Трампа. Несмотря на то, что обе стороны пытаются не выставлять напоказ свои разногласия, пунктов этих разногласий между США и Израилем сейчас много.
Наиболее болезненным из них является вопрос об отношении к иранской ядерной программе. Следует напомнить, что предыдущий президент США вышел из договора, подписанного мировыми державами с Ираном относительно наблюдения за его ядерной программой, которую иранские власти выдают за сугубо мирную. Дональд Трамп оказывал на Иран сильнейшее давление и демонстрировал готовность оказать еврейскому государству действенную поддержку в случае войны с Ираном. Его преемник резко изменил курс. Он намерен начать переговоры о возвращении к соглашению. Новое израильское руководство вынуждено было примириться с мыслью, что ему предстоит противостоять Ирану практически в одиночку. Возможно, при поддержке некоторых суннитских арабских государств, но без действенной поддержки со стороны США.
Именно в этом контексте следует рассматривать тот факт, что израильский министр финансов и член узкого кабинета министров (именуется также межминистерской комиссией) по иностранных делам и безопасности Авигдор Либерман заявил 21 октября в интервью популярному новостному израильскому интернет-каналу Walla!, что «война с Ираном — это лишь вопрос времени, причем небольшого времени». При этом министр подчеркнул, что, по его мнению, «никакие дипломатические усилия и никакое соглашение не остановят иранской ядерной программы. Они (иранцы – В.Ч.) видят (в качестве примера эффективного противостояния США и всему западному миру – В.Ч.) Северную Корею, видят ее беспрецедентное (военное – В.Ч.) усиление, несмотря на все дипломатические ходы (США – В.Ч.). Еврейскому народу нельзя жить иллюзиями. Гитлер написал свою книгу («Майн кампф», первый том которой был издан в 1925, а второй – в 1926 году – В.Ч.) в 1923 году, а потом он пришел к власти. Это (иранская ядерная программа – В.Ч.) — проблема всего международного сообщества, но, прежде всего, это наша (израильская – В.Ч.) проблема, потому что они (иранцы – В.Ч.) провозгласили целью своей политики уничтожение Израиля, и они действительно собираются это сделать».
Логичным продолжением процитированного выше заявления министра финансов стали его слова по поводу значительного увеличения расходов Государства Израиля на нужды обороны. «Вы (граждане Израиля – В.Ч.) были удивлены тем, что для ЦАХАЛа был утвержден такой большой бюджет (Государственный бюджет Израиля был принят только в первом чтении. Окончательно его принятие ожидается в ближайшую пару недель – В.Ч.). Эти деньги идут на его усиление и на закупку новейших систем вооружений. Теперь есть и деньги на реализацию программы (противоракетной – В.Ч.) защиты севера после того, как это (выделение денег на программу противоракетной защиты – В.Ч.) заняло три года», — сказал Авигдор Либерман, прозрачно намекая на то, что предыдущее правительство Израиля, возглавлявшееся премьер-министром Биньямином Нетаньяху, не уделяло достаточного внимания защите северных районов Израиля, находящих в непосредственной близости к контролируемому проиранскими боевиками «Хизбаллы» Ливану и к Сирии, на территории которой расквартированы подготовленные иранскими военными специалистами шиитские милиции из Ирака и Афганистана, а также элитные подразделения той же «Хизбаллы». Нет сомнений в том, что в случае полномасштабного военного противостояния с еврейским государством Иран использует против него территории Сирии и Ливана. Вторая ливанская война 2006 года, когда северные районы Израиля подверглись интенсивному ракетному обстрелу с ливанской территории, привела к тому, что были убиты 44 и получили ранения различной степени тяжести 2 тысячи израильских граждан (не считая потерь среди военнослужащих). С тех пор ракетный потенциал «Хизбаллы» существенно усилился. Поэтому защита тыла, в первую очередь в северных районах страны не может не беспокоить высшее военно-политическое руководство Израиля, если полномасштабное военное столкновение с Ираном и с его сателлитами представляется неизбежным.
Авигдор Либерман не стал пояснять, на чем базируется его уверенность в том, что «война с Ираном — это лишь вопрос времени, причем небольшого времени». На этом фоне обращает на себя внимание прозвучавшее днем раньше в интервью поселенческому интернет-сайту «Седьмой канал» заявление бывшего заместителя министра по региональному сотрудничеству (занимал этот пост в 2015-2017 гг.), друза по происхождению Аюба Кары, поддерживающего связи с ливанскими политиками. Он сказал в частности, что в Ливане «надвигается геноцид, когда «Хизбалла» начнет массовое убийство христиан, и это не закончится там. Это придет и в другие места. Я был одним из тех, кто создавал Армию Южного Ливана (Аюб Кара был капитаном ЦАХАЛа и принимал участие в Первой ливанской войне 1982 года – В.Ч.), и я знаю Ливан как свои пять пальцев. Это непосредственно коснется нас. Это будет происходить на нашей границе…». Можно предположить, что в условиях, когда Ливан переживает острейший экономический кризис и находится на грани новой гражданской войны, война с Израилем может послужить для «Хизбаллы» удобным прикрытием для уничтожения своих врагов в самом Ливане.
В заключение представляется уместным процитировать и лидера израильской парламентской оппозиции, бывшего премьер-министра Биньямина Нетаньяху. 21 октября он выступал на ежегодной конференции израильского Центра местного самоуправления Muni Expo – 2021. Большая часть его выступления была посвящена критике нынешнего правительства Израиля, возглавляемого премьер-министром Нафтали Беннетом. При этом в одном вопросе – в вопросе об иранской угрозе – Биньямин Нетаньяху был практически единодушен с Авигдором Либерманом. «Одно не дает мне спать – Иран, — сказал бывший премьер-министр, — Если сейчас он (Иран – В.Ч.) получит свободный доступ к ядерному арсеналу с десятками боеголовок, нацеленных на наше государство, это будет совсем другая ситуация. Это поставит под угрозу наше (израильтян – В.Ч.) будущее».