О формировании и планах деятельности нового правительства Марокко

Король Марокко Мохаммед VI 28 октября  назначил новое правительство во главе с Азизом Аханнушем, магнатом-миллиардером, близким ко дворцу, который, как ожидается, должен успешно преодолеть насущные экономические проблемы в североафриканской стране, усугубленными пандемией коронавируса. В состав кабинета из 24 членов, сформированного после того, как Национальное объединение независимых (RNI) Аханнуша победило действующих исламистов на выборах в прошлом месяце, входят 7 женщин, по сравнению с 4 в предыдущей администрации. Правительство в основном состоит из технократов. Дипломат-ветеран Насер Бурита сохранил свой пост министра иностранных дел в период нарастающих внешнеполитических вызовов для страны.     В список новых министров также входят члены либеральной RNI и занявшая второе место на выборах Партия подлинности и современности (PAM), которые считаются близкими к дворцу. Правоцентристская Партия Истикляль, старейшая в Марокко, которая боролась с колониальным правлением в 1950-х годах, также получила места в новом кабинете министров. Исламская PJD, которая пришла к власти после восстаний 2011 года на Ближнем Востоке и в Северной Африке, ушла в оппозицию после проигрыша на выборах,  поскольку его консервативная база была возмущена недавней сделкой по нормализации отношений с Израилем, а также шагами по легализации медицинской марихуаны.  RNI получила 102 из 395 мест в парламенте по результатам опросов 8 сентября, смыв умеренную исламистскую партию справедливости и развития (PJD), которая возглавляла правящую коалицию Марокко в течение последнего десятилетия, но заняла всего 13 мест в парламенте. Бизнесмен Аханнуш, состояние которого, по данным Forbes, составляет 2 млрд долларов, возглавляет RNI с 2016 года. Его партия считается близкой к дворцу и входила во все коалиционные правительства в течение последних 23 лет, за исключением короткого периода между 2012 и 2013 годами. После своей победы Аханнуш пообещал улучшить условия для марокканцев, которые столкнулись с социальным неравенством, усугубленным пандемией. Избирательная  волна, которая сделала партию RNI Азиза Аханнуша крупнейшей в парламенте Марокко, также открыла двери законодательного органа для магнатов основных секторов экономики страны, от коммуникаций до рыболовства, туризма и недвижимости. В настоящее время RNI владеет рычагами политической и экономической власти в Марокко, в обеих палатах парламента, во главе организаций работодателей страны, в советах ее ведущих бизнес-структур и даже в королевских холдинговых компаниях.  Как говорят эксперты, правительство в первую голову должно будет решить чисто экономические проблемы, а внешнюю повестку будет определять королевский дворец. И в этом контексте в новом кабинете министров центральная роль будет отведена  Мохсину Джазули, и она будут выходить за рамки официальных полномочий его министерского портфеля. Близкое доверенное лицо премьер-министра Азиза Аханнуша будет иметь преимущество в отношениях с иностранными инвесторами, особенно из Израиля, а также будет находиться в «контрольном кресле» исполнительной власти. Мохсин Джазули пережил триумфальный взлет с момента прихода в исполнительную власть в 2018 году, перейдя со своей скромной должности министра международного сотрудничества на должность суперминистра, отвечающего за поддержку недавно избранного главы правительства Азиза Аханнуша. Его новая должность имеет длинный титул — министр, отвечающий за инвестиции, конвергенцию и оценку государственной политики, — и закрепляет позиции для этого бывшего главы консалтинговой компании Valyans, который  зарекомендовал себя как настоящая «правая рука» Аханнуша, который спонсировал его вступление в политику. Новая роль Мохсина Джазули позволит ему оставаться движущей силой сближения с Израилем, с которым королевство нормализовало свои отношения в декабре 2020 года. Джазули был основой этого возобновления отношений, практически затмив главу дипломатии Насера Буриту. Его близкие отношения с израильским финансистом Яривом Эльбазом — как клиентом Valyans, так и другом Джазули на протяжении более тридцати лет — сыграли значительную роль в этой его миссии. Эльбаз был одним из ключевых организаторов сближения, и статус Джазули делал его ключевым партнером  для Американской международной финансовой корпорации развития (DFC), которая пообещала огромные инвестиции в Марокко в обмен на признание им еврейского государства.   В настоящее время Джазули непосредственно участвует, на этот раз в качестве министра, отвечающего за инвестиции, в подготовке визита израильской делегации в Марокко, который, как ожидается, состоится в ноябре или декабре. В состав высокопоставленной израильской делегации, которую возглавит министр обороны Бени Ганц, также войдет министр экономики Амир Перец, который, как и Эльбаз, родом из Бежаада, к югу от Рабата. Основные моменты программы будут включать: сближение во всех областях военной промышленности (прежде всего, беспилотники и технологии перехвата), а также в сельском хозяйстве, возобновляемых источниках энергии, текстильной промышленности и многих других секторах экономики.

