Профсоюзы в Турции

Профессиональные объединения всегда играли значительную роль в социально-экономической и политической жизни Турции. Предпринимаемые правительством, во многом благодаря стремлению к полноправному членству в Евросоюзе, шаги по дальнейшей демократизации турецкого общества позволили профсоюзам значительно укрепить свои позиции и активизировать влияние на политической арене государства. Практически каждый этап турецкой истории был отмечен острой потребностью в защите прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений.

Это актуально и сегодня, когда страна переживает очередное, связанное с продолжением расследования по известному делу «Эргенекон», обострение внутриполитической ситуации, которое усиливается социально-экономическими противоречиями в турецком обществе в связи с глобальным финансовым кризисом. Так, 22 января 2009 г. началась очередная волна арестов по этому делу. В городах Анкара, Стамбул, Анталья, Измир, Кайсери и др. было арестовано 26 человек, среди которых сотрудники спецслужб, журналисты военнослужащие.

Примечательной особенностью нынешней, 11-ой по счету волны арестов, стал факт задержания Мустафы Озбека, крупного профсоюзного деятеля, главы одного из самых массовых турецких профсоюзов «Тюрк металл». Он одновременно занимает пост президента Международной евразийской федерации металлистов (МЕФМ). Одна из целей этой операции — выявление финансовых источников организации «Эргенекон». Руководители и представители ряда крупнейших турецких профсоюзов, в частности ТЮРК-ИШ, активно выступили в защиту своего коллеги, отметив, что профсоюзы Турции не имеют ничего общего с организацией «Эргенекон». Эксперты отмечают возможность нового витка противостояния между профсоюзами и правительством правящей Партии справедливости и развития /ПСР/. В связи с этим, для понимания возможных направлений развития внутриполитической ситуации в стране, целесообразно рассмотреть некоторые этапы и особенности становления и развития турецких профсоюзов.

Началом профсоюзного движения в Турции принято считать первые массовые организованные выступления рабочих сельскохозяйственной сферы в 30-е годы XIX века. Акции недовольства жестко подавлялись тогда властями Османской империи, т.к. любое неповиновение работодателю приравнивалось к измене родине и каралось смертью. В 1871 году было создано Общество поддержки рабочих (Ameleperver Cemiyeti), которое некоторые исследователи считают прообразом первого турецкого профсоюза, хотя сфера его деятельности не выходила за пределы оказания элементарной помощи рабочим. В 1872 году проходят первые в истории забастовки — на судоверфи в стамбульском районе Касымпаша и на телеграфе в районе Бейоглу.

Профсоюзы в нынешнем их понимании появились в Османской империи только после Младотурецкой революции 1908 года благодаря принятию Конституции. Именно в этот период сложились первые профессиональные объединения рабочих в Стамбуле и греческих Салониках.

Усиление профсоюзного движения произошло уже в современной Турции в 1930-е годы в связи с развитием промышленности и увеличением числа фабрично-заводских рабочих. В 1936 году был принят первый Трудовой кодекс новой Турции. В 1945 году было учреждено Министерство труда Турецкой Республики, а через два года, 20 февраля 1947 года, принят Закон № 5018 «О профсоюзах рабочих и работодателей и профсоюзных объединениях». Эту дату принято считать официальной точкой отсчета истории профсоюзов в Турции.

До 1983 года правовой статус турецких профсоюзов регламентировался положениями принятых в 1963 году Закона № 274 «О профсоюзах» и Закона № 275 «О коллективных трудовых договорах, забастовках и локаутах», а также Закона № 1317 «Об изменениях некоторых статей и дополнений к закону № 274», который вступил в силу в 1970 году. Эти законы впервые признали за рабочими права на проведение забастовки, заключение коллективных договоров, превратили профсоюзы в мощную силу, создав для этого новые экономические и правовые рычаги.

После военного переворота 1980 года законы были пересмотрены и в 1983 году приняты новые — «О профсоюзах» под номером 2821 и «О коллективных трудовых договорах, забастовках и локаутах» под номером 2822. Они, с незначительными поправками (за 25 лет их было принято всего около 10), продолжают действовать и сегодня. В то же время, под давлением Европейского Союза идет работа по приближению турецких законов к нормам ЕС. В рамках этого процесса в течение последних 5 лет готовятся новые законопроекты, касающиеся и профсоюзного движения. Они призваны быть более демократичными, нежели принятые более 20 лет назад в условиях военного режима и, конечно же, уже устаревшие законы. Принятие новых законодательных актов парламентом ожидается в 2009 году. Сейчас стороны (профсоюзы и правительство) активно работают над согласованием проектов. Деятельность профсоюзов госслужащих регламентируется отдельным законом – «О профсоюзах государственных служащих» № 4688, принятым 25 июня 2001 года.

