ФРГ – Cтраны Востока: энергопроекты в перспективе и в реальности

Несколько недель назад представители деловых кругов Германии и Ирака пришли к важному соглашению, которое в рамках двусторонних отношений может быть расценено как революционное. Корпорация Siemens записала в свой актив один из самых крупных заказов, которые когда-либо были заключены в Ближневосточном регионе, как отметил член правления фирмы, шеф сектора «Энергетика» Вольфганг Дехен (Wolfgang Dehen).

Речь идет о подписанном 22 декабря 2008 г. в Багдаде контракте, согласно которому электрогигант из Мюнхена обязался поставить в Ирак 16 турбин общей мощностью 3150 МВт. Они предназначены для новых электростанций в местечках Румаила (Басра), Таза и Дибиз (Киркук), Байи и Саддер (Багдад), которые будут работать на природном газе. Стоимость заказа, включающего комплект оборудования (турбины, устройства по регулированию напряжения, трансформаторы и другие компоненты), составляет более чем 1 млрд. евро. Все электростанции будут возведены в 2010-2011 гг. и позволят, во-первых, избавиться от постоянных отключений энергии, во-вторых, существенно снизить дефицит электроэнергии в названных регионах страны.

Как отмечает независимое национальное агентство новостей Aswat al-Iraq, с иракской стороны контракт подписал премьер-министр Нури аль-Малики, отметивший, что данный документ «укрепляет надежды на улучшение электроснабжения». «Иракское правительство национального единства уверено, что развитие сектора электричества представляет ту основу, на которой будет строиться и развиваться в различных областях наша страна», подчеркнул шеф кабинета министров.

Подписание документа состоялось в знаменательное время. В Ираке сохраняется напряженность как из-за проблем в области безопасности, так и из-за сложностей в экономике, которые усугубляются мировым финансовым кризисом. Падение мировых цен на нефть, ставшее характерным последствием данного кризиса, существенно сказалось на разработке бюджета страны на 2009 г. Его расходная часть составляет 67 млрд долларов, что на 13 млрд меньше первоначально планировавшейся суммы. Согласно иракским источникам, к которым относится Международный валютный фонд (МВФ), в 2006 г. ВВП составлял примерно 50,9 млрд долларов, реальный рост экономики оценивался в 3,0%. Уровень безработицы находился, согласно различным оценкам, между 28 и 50%. Темпы инфляции в 2006 г. превысили 60%; затем снизились (май 2007) до 38%.

Внешняя задолженность Ирака в конце войны в 2003 г. составляла примерно 115 млрд долларов, из них около трети — государствам Парижского клуба. Доля Германии — 5,9 млрд евро (включая проценты). Понимая ситуацию, Парижский клуб пришел к мнению о трехступенчатом освобождении Ирака от 80% долгов; в соответствии с этим 1 января 2005 г. объем долгов Германии был снижен с 5,9 до 3,9 млрд евро, а затем, по требованиям немецких экспортеров (преимущественно компаний, занятых в строительной промышленности), — до 2 млрд евро. В настоящий момент общая сумма, списанная ФРГ с иракских долгов, составляет 4,7 млрд евро, т.е. лишь пятую часть прежней задолженности Германии.

Тем не менее отношения между ФРГ и Ираком складываются в последние годы неровно. Со времени войны в Заливе в 1990-1991 гг. и в течение оккупационного периода после падения режима Саддама Хусейна они продолжались в ограниченной форме. В полном объеме дипломатические отношения между Германией и Ираком были восстановлены после аккредитации послов в Багдаде и Берлине 28 августа 2004 г. С тех пор Германию с официальными визитами посетили президент Ирака Аль-Явар (9 сентября 2004 г.), премьер-министр Аллауи (3 декабря 2004 г.), министр иностранных дел Зебари (21 февраля 2007 г.).

