Развитие пакистано-американских отношений после вступления в должность Барака Обама

Анализ нынешнего состояния отношений между Пакистаном и США свидетельствует, что их уровень несколько ухудшился по сравнению с периодом правления Джорджа Буша.

Во-первых, после американской трагедии 11-го сентября 2001 г. Вашингтон обратил самое пристальное внимание на Пакистан как потенциальный оплот борьбы с терроризмом («Аль-Каидой», талибами). Начала разрабатываться обширная программа увеличения самой различной помощи Исламабаду.

Во-вторых, в этой связи (терроризм) администрация Дж. Буша постоянно на протяжении 8-ми лет его президентства лет выступала в Конгрессе с запросами предоставления экономической и военной помощи Пакистану, включая просьбы её постепенного увеличения. Отметим, что в 2001–2007 гг., например, США предоставили финансовую помощь Пакистану по различным каналам в размере 9,6 млрд. долларов, включая 5,3 млрд. долл. военной помощи. Наиболее крупные суммы предоставлялись Исламабаду целевым назначением для борьбы с терроризмом. «Пакистан является нашим стратегическим партнером в борьбе с исламским экстремизмом», заявил Дж. Буш /1/.

В-третьих, администрация Дж. Буша прилагала значительные усилия для преодоления сопротивления многих американских конгрессменов по поставкам и модернизации современной военной техники, в первую очередь истребителей F-16 /2/. И ей удалось это сделать. Как подчеркнул в начале 2008 г. в своем публичном заявлении тогдашний пресс-секретарь МИД Пакистана Мухаммад Садик, пакистано-американское двустороннее сотрудничество не ограничивается борьбой против терроризма, а охватывает широкий круг вопросов, чем весьма довольны обе стороны /3/.

В-четвертых, были более частыми контакты американских официальных лиц с пакистанским руководством, включая лидеров политических партий. Отметим, например, визит в ноябре 2007 г. в Пакистан заместителя госсекретаря США Джона Д.Негропонте или поездку конце марта 2008 г. того же Джона Д. Негрпонте совместно с помощником госсекретаря по Южной и Центральной Азии Ричарда Баучера, которые провели ряд встреч пакистанским руководством /4/. А в начале мая 2008 г. тот же Дж. Негропонте выступил со специальным докладом по политике США в отношении Пакистана, где содержались четкие формулировки необходимости оказания всесторонней помощи с целью продолжения и активизации его борьбы с терроризмом. Параллельно тогдашний кандидат в президенты США Хилари Клинтон высказала свое резко отрицательное мнение по поводу возможного сокращения любого вида помощи Исламабаду, поскольку, по её глубокому убеждению, это неизбежно приведет к уменьшению активности пакистанских силовых структур в борьбе с терроризмом и экстремизмом /5/.

Со своей стороны, пакистанский посол в США Хусейн Хаккани в своих интервью средствам массовой информации подчеркнул, что Пакистан просто обязан выработать долгосрочную политику стратегического партнерства с США и выработать такие связи с Вашингтоном, которые, например, последний имеет с НАТО /6/.

Победив на президентских выборах в США, Барак Обама в показном виде стал наглядно для внешнего мира подчеркивать свою весьма лояльную внешнюю политику. Это касается и прекращения функционирования судов на базе в Гуантанамо, стремления подружиться с мусульманским миром, даже пойти на мировую с Ираном (хотя иранское руководство четко отреагировало, ответив, что лишь после извинений Б.Обама перед Тегераном за провокационные действия прежнего американского правительства можно будет вести какой-то разговор с Вашингтоном), американский президент заявил даже о готовности улучшить отношения с Кубой, декларировал свое стремление улучшить отношения с Россией во многих сферах и т.д.

Непосредственно после избрания Барака Обамы на пост президента США он открыто демонстрировал свое стремление углубить отношения с Пакистаном, способствовать улучшению пакистано-индийских отношений, в том числе в решении кашмирской проблемы, как минимум продолжать поддерживать Исламабад в его борьбе с террористами, в первую очередь в полосе племен /7/.

Здесь следует отметить подготовленный временной администрацией президента США доклад о необходимости углубления отношения с Пакистаном в силу целого ряда причин. В докладе, в частности, зафиксированы кратко-, средне- и долгосрочные, рассчитанные на 10 лет планы по развитию двусторонних отношений, а именно:

— всемерно содействовать развитию стабильной демократической системы, которая предоставляет возможность всем гражданам Пакистана, включая, естественно, силы безопасности, спецслужбы и чиновников правительственных учреждений широко участвовать в поддержке и развитии политических процессов в стране;

— максимальное ослабление вплоть до уничтожения «Аль-Каиды», движения «Талибан», боевиков и незаконных военизированных групп, с тем чтобы они не представляли угрозу для стабильного развития Пакистана, Афганистана, Индии, южноазиатского региона в целом, а также самих Соединенных Штатов Америки и всему миру в целом;

— оказание необходимой помощи в охране границ Пакистана с соседними государствами, а также в урегулировании спорных пограничных вопросов, включая кашмирскую проблему и проблемы, связанные с линией Дюранда;

— создание необходимых условий для развития национального хозяйства Пакистана, его дальнейшей интеграции в мировое экономическое хозяйство;

В этом докладе содержатся также опасения, что «радикальное крыло движения «Талибан» распространяет свое влияние далеко за пределы полосы племен и даже Северо-Западной пограничной провинции в целом /8/.

