Израильские эксперты о проблемах в отношениях между Израилем и Иорданией

После формирования в июне 2021 г. правительства национального единства руководители Израиля трижды встретились с королем Иорданского Хашимитского Королевства Абдаллой II. Премьер-министр Нафтали Беннет и министр обороны Бени Ганц «открыли новую страницу в израильско-иорданских отношениях после длительного дипломатического кризиса и недоверия в период правления Биньямина Нетаньяху». Помимо прочего, по результатам встречи Н.Беннета и Абдаллы II в конце июня Израиль одобрил поставку Иордании в этом году еще 50 млн куб. м воды из Галилейского моря. Соглашение с возможным продлением еще на два года было подписано 12 октября с.г. Бывший премьер-министр и глава оппозиции в Кнессете Биньямин Нетаньяху подверг новое водное соглашение критике, отметив, что Израиль пошел навстречу Иордании в том время, как королевство укрепляет связи с Ираном – не получив при этом ничего взамен[i].

О значительном потеплении между двумя странами могли свидетельствовать заявления президента Израиля после встречи с иорданским монархом в конце августа в его дворце в Аммане, куда И.Герцог прибыл по его приглашению для обсуждения стратегических вопросов двусторонних отношений и касающихся ситуации в регионе. «Иордания – очень важная страна», – сказал И.Герцог. «Я с большим уважением отношусь к королю Абдалле, великому лидеру и значительному региональному игроку, который недавно встречался с очень важными руководителями, включая президента Байдена, президента Путина, президента ас-Сиси и Абу Мазена»[ii].

Однако через месяц, несмотря на кажущееся улучшение израильско-иорданских отношений, министр иностранных дел Иордании Айман Сафади издал официальную директиву Министерству юстиции, запрещающую одобрение любых сделок с недвижимостью, проводимых на Западном берегу р. Иордан. «Коллегия адвокатов Иордании должна прояснить этот вопрос со всеми юристами и воздерживаться от завершения каких-либо сделок купли-продажи палестинских земель», – говорится в директиве.

Иордания контролировала Западный берег р. Иордан с 1948 по 1967 год. В этот период Амман выделил и зарегистрировал множество земельных участков от имени местных палестинцев. По сей день документы имеют юридическую силу, и на них ссылаются израильские суды.

Ариэль Кахана, ведущий политический обозреватель Israel Hayom задается вопросом, почему А.Сафади именно сейчас издает официальную директиву, тогда как иорданские власти давно проводят политику, направленную на запрет купли-продажи недвижимости на Западном берегу р. Иордан. Палестинские официальные лица требовали официального запрета таких сделок в 2019 г.

По законам Палестинской национальной администрации (ПНА) продажа недвижимости еврею карается смертной казнью. Евреи, желающие приобрести землю на Западном берегу р. Иордан, зачастую делают это тайно с помощью палестинских риелторов, которые затем покидают район или вовсе переезжают за границу.

Действия иорданского министра вызвали удивление еще и по той причине, что в июле этого года А.Сафади встретился с министром иностранных дел Израиля Яиром Лапидом, и они объявили о новых торговых и водных соглашениях. Израильское правительство официально согласилось поставить в Иорданию 50 млрд куб. м воды в год, что вдвое превышает уже поставляемые объемы.

В израильской организации правого толка «Ад Кан» заявили: «Иорданское королевство причиняет вред своим бывшим палестинским гражданам, которые хотят продать свою землю в Иудее и Самарии по разумной цене. Это еще одно достижение ПНА в ее стремлении [получить] зону C, тогда как Израиль ничего не делает». Организация призывает Я.Лапида потребовать от иорданцев отменить это решение. «Как может израильское правительство удваивать количество воды в Иорданию, которая вмешивается во внутренние дела Израиля, а тот даже не протестует?»[iii].

