Марокко укрепляет отношения с США, ЕС и Израилем на фоне резкого обострения конфликта с Алжиром

В начале октября с.г. циркулировали упорные слухи о планах Марокко сократить состав своих посольств в Германии, Испании и Брюсселе, где во главе дипломатических миссий  якобы должен в итоге остаться один временный поверенный в делах. Теперь же сообщается, что Марокко намерено направить долгосрочное послание европейским лидерам, дипломатические позиции которых по конфликту в Западной Сахаре не соответствуют интересам королевства. Это включает в себя и Европейскую комиссию, которая не смогла поддержать позицию  Рабата против Фронта ПОЛИСАРИО в Суде Европейского союза (известном как Европейский суд).

Для справки, Европейский суд недавно аннулировал торговые сделки между ЕС и Марокко в области сельского хозяйства и рыболовства на том основании, что они были согласованы без согласия народа Западной Сахары.

Отсюда вопрос большинства экспертов:  достигли ли мароккано–европейские отношения переломной точки? В течение нескольких месяцев эта напряженность нарастала, учитывая непрекращающиеся дипломатические споры королевства с вышеупомянутыми странами, и даже косвенно —  с прохладной позицией  новой администрацией США, которая не одобрила и не отвергла признание бывшим президентом Дональдом Трампом суверенитета Марокко над Западной Сахарой (полученное в обмен на нормализацию дипломатических отношений между Марокко и Израилем). Теперь Рабат решил эту ситуацию заморозить, поскольку теперь хочет сосредоточить основные усилия  на гораздо более ощутимом сопернике —  Алжире. Действительно, в связи с тем, что статус Алжира быстро меняется от регионального противника к злейшему врагу, Марокко стремится наладить свои отношения с Западом. Теперь Рабат решил приспособиться к Европе, хотя бы поверхностно, и, похоже, готов уступить давлению администрации президента США Джо Байдена  и укрепить свои отношения с Израилем. Израиль в таком сценарии  открывает королевству двери для мощного произраильского лобби в Конгрессе, которое, как полагают в Рабате, играет прямую роль в выработке  международной политики в Вашингтоне. Эта стратегия не совсем беспочвенна, поскольку до сих пор не было получено никаких выгод от разногласий королевства с Германией или Испанией. Берлин на этом фоне демонстрирует  приверженность работе в рамках международного права по урегулированию конфликта в Западной Сахаре. Общее мнение экспертов: несмотря на некоторые видимые и более символические жесты по примирению между странами, отношения между Берлином и Рабатом остаются холодными. Хотя правительство ФРГ  разрешило Марокко участвовать в ливийских мирных переговорах, Берлин отказывается предпринимать действия против исламистов-эмигрантов, и прежде всего, против бывшего политзаключенного Мухаммеда Хаджиба. Этот мароккано-немецкий гражданин известен своими  популярными постами в социальных сетях с критикой марокканского правительства и органов безопасности. Бесчисленные прямые жалобы на Хаджиба были поданы в Германии марокканскими спецслужбами, и все они были отклонены государственным прокурором ФРГ, что было расценено в Рабате как пощечина марокканскому королевскому дворцу, о чем недавно упоминалось в речи короля  Мухаммеда VI, хотя косвенно и без упоминания Германии. Несмотря на это, Марокко начинает смягчать свою критику, надеясь нормализовать отношения с Западом, не теряя лица. После многомесячного дипломатического противостояния между Рабатом и правительством Педро Санчеса из-за присутствия лидера Фронта ПОЛИСАРИО Брахима Гали в больнице в Испании, Мухаммед VI недавно сделал неожиданные предложения Мадриду. Посол Марокко в Мадриде Карима Беняич все еще находилась в Марокко после того, как ее отозвали в мае, и Рабат неоднократно отказывался принимать нового министра иностранных дел Испании Хосе Мануэля Альбареса. Но марокканский король в поздравительном послании испанскому монарху по случаю Национального дня Испании выразил «большое удовлетворение прочными узами дружбы, связывающими две