А уже в конце 2008 г. Конгресс США принял решение о ежегодном предоставлении Пакистану военной помощи в размере 300 млн. долл. в течение 5-ти лет. Прежнее Соглашение между двумя странами, подписанное в 2003 г. и рассчитанное на 5 лет, предусматривало предоставление ежегодно также 300 млн. долл., но представляло собой помощь как военную, так и экономическую в соотношении как 1:1, т.е. по 1,5 млрд. на указанные две цели /9/.

Тем не менее, расширение американской экономической и военной помощи Пакистану не помешало Бараку Обаме почти сразу после инаугурации сделать среди прочего заявление о том, что именно Афганистан и Пакистан являются основными рассадниками терроризма в мире.

С другой стороны, одним из первых международных звонков нового госсекретаря Хилари Клинтон стал ее разговор 22 января с.г. с президентом Пакистана Асиф Али Зардари о будущем американо-пакистанских отношений. Беседа носила общий характер, в ходе которой, помимо поздравлений друг друга с назначением, была высказана обеими сторонами убежденность в необходимости приложить все усилия для достижения стабильного мира и существенного снижения напряженности в конфликтных точках земного шара, в частности в Кашмире /10/.

В тот же день Барак Обама назначил нового посла США в Пакистане и Афганистане. Им стал Ричард Холбрук, бывший представитель США в ООН во время президентства Билла Клинтона (ему 68 лет, за его плечами 45 лет дипломатической службы, он активно поддерживал Хилари Клинтон, пока она боролась за пост президента США, был помощником госсекретаря по Восточной Азии и Тихоокеанскому региону во время президентства Джимми Картера, какое-то время работал даже в должности госсекретаря, но по распоряжению Билла Клинтона его заменила в 1996 г. Мадлен Олбрайт) /11/.

Следует подчеркнуть, что назначение Ричарда Холбрука послом одновременно в два государства, где внутриполитическая ситуация, как известно, весьма сложна, является новым явлением в политике Барака Обамы. Джордж Буш, будучи президентом США, был против предложений своих советников и американского внешнеполитического ведомства назначить одного посла сразу в два эти государства. В своем выступлении по случаю нового назначения американский президент подчеркнул, что США стремятся к установлению более дружественных и тесных отношений с пакистанским народом, к расширению сотрудничества по укреплению безопасности на афгано-пакистанской границе, к выработке полноценной и конструктивной стратегии по борьбе силовых структур Пакистана с экстремизмом и терроризмом. Обама выразил также уверенность, что новый посол сможет выработать такую внешнеполитическую стратегию, которая обеспечит корректный и гибкий подход США к взаимоотношениям с южноазиатскими государствами, в первую очередь в решении существующих острых проблем в этом взрывоопасном регионе /12/.

Следует отметить, что практически сразу после избрания на президентских выборах Барака Обамы Пакистан стал активно стремиться к расширению пакистано-американских отношений. Уже в начале ноября 2008 г. в своем устном послании новому американскому президенту (переданному ему через пакистанского посла в США Хусейна Хаккани) президент Пакистана Асиф Али Зардари, помимо общих поздравлений с его избранием, равно, как и вице-президента Джозефа Байдена, выразил твёрдую уверенность, что двусторонние отношения будут расширяться. Аналогично, уже на следующий день после выборов, 5 ноября этих двух высших руководящих лидеров США поздравил и премьер-министр Пакистана Юсуф Раза Гилани, который, в частности, отметил в своем поздравлении следующее: «Я надеюсь, что под Вашим энергичным руководством Соединенные Штаты будут и дальше оставаться источником глобального мира и новых идей для человечества» /13/.

Параллельно Исламабад решил «подсуетиться» и на другом направлении, в частности подготовить и представить новой американской администрации в самое ближайшее время через свое посольство в Вашингтоне (якобы от пакистанского посла) обширный доклад о негативном воздействии «войны с терроризмом» на экономику Пакистана, в особенности на торговлю, включая отдельную информацию по экспорту и отдельно по импорту, а также на туризм. Кроме того, в докладе будут освещены такие вопросы, как прямая отрицательная связь между военными действиями против боевиков и террористов и оттоком капиталов из национального хозяйства страны, разрушением отраслей производственной инфраструктуры, оттоком иностранных инвестиций из Пакистана. Основная цель представления доклада – надежда и даже некоторая уверенность в увеличении в перспективе американской экономической помощи Пакистану /14/.