Экономические немецко-иракские отношения пока не развиваются из-за ситуации, сложившейся в Ираке в сфере безопасности. По этой причине федеральное правительство поддерживает обязательства немецких предприятий только контактным посредничеством в третьих странах и в Германии. В 2004-2005 гг. были проведены двухдневные немецко-иракские экономические конференции, в которых принимали участие иракские министры и многочисленные иракские предприниматели. Третья конференция, делегацию Ирака на которой возглавлял министр промышленности, прошла 19.06.2007 в Гамбурге. На ней прозвучали следующие цифры взаимного товарооборота, пока слабо сопоставимого и имевшего в ту пору невысокую вероятность выравнивания: в 2006 г. импорт из Ирака составлял 13,5 млн евро при вывозе продукции немецкого экспорта в объеме 368,4 млн евро. В последующие годы картина изменилась. Так, при сопоставлении объемов экспортно-импортных операций за равные периоды времени (первые 9 месяцев 2007 и 2008 гг.), согласно данным Statistisches Bundesamt, видно, что импорт из Ирака вырос за это время более чем в 2,5 раза, а экспорт в Ирак, напротив, снизился, правда, цифра в процентах невелика (4,8), однако в стоимостном исчислении она составила 11 млн евро.

Основной экспортный продукт — нефть, по разведанным запасам которого Ирак является вторым государством в мире. Оценки экспертов указывают в этой связи на 250 млрд баррелей, что соответствует 20-25-кратному ежегодному потреблению США, если исходить из современного (2007) уровня потребления. 90% всей добываемой в Ираке нефти (1,8 млн баррелей в день) приходится на долю South Oil Company (SOC), ведущей разработку в южных регионах страны.

Нефтяной импорт ФРГ из Ирака составил (февраль 2006 – февраль 2007) 66 тыс. баррелей сырой нефти. Это соответствует доле совокупного немецкого импорта всего в 0,05%, что убедительно говорит о том, что экспортные возможности Ирака находятся в зачаточной ситуации. С другой стороны, чтобы их расширить, необходима подача на нефтедобывающие предприятия электроэнергии, причем бесперебойная, так как отключения грозят аварийными ситуациями. Именно эта сфера и является много лет узким местом в иракской промышленности. Кроме того, после войны и завершения эмбарго ООН в стране стали появляться средние и малые предприятия, для успешной работы которых также необходима энергия.

Развитие электроэнергетики — как строительство станций, так и сооружение электросетей — долгие годы сдерживалось: в эту отрасль не поступало достаточное количество инвестиций. Большинство стран мира воздерживалось от финансовых вливаний в государство, где господствовал режим Саддама Хусейна. Однако и в послесаддамовский период в инвестиционной сфере не наблюдалось активности. Электроэнергетика, по сути, не обновлялась; поэтому даже то, что функционировало прежде, пришло в окончательную негодность и положение в электроснабжении стало катастрофическим.

На этом фоне контракт, подписанный в Багдаде, приобретает стратегическое значение. Это, по выражению В. Дехена, «ободряющее развитие нашего бизнес-продукта, который собирается и далее расширять сферу влияния до достижения полного делового объема». Реализация контракта позволит не только укрепить энергетику Ирака, но и создать на ее основе новый индустриальный облик страны.

Модернизация экономики стала генеральным стимулом и немецко-пакистанского сотрудничества. Весьма перспективной обещает быть программа «Возобновляемые энергии и энергетическая эффективность» (сокращенно REEE), которая реализуется в Пакистане с сентября 2005 по август 2011 гг. и оценена в 3,53 млн евро. Она, как указано в проекте REEE, направлена на создание специального мощного менеджмента руководящих работников и сотрудников частных и государственных учреждений, которые будут содействовать идее возобновляемых энергий. Программа реализуется как в рамках сельской электрификации, так и в городских условиях.