королевские семьи, и привилегированными отношениями между королевствами Марокко и Испании, характеризующимися плодотворным сотрудничеством и взаимной признательностью». Он подтвердил свою решимость «продолжать работать над тем, чтобы поднять их до уровня чаяний и амбиций двух дружественных народов». Послание Мухаммеда VI направленное  Фелипе VI было первым с начала дипломатических отношений Марокко и Испании, и такие фразы, как «большое удовлетворение», «крепкие узы дружбы» и «взаимная признательность», указывают на то, что это больше, чем просто дипломатический ход. Учитывая заявление государственного министра Марокко по правам человека в разгар миграционного кризиса в Сеуте в мае прошлого года о том, что Испания заплатит «высокую цену» за прием лидера  Фронта ПОЛИСАРИО, это послание действительно является поворотным для королевства — особенно с учетом того, что движущая сила марокканского словесного и дипломатического наступления, отозванный посол Карима Беняич, похоже, внезапно потеряла дар речи. Что касается Брюсселя, Марокко благоразумно предпочло проигнорировать вопрос о решении Европейского суда, хотя это явно стало серьезным ударом, как для Европейской комиссии, так и для Марокко. Оба этих игрока не ожидали такого вердикта, что стало понятным из совместного коммюнике о «разочаровании», но признании решения Европейского суда, опубликованном Верховным представителем ЕС по иностранным делам Жозепом Боррелем и министром иностранных дел Марокко Насером Буритой всего через несколько минут после вынесения вердикта. Постановление касается соглашения о свободной торговле, рыбной и сельскохозяйственной продукции, подписанного Рабатом и ЕС, в которых спорная территория Западной Сахары рассматривалась как часть Королевства Марокко. Это означало, что продукция с этой территории — и из вод у побережья Западной Сахары — была включена в соглашение о свободной торговле, и европейские государства могли сотрудничать с Марокко в добыче ресурсов в Западной Сахаре. Европейский суд счел это противоречащим международному праву и подтвердил, что Западная Сахара не может рассматриваться как часть Королевства Марокко ни в одной сделке между ним и ЕС. Однако Европейский суд заявил, что его постановление пока не будет применяться на практике. Так было в случае с двумя предыдущими постановлениями, когда ЕС продолжал рассматривать Западную Сахару как часть Марокко. Хотя некоторые в Марокко обвиняют Европейский суд в том, что он является «идеологическим судом», это не умаляет того факта, что Марокко теперь пытается заключить мир с Брюсселем.  В этой связи Марокканская организация работодателей CGEM работает на полную мощь после отмены двух торговых соглашений с Европейским союзом. Представитель CGEM по делам ЕС Абир Лемсеффер, помощник премьер-министра Азиза Аханнуша, оперативно нанял пиар-фирму Open2Europe для формулирования позиции Марокко во властных структурах стран ЕС.  И, наконец, принятие Марокко под давлением США назначения Стаффана де Мистуры новым спецпредставителем  ООН по Западной Сахаре после того, как оно в течение нескольких месяцев отвергало это предложение (в отличие от Фронта ПОЛИСАРИО, который принял назначение 28 апреля), свидетельствует о готовности Рабата пойти навстречу администрации США. Де Мистуру лично выбрал Вашингтон. Шаги Марокко по умиротворению своих западных союзников предполагают, что королевство отказывается от сражений на всех фронтах, чтобы полностью сосредоточить свои усилия на Алжире. Следовательно, как полагают марокканские аналитики, то, что всего несколько месяцев назад казалось невероятной выдумкой, то есть крупномасштабный конфликт между двумя вооруженными до зубов соседями в Северной Африки, сегодня во многом является реальностью. Когда речь заходит об Израиле, Марокко решило укреплять связи не из идеологических соображений. Их обширное военное сотрудничество выходит далеко за рамки нормализации дипломатических отношений. Альянс является стратегическим, о чем четко свидетельствуют планы по производству беспилотных