В соответствии с ныне действующим законодательством, все профсоюзные организации в Турции создаются с целью «совместной защиты экономических, социальных и культурных интересов». Они подразделяются на профсоюзы рабочих, служащих и работодателей.

К первым относятся: Конфедерация профсоюзов рабочих Турции (ТЮРК-ИШ; включает 35 профсоюзов, в т.ч. 2 профсоюза в непризнанной Турецкой Республике Северный Кипр; генпредседатель – Мустафа Кумлу), Конфедерация революционных рабочих профсоюзов Турции (ДИСК; включает 33 профсоюза; генпредседатель – Сулейман Челеби), Конфедерация справедливых рабочих профсоюзов (ХАК-ИШ; включает 7 профсоюзов; генпредседатель – Салим Услу), а также независимые профсоюзы рабочих (44 организации).

Турецких служащих (их общее число превышает 2 млн. чел.) объединяют пять конфедераций профсоюзов: Конфедерация профсоюзов госслужащих-пенсионеров (КЕСК; включает 11 профсоюзов; генпредседатель – Исмаил Хаккы Томбул), Конфедерация профсоюзов госслужащих (ТЮРКИЕ КАМУ-СЕН; включает 12 организаций; генпредседатель – Бирджан Акйылдыз), Конфедерация профсоюзов госчиновников (МЕМУР-СЕН; включает 12 профсоюзов, генпредседателем 27 апреля 2008 года избран Ахмет Гюндогду), Конфедерация независимых профсоюзов государственных служащих (БАСК; включает 10 организаций; генпредседатель – Ресуль Акай), Конфедерация свободных профсоюзов госслужащих (ХЮРРИЕТЧИ КАМУ-СЕН; включает 6 организаций; генпредседатель – Ахмет Гюльтекин). Число независимых профсоюзных организаций составляет 31.

Профсоюзные объединения работодателей подразделяются на Конфедерацию профсоюзов предпринимателей Турции (ТИСК; включает 14 профсоюзов; генпредседатель – Тугрул Котадгобилик) и независимые профсоюзы (всего 28 организаций).

Законодательство предоставляет профсоюзам следующие права: участвовать в урегулировании трудовых конфликтов и заключать коллективные трудовые договоры; участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с системой социального страхования; направлять своих представителей для участия в работе международных организаций, конференций и симпозиумов; принимать решения о проведении забастовок и руководить ими; создавать денежные фонды для оказания материальной помощи членам профсоюза при безработице, при потере трудоспособности и заболеваниях, при проведении забастовок, а также для других социальных и культурных целей; проводить культурно-просветительные мероприятия; заниматься исследованием социальных вопросов и повышением уровня профессиональной подготовки своих членов.

В Турции введена система обязательной регистрации профсоюзных организаций и установления над ними государственного контроля. Ежеквартально все профсоюзы должны представлять в Минтруда и социальной защиты отчеты и сведения о численном составе организации, общих собраниях и заседаниях руководящих советов и т.д.Обязательными органами профсоюзов и профсоюзных объединений являются генеральный совет (конгресс), руководящий совет, исполком, ревизионная комиссия и дисциплинарный совет.

Рабочие и работодатели для урегулирования своих экономических и социальных прав, а также условий труда имеют право на заключение коллективных договоров. Срок действия коллективных договоров составляет два года. В стране за период с 2005 по 2006 годы было заключено около 6 тысяч договоров, охвативших более 1 млн. рабочих.

Если при заключении коллективного договора возникают разногласия, рабочие имеют право на проведение забастовки. Условия ее проведения, равно как использования права на локаут, и рамки, которыми ограничены указанные действия, регламентированы законодательством.