В отличие от настроений в израильском правом лагере, эксперты ряда ведущих аналитических центров страны положительно оценивают подход нового израильского правительства к Иордании. По мнению Одеда Эрана, старшего научного сотрудника Института исследований национальной безопасности (Institute for National Security Studies, INSS), экономический кризис, рост безработицы, растущая критика короля и дискуссии по поводу намеченных реформ в Иордании свидетельствуют о том, что Абдалла II переживает самый большой кризис за время своего 22-летнего правления. Это должно обеспокоить Израиль, поскольку положение дел у его восточного соседа сказывается на национальной безопасности.

Экономический кризис в Иордании вызывает озабоченность по поводу уровня бедности в этой стране. Однако по оценкам экономистов Всемирного банка, реальный рост иорданской экономики в 2021 г. составит 1,9%, а при улучшении глобальной экономической ситуации в ближайшие годы среднегодовые темпы роста составят 2,3%.

Что касается устойчивости Хашимитской монархии, то, полагает О.Эран, ряд недавних событий свидетельствует о наличии тех, кто оспаривает права короля. К тому же Абдалла II оказался в списке высокопоставленных деятелей, имеющих оффшорные счета – т.н. Pandora Papers («Досье Пандоры»). Согласно журналистскому расследованию король Иордании приобрел через сеть оффшорных фирм полтора десятка объектов недвижимости в Соединенных Штатах и Великобритании общей стоимостью более 100 млн долларов. Дело не замолчали, и дворец опубликовал разъяснения, после чего публикации об оффшорах в иорданской прессе прекратились. Наличие у покойного короля Хусейна собственности за пределами Иордании не было секретом. Возможно, удивил размер активов в 100 млн долларов, в то время как иорданцы страдают от продолжающегося экономического кризиса.

Израильский эксперт также отмечает, что в королевстве возникла напряженность в связи с намерением Абдаллы II реформировать избирательную систему. В течение многих лет он стремился внести изменения в структуру и функции партий, чтобы уменьшить их количество и вписать в русло государственной политики. В июне прошлого года он назначил бывшего премьер-министра Самира ар-Рифаи главой комитета, который рекомендовал изменения в этом направлении. Комитет представил свои рекомендации королю в начале октября этого года. Основная рекомендация заключалась в том, чтобы усилить общенациональный список по сравнению со списками по отдельным избирательным округам. Предлагалось разделить Иорданию на 18 округов, тогда как вся страна должна стать 19-м округом, от которого в 138-местный парламент пройдет 41 депутат. Другие предложения включали усиление представительства женщин и молодежи. Поправки относительно ограничения иммунитета депутатов от содержания под стражей, но не от суда, могут показаться стремлением уменьшить полномочия законодательного органа. Хотя, по мнению эксперта INSS, рекомендации комитет не направлены на изменение баланса сил между монархом и парламентом.

Само учреждение комитета и отчеты о его обсуждениях вызвали беспокойство среди бедуинских племен, которые являются опорой Хашимитской монархии. Они обеспокоены тем, что изменения в существующей системе ослабят их влияние, основанное на выгодном распределении мандатов в парламенте от округов за счет количества мест, отведенных крупным городам, где большинство составляют подданные палестинского происхождения. Если поддержка королем рекомендаций комитета приведет к противодействию, особенно со стороны племен, он будет вынужден к ним прислушаться.

О.Эран отмечает изменение в региональной политике Аммана. Отношения между королем Абдаллой II и Соединенными Штатами, особенно во время администрации Дональда Трампа, достигли минимума, напоминающего период начала 1990-х гг. после того, как король Хусейн поддержал президента Ирака Саддама Хусейна после вторжения его армии в Кувейт. «Сделка века» – предложенная администрацией Трампа для урегулирования израильско-палестинского конфликта, в котором Израиль должен был продолжать управлять третью территории Западного берега р. Иордан и всем Иерусалимом после заключения постоянного соглашения – не оставила королю иного выбора, кроме прямой конфронтации с президентом США. Напряженность в отношениях усилилась в 2020 г. с подписанием в Белом доме «Авраамовых соглашений», в результате чего Иордания (и палестинцы) остались почти в одиночестве в кампании против плана Трампа.