летательных аппаратов в Марокко в сотрудничестве с Израилем, а также участие марокканских сил специального назначения в израильских военных учениях в июле. Марокко, как утверждают некоторые источники, даже подписало секретные соглашения об обороне с Израилем. Военные маневры алжирской армии  в январе и совсем недавно вблизи марокканской границы должны были стать предупреждением для Рабата, как и участие в начале октября алжирских сил специального назначения в военных учениях с 58-й российской армией в поддерживаемой Россией самопровозглашенной республике Южная Осетия. Более того, президент Алжира Абдельмаджид Теббун недавно объявил, что его страна готова к войне. В телевизионном интервью 17 октября он не стеснялся в выражениях. «Любая страна, которая нападет на Алжир, немедленно пожалеет об этом. Это ясно», — сказал он, прежде чем добавить: «Если кто-то хочет добраться до нас, я клянусь Богом, [войне] не будет конца». Излишне говорить, что страной, которую Теббун назвал «мучителем» и «агрессором», было не что иное, как Марокко. Отказ Теббуна от какого-либо посредничества в двустороннем кризисе является четким свидетельством того, что Алжир  готов бороться. Учитывая, что Марокко и Алжир находятся в конфликте по поводу Западной Сахары в течение последних 40 лет, его воинственная риторика алжирского президента вряд ли нова. Но участие третьей стороны — Израиля — в североафриканском конфликте нарушает региональный баланс сил. Как полагают местные эксперты, очевидно, что эти военные игры не очень хороши для бизнеса в регионе. Испания может ожидать проблем с поставками алжирского газа, а Франция, которая с сомнением относится к все более активной роли России в Восточном Средиземноморье, опасается  усиления Москвы на алжирском рынке вооружений. Вообще этот кризис очень некстати сейчас для Парижа с точки зрения его усилий по консолидации  франкофонной Африки. Рискнем с этими пессимистичными оценками не согласиться. По нашей оценке, широкомасштабный военный конфликт между Алжиром и Марокко сейчас маловероятен в силу прежде всего финансовых причин у обеих стран. Или вернее – отсутствия финансов  на такие долгосрочные игры в принципе. При этом ни Россия, ни Израиль в такой конфликт точно ввязываться не собираются. При этом совершенно неясны конечные военные цели такой кампании как у Рабата, так и Алжира. Просто «пошуметь» на границе ради внутреннего пиара  дорого и неэффективно. Так что если страны и решаться на этот пиар, то ненадолго.  Что же касается срыва поставок алжирского газа в Испанию, то здесь также больше от сознательного нагнетания ситуации.   Министр по вопросам экологического перехода Испании Тереза Рибера 27 октября совершила срочную поездку в Алжир, чтобы обеспечить поставки природного газа в Испанию на фоне дипломатической напряженности между Алжиром и Марокко. Алжир поставляет Испании около 40% процентов своего природного газа, но большая его часть поступает по трубопроводу Магриб-Европа (GME) объемом 13,5 млрд куб. м, который проходит через Марокко в Испанию. Но контракт по использованию трубопровода истекает 31 октября. После этого Алжир угрожает перекрыть кран, чтобы прекратить поставки газа в Марокко и Испанию. После встречи с министром энергетики Алжира Мухаммедом Аркабом Рибера заявила, что получила «полную гарантию» того, что Испания продолжит получать такое же количество газа, как и было согласовано ранее. Выступая перед журналистами, она сказала, что алжирский министр объяснил, как Испания сможет обеспечить поставки газа, продолжая транспортировать газ по трубопроводу Medgaz, который проходит непосредственно из Алжира в Испанию, и с дополнительным сжиженным природным газом (СПГ). «Это будет сделано в соответствии с новым графиком, который мы должны будем определить наилучшим образом, чтобы убедиться, что все работает гладко», — добавила она. Но на сегодня есть все основания полагать, что и старый контракт останется в силе. А это лучшая гарантия от всех возможных  военных конфликтов.

52.29MB | MySQL:103 | 0,550sec