По данным Минтруда и соцзащиты, в 2007 году в государственном и частном секторах профсоюзами было организовано в общей сложности 15 забастовок, в которых приняли участие более 25 тыс. чел. Количество потерянных рабочих дней составило 1 млн. 353 тыс.1

С целью избежания этой крайней формы протеста рабочих и вырабатывания взаимоприемлемого подхода к решению имеющихся проблем, а также для обеспечения конструктивного диалога между рабочими, работодателями и правительством, 17 марта 1995 года специальным распоряжением совета министров № 1995/5 был учрежден Тройственный совет по экономическим и социальным вопросам. Совет собирается для рассмотрения актуальных вопросов и решения назревших проблем под председательством министра труда и соцзащиты.

Основными политическими и социально-экономическими требованиями профсоюзов являются: скорейший пересмотр действующих антидемократических (с их точки зрения) законов о труде, профсоюзных объединениях, коллективных трудовых соглашениях и других законодательных актов, имеющих непосредственное отношение к рабочим. Профсоюзы требуют принятия правительством действенных мер по борьбе с инфляцией, безработицей и нищетой, прекращения приватизации предприятий госсектора, осуществления демократической налоговой реформы, пересмотра законодательства о социальном и медицинском страховании и пр.

Согласно законодательству, профсоюзы и конфедерации профсоюзов могут свободно становиться членами аналогичных международных организаций при условии, что эти международные организации, равно как и их деятельность, не направлены против конституционных принципов Турецкой Республики.

Профсоюзные организации Турции принимают активное участие в международной деятельности. Более того, они часто становятся инициаторами различных международных профсоюзных проектов, например, направленных на создание международных конфедераций профсоюзов. Примечательно, что к этой работе турки целенаправленно привлекают коллег из России и, в первую очередь, ее тюркоязычных субъектов, а также из других стран СНГ.

Так, в сентябре 2005 года представителями шестнадцати профсоюзов гражданских работников и служащих силовых структур из десяти стран Евразии (Россия, Белоруссия, Украина, Турция, Азербайджан, Болгария, Казахстан, Киргизия, Македония, Албания) была учреждена Ассоциация профессиональных союзов работников обороны Евразии (АССБ). Генеральным председателем АССБ был избран Осман Чимен (представитель турецкого «военного» профсоюза ХАРБ-ИШ). Его заместителями стали Николай Калмыков (председатель Федерации профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил России) и македонец Айтов Ристо. Генсеком был избран турок Абдуллах Эрол. Штаб-квартира ассоциации размещается в Анкаре. Второе заседание АССБ прошло в сентябре 2006 года в Москве. Третье – в 2007 году в Варне (Болгария). В каждой встрече АССБ принимает участие также председатель территориального комитета профсоюзов Приволжско-Уральского военного округа Людмила Антонова.

Связи с профсоюзами России налажены у турецкой профсоюзной организации «Тюрк металл». Генеральным председателем «Тюрк металл» является упоминавшийся нами ранее Мустафа Озбек, одновременно занимающий пост президента Международной евразийской федерации металлистов (МЕФМ). У «Тюрк металл» существует договор о сотрудничестве с Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, который позволяет проводить обмен делегациями и организовывать летний отдых детей членов башкирских профсоюзов в Турции, а детей из Турции — в детских оздоровительных центрах Башкортостана.

Ежегодно по случаю 8 марта «Тюрк металл» организовывает в Анкаре съезд представительниц профсоюзов из разных стран мира. Так, в 2008 году в Анкару приехали более 150 делегаток-представительниц из России, Белоруссии, Украины, Молдовы, Азербайджана, Грузии, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Иордании, Болгарии, Македонии, Судана, непризнанной Турецкой Республики Северный Кипр. Россия была представлена представителями профсоюзов оборонной и авиационной промышленности и Федерации профсоюзов и профсоюза машиностроения Республики Башкортостан. Как показывает опыт, подобные мероприятия существенно политизируются турецкой стороной, обсуждаемые темы часто выходят за рамки чисто профсоюзных вопросов, касаясь политической повестки дня и международных проблем.

Особенности формирования и направления работы турецких профсоюзов, повышение их значимости на международной арене, подтверждают вывод о том, что они на нынешнем этапе продолжают оставаться наиболее действенной и влиятельной составной частью общественного неправительственного движения в Турции. Сегодня они все больше втягиваются в сферу политической борьбы и не только представляют интересы различных партийных формирований, но и часто выступают в качестве самостоятельной политической силы со своими лозунгами, программами, взглядами. По мере укрепления демократических основ турецкого общества растет самостоятельность и активность профсоюзного движения. Профессиональные организации Турции постепенно выходят из-под опеки государственных органов и политических партий, набирая опыт, вес и усиливая свое влияние на внутриполитическую ситуацию в стране. Возникающие в рамках этого процесса противоречия способны привести к ее серьезному обострению и нарушению того хрупкого диалога между правительством и профсоюзами, налаживанием которого в последние годы активно занималась правящая Партия справедливости и развития.