По мнению О.Эрана, король Абдалла II изучил геостратегическую карту, намерение Вашингтона в отношении Ближнего Востока (а именно, с первых лет правления Барака Обамы сосредоточить американские политико-военно-экономические усилия в Индо-Тихоокеанском регионе), и начал подыскивать альтернативы. Натянутые отношения короля с бывшим премьер-министром Израиля Б.Нетаньяху и напряженность между ними по ряду вопросов исключили возможность региональных соглашений, включающих Иорданию и Израиль. С другой стороны, недавние изменения в Ираке с формированием правительства, характеризуемого растущей независимостью от Ирана, а также политическая и географическая близость создали основу для политического и экономического египетско-иордано-иракского партнерства, которое может и не приведет к значительным экономическим результатам, но обеспечит Иордании статус регионального игрока.

В этом же контексте эксперт INSS предлагает рассматривать развивающееся сотрудничество между Египтом, Иорданией, Сирией и Ливаном, которое сосредоточено на поставках электроэнергии и природного газа в Сирию и Ливан. В октябре был открыт пограничный переход между Иорданией и Сирией, и между странами прошли встречи по вопросам экономического сотрудничества, как на правительственном уровне, так и с участием представителей бизнеса. После подготовительной работы глав служб безопасности обеих стран король Абдалла II и президент Сирии Башар Асад поговорили по телефону, что больше всего свидетельствует об изменении подхода Аммана к режиму в Дамаске. Через несколько дней после этого телефонного звонка министры иностранных дел Иордании и Ирана также переговорили по телефону после нескольких лет отсутствия каких-либо контактов, и это тоже продемонстрировало изменения в региональной политике иорданского руководства. По словам О.Эрана, эти «два телефонных звонка должны вызвать беспокойство в Израиле».

Эксперт INSS полагает, что, как и многие другие, король Абдалла II, по-видимому, смирился с реальностью, в которой сирийский режим и президент Асад остаются на своих местах, и ​​что рано или поздно начнется постепенный процесс восстановления в Сирии и Ливане. Иордания экономически и политически заинтересована в участии в этих процессах. В то же время отмечается, что король опасается присутствия Ирана в Сирии и иранского контроля над районами страны. Хотя сотрудничество с Дамаском является своего рода страховкой от подрывной деятельности иранцев в на территории королевства, такое предположение может оказаться опасной иллюзией. В частности, неясно, в какой степени режим Асада хочет или может остановить ежедневный поток контрабандистов, доставляющих в Иорданию наркотики, произведенные на территории его страны.

О.Эран допускает, что иорданский режим проинформировал администрацию США о своих планах и не получил отрицательного ответа. Якобы у Израиля тоже нет причин рассматривать эти действия в негативном свете, если не считать исторического багажа в виде предпринятых Амманом нескольких ошибочных стратегических шагов, направленных на взаимодействие с другими арабскими странами, что привело к значительному ущербу для королевства. Если бы между Израилем и Иорданией был всеобъемлющий стратегический диалог, такая площадка способствовала бы углубленному обсуждению последствий изменения позиции Иордании по Сирии.

Эксперт INSS считает позитивным для Израиля водное соглашение, «которое устраняет камень преткновения и вселяет надежду на продолжение сотрудничества в инфраструктурных проектах между двумя странами».

«У Израиля есть повод для беспокойства по поводу событий в Иордании, но нет повода для паники», – заключает О.Эран. Ситуация в Иордании вызывает тревогу, потому что даже незначительный подрыв стабильности королевства может повлиять на баланс сил и долгосрочные отношения. Израильско-иорданский диалог на высшем уровне, который возобновился после создания правительства Беннета-Лапида, необходимо продолжать и развивать, чтобы была возможность решать деликатные вопросы с максимальной открытостью. Эксперт предлагает подумать о создании трехстороннего египетско-иордано-израильского военно-политического форума, на котором можно было бы обсудить региональные проблемы, непосредственно затрагивающие интересы трех стран[iv].

Амос Гилад, глава Института политики и стратегии (Institute for Policy and Strategy) при Университете Райхмана также решил ответить на критику израильского руководства, которое удвоило объемы поставляемой воды в Иорданию, тогда как королевство якобы сблизилось с Ираном, заклятым врагом Израиля[v].