Опубликованные 22 октября указы о назначении новых министров подтвердили, что Джазули является «начальником штаба Аханнуша». Для обеспечения согласованности действий правительства ему был поручен контроль за оценкой государственной политики, а также мониторинг делового климата. Ранее эти функции были распределены и находились в ведении Министерства общих дел и управления, которое обычно находится под непосредственным контролем премьер-министра, но в 2019 году было передано Министерству экономики и финансов Мухаммеда Беншаабуна. Беншаабун, соперник Аханнуша, лоббировал себе место управляющего в Банке аль-Магриб (БаМ, Центральный банк Марокко), но недавно был удален из Рабата благодаря очень своевременному назначению послом в Париже. Вернув себе эти полномочия, Джазули, несомненно, окажется в «контрольном кресле» правительства, гарантируя, что все министерства будут соответствовать программе Аханнуша, которая направлена на восстановление экономики и развитие частных инвестиций. Однако Компенсационный фонд, стратегический орган, который субсидирует углеводороды, сахар, бутан и мягкую пшеницу и который также находится в ведении Министерства общих дел, ускользнет из рук Джазули. Им будет руководить  Надя Феттах, которая также входит в команду Аханнуша. Однако это назначение может оказаться для нее роковым:  объявленная реформа Компенсационного фонда является политически взрывоопасной, особенно с учетом того, что главный дистрибьютор бутана в стране, компания Afriquia, является дочерней компанией холдинговой компании Akwa Аханнуша. Также 22 октября Джазули было поручено курировать Марокканское агентство по инвестициям и развитию экспорта (AMDIE), которое до этого было неотделимо от своего основателя, бывшего министра торговли и промышленности Мулая Хафида Элалами. После завершения — не без проблем — слияния AMDI, Maroc Export и Касабланкского офиса ярмарок и выставок (Office des foires et expositions de Casablanca, OFEC) в 2017 году, он сделал AMDIE краеугольным камнем в развитии ключевых секторов — автомобилестроения, аэронавтики, фармацевтики и т.д. Это «суперагентство» зарекомендовало себя как важнейший контакт для иностранных и национальных инвесторов. После отставки креатуры Элалами, бывшего директора кабинета министров  Рияда Меццура, Джазули получил условный контроль над этим важнейшим инструментом, но, тем не менее у него не будет полной свободы действий в AMDIE: в 2019 году агентство стало «стратегическим учреждением», что означает, что Мухаммед VI отвечает за назначение генерального директора этого органа. Таким образом, у Юсефа Эль-Бари, который был назначен в июне, будет некоторое пространство для маневра с точки зрения его подчиненности курирующему министру, то есть Джазули.

Конституция Марокко 2011 года, принятая после  массовых протестов, вызванных «арабской весной», передала больше полномочий от монарха правительству и парламенту. Но последнее слово по стратегическим вопросам и крупным проектам остается за королем. Новая администрация должна быть представлена на утверждение королю, который оставляет за собой право вето. Дворец также определяет экономическую повестку дня для страны с населением 37 млн человек и определил новую модель развития, которую новому правительству будет предложено реализовать. В этой связи отметим, что теперь внутренняя экономическая повестка будет тесно сопряжена с внешней,  если точнее – с нынешним кризисом отношений с Алжиром.  В августе Алжир объявил, что официально разрывает связи с Марокко, сославшись на соглашение Рабата о нормализации отношений с Израилем и напряженность в регионе Западной Сахары.  Марокко претендует на полный суверенитет над этой территорией, в то время как Алжир поддерживает требования Фронта ПОЛИСАРИО о проведении референдума о самоопределении под эгидой Организации Объединенных Наций. Ситуация дополнительно осложнилась  31 октября: Алжир поднял в этом противостоянии ставки и президент АНДР А.Теббун приказал государственной энергетической компании Sonatrach прекратить экспорт газа в Испанию по трубопроводу, проходящему через Марокко. Алжир, крупнейший экспортер природного газа в Африке, использует трубопровод Газ-Магриб-Европа (GME) с 1996 года для доставки нескольких миллиардов кубических метров (млрд куб. м) в год в Испанию и Португалию. Но контракт GME истекает в полночь с 31 октября.   Этот шаг не окажет существенного влияния на экспорт, говорится в заявлении ONEE в воскресенье вечером. «В ожидании этого решения были приняты необходимые меры для обеспечения бесперебойного электроснабжения страны», — говорится в сообщении. Теббун принял это решение после консультаций с премьер-министром и министрами энергетики и иностранных дел «в свете враждебного поведения (марокканского) королевства, которое подрывает национальное единство». Алжирские и испанские официальные лица в среду заявили, что Алжир отныне будет поставлять свой природный газ в Испанию исключительно по подводному трубопроводу, чтобы избежать транзита через Марокко. Но эксперты в свою очередь заявили, что альтернативная подводная линия, известная как Medgaz, имеет меньшую пропускную способность, чем GME, на фоне растущей обеспокоенности Испании нехваткой газа и резким ростом цен на энергоносители по всей Европе. Министр по экологическим вопросам переходного периода Испании Тереза Рибера попыталась обнадежить во время встречи в Алжире в начале этой недели, говоря о «мерах, принятых для того, чтобы продолжать наилучшим образом обеспечивать поставки газа через Medgaz в соответствии с четко определенным графиком». Medgaz может транспортировать только 8 млрд куб. м в год, при этом запланирована работа по увеличению его мощности до 10,5 млрд. Алжир также предложил увеличить поставки сжиженного природного газа (СПГ) морским путем. Эксперт по геополитике Магриба Джефф Портер заявил, что такой вариант доставки не имеет финансового смысла. Таким образом, констатируем, что газовый кризис в Европе далек от разрешения, и в отсутствии серьезных альтернативных поставщиков российский «Газпром» сохраняет свою лидирующую позицию.

52.23MB | MySQL:103 | 0,537sec