Более того, по имеющейся в нашем распоряжении информации, пакистанский посол обратился к правительству своей страны с просьбой максимально быстро подготовить детальный отчет о состоянии экономики Пакистана, где бы была показана картина современного тяжелого положения в национальном хозяйстве страны. По словам пакистанских дипломатов, а также пакистанских экспертов-экономистов в переданном в администрацию американского президента докладе предполагается осветить следующие вопросы:

— «сложное положение в финансовой сфере в связи с вовлечением Пакистана в войну с терроризмом;

— разрушение военной, социальной, экономической инфраструктуры, а также системы безопасности страны в связи с вовлечением Пакистана в войну с терроризмом;

— возрастающая стоимость восстановления инфраструктуры в Пакистане;

— значительные потери в связи с заметным сокращением, а в ряде отраслей оттоком прямых иностранных инвестиций;

— отток общего объема капиталов из многих отраслей в связи с небезопасностью ситуации (внутриполитической ситуации в Пакистане – С.К.);

— увеличение безработицы и как результат – снижение налогооблагаемой базы, а также уменьшение отношения налогов к ВВП;

— закрытие многих промышленных предприятий в тех районах, где идут военные действия против террористов, и влияние этого процесса на состояние экономики в приграничных областях;

— необходимость поддержки бедствующих пакистанцев за рубежом;

— стагфляция (инфляция, сопровождаемая застоем или падением производства а также высоким уровнем безработицы – С.К.), с которой столкнулась экономика в результате замедления экономического роста;»

Тем не менее, большинство пакистанских экспертов считают, что даже представив такого рода весьма негативный доклад немного шансов на заметное увеличение американской экономической помощи /15/. С другой стороны, президент Пакистана Асиф Али Зардари не дожидаясь подготовки указанного доклада и передачи его американской стороне в своем обширном интервью газете «Washington Post» подчеркнул, что «Пакистану требуется экономическая помощь, а не общие разговоры о снижении напряженности на афгано-пакистанской границе и в полосе племен, равно как и настоятельной необходимости решения кашмирской проблемы» /16/.

Постепенно пакистанское руководство начала раздражать военная политика Вашингтона, которая предусматривала в том числе регулярные бомбёжки в полосе племен в Северо-Западной пограничной провинции (СЗПП) и даже за пределами этой полосы. В качестве примера отметим бомбовые удары с беспилотных летательных аппаратов по местам скопления (или проживания) боевиков/террористов, в первую очередь в Северном и Южном Вазиристане. Проблема заключается в том, что в ходе таких бомбовых ударов и обстрелов гибнет, по словам пакистанских официальных лиц, гражданское население. Кроме того, пакистанское правительство регулярно направляет ноты протеста американскому послу в Исламабаде в связи с нарушением суверенитета Пакистана /17/.

Но особенно такого рода обстрелы северо-западной территории Пакистана с беспилотных летательных аппаратов участились в январе 2009 г. Так, министр информации Пакистана Шерри Рехман в своем публичном выступлении в конце января с.г. перед прессой, включая американскую, заявила, что такого рода бомбовые удары наносят непоправимый вред войне Пакистана против террористов, поскольку под этими ударами гибнет мирное население. Информация о таких налетах регулярно публикуется в пакистанской прессе, что, естественно вызывает ничем не прикрытое недовольство подобными действиями США со стороны широких слоев пакистанского общества /18/.

Тем не менее, Исламабад, призывая США прекратить беспилотные атаки на СЗПП, не стремится усложнять отношения с Вашингтоном, в первую очередь в связи с увеличивающейся военной, экономической помощи Пакистану, а также финансовой помощи в борьбе с терроризмом. Есть все основания полагать, что такой политики руководство Пакистана будет придерживаться и в перспективе.

1. Итоги визита помощника государственного секретаря США в Пакистан. — Н.А. Замараева. www.iimes.ru. 20 ноября 2007 г.

2. Департаменту обороны США удалось в конце 2007 г. пристроить в компании «Lockheed Martin Corp.» заказ на производство и поставку Пакистану до конца 2010 г. 18-ти новых F-16, а также модернизацию непосредственно в Пакистане уже имеющихся 34-х истребителей этой же модели (замена электроники, двигателей, другого оборудования). — By Kaleem Omar. «Business & Finance Review». 7.01.2008.

3. Pakistan Times. 09.01.2008.

4. Dawn 17.11.07. Dawn. 27.03.2008. Об основных интересах США в Пакистане. — Н.А. Замараева. www.iimes.ru. 1 апреля 2008 г.

5. Dawn. 7.05.2008. The News. 5.05.2008.

6. The News. 17.05.2008.

7. The Nation. 6.11.2008. Dawn. 6.11.08. Business Recorder. 23.01.2009. Dawn. 25.01.2009.

8. Подробнее см.: Пакистано-американские отношения: новые подходы. — Н.А. Замараева. www.iimes.ru. 25 ноября 2008 г.

9. Dawn. 21.12.2008.

10. Business Recorder. 23.01.2009.

11. The New York Times. 29.01.2009.

12. Business Recorder. 23.01.2009.

13. Dawn. 6.11.2008.

14. Business Recorder. 8.11.2008.

15. Ibid.

16. Цит. по: The Nation. 29.01.2009.

17. Русская служба Би-Би-Си. 8 ноября 2008 г.

18. Daily Times. 29.01.2009. Dawn. 29.01.2009. The Nation. 26.01.2009. Dawn. 25.01.2009.

52.36MB | MySQL:103 | 2,163sec