По мнению эксперта, одних только еврейских поселений достаточно, чтобы Израиль оказывал Иордании экономическую помощь, включая поставки воды и газа.  Королевство является фактором в особых отношениях в сфере безопасности между Израилем и арабскими государствами, которые были его злейшими врагами и стали партнерами.  «Недруги Иордании предпринимают враждебные шаги вплоть до того, что они могут быть заинтересованы в крахе Хашимитского Королевства.  Такое развитие событий противоречит интересам обеспечения безопасности Израиля.  Иордания может быстро стать питательной средой для терроризма, благодатной почвой для насилия и плацдармом для Ирана и его прокси, таким образом, расшатывание ситуации в королевстве без преувеличения представляет угрозу стабильности на Ближнем Востоке и способности Израиля справиться с основной угрозой его безопасности – Исламской Республикой Иран».

А.Гилад отмечает, что Иорданское Хашимитское Королевство под эгидой исторического мирного соглашения с Израилем (от 1994 г.) обеспечивает последнему стратегическую глубину до иракской границы.  Пространство Западного берега р. Иордан имеет огромное значение и в прошлом становилось плацдармом для военных атак на еврейское государство или нападений террористических организаций на израильтян.

Эксперт предлагает представить, чтобы было, если бы за протяженную границу между Израилем и Иорданией несла ответственность исключительно израильская армия. Это потребовало бы развертывания сил в огромных масштабах и большой цены.  Вместо этого Израиль наслаждается комфортной реальностью с тихой границей, свободной от террористических атак и военных угроз.  В условиях, когда Иран стремится расширить фронт от Ливана до Сирии и от Сирии до Иордании, что может привести к появлению проиранских сил в десятках километрах от Иерусалима, именно Иордания, ее структуры безопасности и разведка являются той невидимой рукой, которая обеспечивает удобную для Израиля стратегическую реальность и экономит его ресурсы.

Таким образом, полагает А.Гилад, необходимо оградить себя от «фейк-ньюс», которые могут стать основой воображаемой истины.  В качестве примера он приводит сообщения о том, что Иран еще не приблизился к тому, чтобы стать пороговым ядерным государством.  По его мнению, Иран движется в этом направлении в результате неправильной стратегии.  Суть решения заключается в наращивании сил ЦАХАЛа. В то же время необходима разведка как часть общей мощи, и это должно найти отражение в масштабной экономической помощи Иордании, включая поставки воды, газа, и всего что возможно. Чем крепче отношения, тем больше шансов на стабильность королевства, что является первоочередным интересом Израиля.  В этой связи он отдает должное действующему правительству и силовому блоку, которые правильно понимают ситуацию и проводят соответствующую политику, поэтому количество воды, поставляемой в Иорданию, должно быть удвоено, чтобы способствовать развитию ее экономики и, таким образом, увеличить вклад Израиля в общую безопасность и стабильность на Ближнем Востоке.

[i] Нетаниягу о водном соглашении с Иорданией: «Мы не получили ничего взамен» // NEWSru.co.il. 13.10.2021 — https://www.newsru.co.il/israel/13oct2021/maim_200.html

[ii] «מאוד משמעותי אזורי שחקן» :ירדן מלך עם בחשאי נועד הרצוג // Israel Hayom. 04.09.2021 — https://www.ynet.co.il/news/article/b1oadg11ft

[iii] Jordanian foreign minister forbids processing of Judea and Samaria land deals // Israel Hayom. 21.10.2021 — https://www.israelhayom.com/2021/10/21/jordanian-fm-seeks-to-weigh-in-on-judea-and-samaria-land-deals/

[iv] Jordan 2021: Cause for Concern in Israel, but No Need to Panic // INSS. 18.10.2021 — https://www.inss.org.il/publication/jordan-2021/

[v] ממזרח החשובה החברה // Ynet. 19.10.2021 — https://www.yediot.co.il/articles/0,7340,L-6016715,00.html

52.32MB | MySQL:103 | 0,643sec