1.См. таблицы № 1 («Забастовочное движение в Турции») и № 2 («Локауты в Турции»).

Таблица № 1

ЗАБАСТОВОЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ТУРЦИИ
(по данным Министерства труда и социальной защиты
Турецкой Республики)

Годы

Сектор

Кол-во забастовок

Кол-во охваченных забастовками предприятий

Кол-во рабочих – участников забастовок

Кол-во потерянных рабочих дней

1 9 9 6

Государственный

26  3 434  79 251 

Частный

31  32  2 027  195 071 

Всего

38  58  5 461  274 322 

1 9 9 7

Государственный

16  3 362  60 061 

Частный

34  41  3 683  121 852 

Всего

37  57  7 045  181 913 

1 9 9 8

Государственный

40  4 111  60 035 

Частный

37  78  7 371  222 603 

Всего

44  118  11 482  282 638 

1 9 9 9

Государственный

67  1 917 

Частный

32  53  3 196  227 908 

Всего

34  56  3 263  229 825 

2 0 0 0

Государственный

19  187  11 879  132 990 

Частный

33  46  6 826  235 485 

Всего

52  233  18 705  368 475 

2 0 0 1

Государственный

14  737  18 617 

Частный

31  52  9 174  267 398 

Всего

35  66  9 911  286 015 

2 0 0 2

Государственный

37  2 735  15 450 

Частный

19  25  1 883  28 435 

Всего

27  62  4 618  43 885 

2 0 0 3

Государственный

184 

Частный

21  27  1 527  144 588 

Всего

23  30  1 535  144 772 

2 0 0 4

Государственный

283  1 981 

Частный

29  44  3 274  91 180 

Всего

30  47  3 557  93 161 

2 0 0 5

Государственный

12  437  874 

Частный

33  45  3 092  175 950 

Всего

34  57  3 529  176 824 

2 0 0 6

Государственный

15  948  2 394 

Частный

22  29  1 113  163 272 

Всего

26  44  2 061  165 666 

2 0 0 7

Государственный

268  4 246 

Частный

13  791  25 652  1 349 312 

Всего

15  793  25 920  1 353 558 

 

 

Таблица № 2

 

ЛОКАУТЫ
(по данным Министерства труда и социальной защиты
Турецкой Республики)

Годы

Сектор

Кол-во локаутов

Кол-во охваченных локаутами предприятий

Кол-во рабочих – участников локаутов

Кол-во потерянных рабочих дней

1 9 9 6

Государственный

14  3 101  37 212 

Частный

660  123 156 

Всего

16  3 761  160 368 

1 9 9 7

Государственный

14  3 101  52 717 

Частный

982  9 519 

Всего

19  4 083  62 236 

1 9 9 8

Государственный

—  —  —  — 

Частный

500  5 284 

Всего

500  5 284 

1 9 9 9

Государственный

—  —  —  — 

Частный

931  76 470 

Всего

931  76 470 

2 0 0 0

Государственный

—  —  —  — 

Частный

2 483  32 760 

Всего

2 483  32 760 

2 0 0 1

Государственный

—  —  —  — 

Частный

—  —  —  — 

Всего

—  —  —  — 

2 0 0 2

Государственный

—  —  —  — 

Частный

—  —  —  — 

Всего

—  —  —  — 

2 0 0 3

Государственный

—  —  —  — 

Частный

888  110 415 

Всего

888  110 415 

2 0 0 4

Государственный

—  —  —  — 

Частный

801  20 826 

Всего

801  20 826 

2 0 0 5

Государственный

—  —  —  — 

Частный

118  590 

Всего

118  590 

2 0 0 6

Государственный

—  —  —  — 

Частный

66  3 894 

Всего

66  3 894 

2 0 0 7

Государственный

—  —  —  — 

Частный

—  —  —  — 

Всего

—  —  —  — 
52.42MB | MySQL:103 | 0,611sec