Ее цель — преобразование энергетики с целью добиться эффективной работы мелких и средних промышленных предприятий. При этом пакистанские структуры — созданный в секретариате премьер-министра Пакистана комитет по распространению альтернативных энергий (Alternative Energy Development Board, сокращенно AEDB), центр национальной энергетики ENERCON и Министерство по охране окружающей среды — оказывают REEE политическую, организационную и техническую поддержку. На разных стадиях реализации программы предусмотрено участие партнеров Pakistan Council of Renewable Energy Technology (PCRET), National Productivity Organisation (NPO), Small Hydel Development Organisation (SHYDO), Small and Medium Enterprises Development Authority (SMEDA), а также содействие пакистанской Торгово-промышленной палаты и Объединения текстильной и кожевенной индустрии.

Программа базируется на общем анализе хозяйственных проблем, главная из которых — отсутствие надежного электроснабжения для 60-80 млн человек. Если принять во внимание, что, по данным МИДа ФРГ на октябрь 2008 г., в Пакистане проживают 162 млн человек, то речь идет почти о каждом втором жителе страны. Нехватку энергетических источников население по традиции, принятой на Востоке, восполняет биомассой — высушенной смесью навоза с соломой. С ее помощью отапливается подавляющая часть жилых помещений и готовится пища. При этом необходимо отметить, что, во-первых, подобное использование биомассы характерно практически повсеместно для всего сельского населения; во-вторых, немалый процент сельских семей, которые традиционно заняты в животноводстве, живут в условиях кочевья и удалены от национальной распределительной сети. Эта ситуация не изменится в обозримом будущем.

По этим причинам REEE рассчитана в основном на население города и земледельцев; она касается двух групп потребителей — живущих в домах и квартирах и занятых в общественном производстве. Учитывая ежегодный прирост населения, официально оцениваемый в 2%, увеличение численности малых и средних предприятий, практику неэффективного использования энергии, понятна нагрузка на пакистанский электрический сектор. При этом остается практически незадействованным потенциал возобновляемых источников энергии (солнце, воздух, вода), который мог бы быть задействован круглогодично как в централизованном, так и в децентрализованном варианте.

Немецкие эксперты, участвовавшие в программе, осознавали, что в Пакистане ни государственные учреждения, ни частный сектор не имеют необходимых структур и соответствующих ноу-хау для развития и проведения адекватных мероприятий в рамках решения этих проблем. Поэтому были предприняты обучающие программы и частные публичные показы преимуществ REEE.

Как отмечают пакистанские эксперты, REEE постепенно завоевывает популярность в стране. Во-первых, она полностью вписывается в политические и экономические программы по развитию Пакистана. REEE является вкладом в достижение целей наступившего тысячелетия (борьба с бедностью, охрана окружающей среды и продолжительное развитие) и совпадает со взглядами на эволюцию федерального правительства и с земельной программой Пакистана (август 2003). В последней, в частности, подчеркивается: содействие развитию потенциала возобновляемых энергий — основной вопрос немецко-пакистанского сотрудничества.

Во-вторых, налицо первые успехи REEE. В рамках программы были продемонстрированы возможности альтернативной энергетики в ряде населенных пунктов Пакистана (например, применение возобновляемых источников при обработке сырья, ткацком производстве и в прядильнях), а также серия проектов по использованию солнечной энергии для подогрева воды в жилых районах. С целью знакомства с принятыми международными стандартами в этой сфере в организационном аспекте (координация усилий различных компонентов национальной энергосистемы, организация финансовой помощи, подготовка персонала, техническая база отрасли, обеспечение энергетической эффективности) налажены консультативные услуги, обеспечено участие пакистанских специалистов в международных форумах.

В-третьих, после первой фазы REEE, завершившейся в 2008 г., стало очевидно, что предоставление услуг по надежному энергоснабжению улучшает качество жизни беднейших слоев населения, особенно в отдаленных районах. Таким образом, происходит постепенное выравнивание интересов, а значит, определенная политическая стабильность и надежность в различных социальных слоях. Чисто экономическая на первый взгляд немецко-пакистанская программа ведет к выполнению актуальных политических требований.

В-четвертых, доказанная на практике энергетическая эффективность (EE) выполняет две задачи — увеличивает продуктивность использования энергии и позволяет сберечь естественные ресурсы. Это в свою очередь служит гарантией пакистанского вклада в решение международных проблем: сокращению выбросов СО2 и защите земной атмосферы.

По сравнению с пакистанским турецкий проект, о котором мы расскажем, имеет два существенных отличия. Во-первых, он не столь масштабен. Во-вторых, полностью завершен. Его название: «Содействие энергетической эффективности в общественных зданиях Эрзерума». Осуществлен при содействии эволюционного центра Университета Саарланда в Саарбрюкене (Centrum fuer Evaluation, Saarbruecken) в ноябре 2002 – октябре 2005 гг. Перед реализацией проект был изучен экспертами Йозефом Шульте (Josef Schulte) и Синаном Езденом (Sinan Оеzden). Стоимость проекта — 1,418 млн евро при вкладе немецкой стороны 1,178 млн евро.

Целью проекта, который поддержали политически и организационно Турецкий национальный центр по энергосбережению (NECC) и городское управление Эрзерума, явилось совершенствование энергоснабжения государственных и частных пользователей города. Как указывается в отчете по выполнению задания, группы пользователей — торговые центры, обитатели крупных частных строений, гостиницы — долгое время испытывали сложности в эксплуатации энерготехники и отопительных приборов. Это вызывало дополнительную нагрузку на энергосистемы, обеспечивающие деятельность частных и общественных домовладений, что тормозило динамику хозяйственного развития города и создавало дискомфорт бытовых условий.

Однако стратегическая важность проекта состояла в том, что он изначально рассматривался как пилотный в качестве образца для последующего распространения в других регионах Турции с тем, чтобы побудить коммунальные органы применять такие же, как в Эрзеруме, энергосберегающие мероприятия для общественных и промышленных целей. Для этого в городе были организованы курсы по повышению квалификации менеджеров в сфере энергетики, были внесены коррективы в работу архитектурных бюро и управлений по строительству. NECC, основываясь на практических результатах проекта, получил документальные данные для будущих законов и предписаний по содействию энергетической эффективности. Последняя рассматривалась в широком спектре — от противопожарной безопасности до контрольно-измерительных процедур в ходе установки энергооборудования.

Последующая аттестация результатов проекта, проводившаяся в октябре-ноябре 2007 г. группой из девяти немецких и турецких специалистов, позволила дополнительно оценить объем высококачественно проведенных работ и их важность для развития хозяйства и повышения комфорта в секторе частного домовладения.

Анализируя в целом немецкий вклад в энергетику стран Востока, можно отметить несколько общих характерных черт.

Первое. В центре сотрудничества со странами Азии и Африки неизменно стоит вопрос об охране окружающей среды. Он неразрывно связан как с оптимальным расходованием и сбережением природных ресурсов этих стран, для чего применяются современные технологии, разработанные в ФРГ, так и с уменьшением выбросов углекислого газа в атмосферу.

Второе. Несмотря на то что часть немецких проектов связана с использованием известных энергоносителей (к примеру, природного газа), эксперты ФРГ обращают внимание на постепенное и стремительное, в связи с возрастающими масштабами хозяйственного строительства, истощение недр. По этой причине акцент в приоритетах переносится на применение возобновляемых энергий, таких как сила ветра, воды, солнечная энергия, энергия, заключенная в определенных видах растений, и биотермальная — в зависимости от конкретных природных ресурсов страны, где осуществляется немецкое сотрудничество.

Третье. ФРГ не только занимается продвижением собственных технологий, но и организует учебно-консультационную поддержку для представителей различных структур, как властных, так и непосредственно задействованных в реализации проектов: архитекторов, строителей, коммунальных работников, энергетиков. Создается подготовленная соответствующим образом организационно-техническая база преображающейся энергетики, обладающая опытом в эксплуатации новейших технологий.

Четвертое. Модернизация с помощью немецких партнеров энергоотрасли в странах Востока содействует ее переходу на современное производственное оборудование, что повышает его эффективность, надежность в энергоснабжении различных слоев населения и в конечном счете снижает остроту социально-политических проблем.

62.89MB | MySQL:102 | 0,475sec