Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (26 января – 1 февраля 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в зоне палестино-израильского конфликта и в Ираке. Обострилась ситуация в секторе Газа: палестинские боевики вновь стали подвергать ракетным и минометным обстрелам территорию Израиля. В ответ израильские ВВС нанесли удары по целям противника в анклаве. В Ираке 31 января прошли выборы в законодательные органы 14 провинций. По предварительным данным, в них приняли участие около 51 проц из примерно 15 млн избирателей, что меньше, чем было на аналогичных выборах в 2005 г, когда к урнам пришли 55,7 проц избирателей.

Обстановка в зоне палестино-израильского конфликта характеризовалась повышенной напряженностью. Возобновление обстрелов израильской территории боевиками палестинских экстремистских группировок поставило под угрозу перемирие в секторе Газа. Израильское руководство заявляет, что на действия боевиков могут последовать более решительные, «непропорциональные» силовые контрмеры.

В своем обращении к мусульманскому миру 27 января президент США Б. Обама заявил, что в настоящее время для обеих сторон палестино-израильского конфликта «созрел момент» для достижения прочного мира, а в процессе его достижения необходимо участие всего ближневосточного региона. При этом, как считает Обама, палестинцы и израильтяне «сами будут решать, что лучше для них», т. к. «в прошлом слишком часто Соединенные Штаты диктовали, как надлежит поступать тем или иным странам, не зная всех фактов. Поэтому давайте выслушаем всех». Одновременно Б. Обама подтвердил американскую поддержку Израиля, назвав его «стойким союзником США» и отметив, что в Вашингтоне продолжат считать безопасность Израиля «важнейшим аспектом своей политики».

Ситуация, связанная с палестино-израильским конфликтом, стала главной темой переговоров спецпредставителя президента США по Ближнему Востоку Дж. Митчелла, посетившего на минувшей неделе Египет, Израиль, Палестинские территории, Иорданию и Саудовскую Аравию. По мнению Митчелла, в настоящее время решающее, «критически важное» значение имеет укрепление состояния перемирия в секторе Газа, которое должно основываться на прекращении контрабанды оружия и открытии границ анклава. Митчелл также подчеркнул важность обеспечения механизма «легальной доставки товаров в Газу». На скорейшем открытии пограничных переходов с анклавом для доставки гуманитарных грузов его жителям настаивает Евросоюз. Об этом заявил в Каире представитель ЕС по внешней политике и безопасности Х. Солана.

Международный посланник по ближневосточному урегулированию Т. Блэр считает необходимым подключить движение ХАМАС к участию в переговорах по разрешению арабо-израильского конфликта. По мнению Блэра, это ускорит появление независимого Палестинского государства и установление мира в регионе. В ответ представитель исламистов назвал слова британского посредника «необоснованными и бесполезными», но которые, тем не менее, показывают, что мир признает ХАМАС реальной силой. Со своей стороны, Израиль продолжает категорически отказываться от ведения каких-либо прямых переговоров с ХАМАСом.

По сообщениям СМИ, руководство ХАМАСа 1 февраля выразило согласие пойти на перемирие с Израилем сроком на один год.

Острые противоречия сохраняются между движением ХАМАС и возглавляемым главой ПНА М. Аббасом движением ФАТХ. Руководитель политбюро ХАМАСа Х. Машааль заявил о намерении оппозиционных М. Аббасу палестинских группировок создать новую организацию, которая, по его словам, будет представлять интересы всех палестинцев, как проживающих на палестинских территориях, так и беженцев за рубежом. Машааль считает, что ООП в ее нынешнем виде не является представителем палестинского народа, т. к. в нее «заказан путь» силам, ведущим вооруженную борьбу с Израилем. В ответ М. Аббас заявил, что не начнет переговоры о примирении с ХАМАСом до тех пор, пока исламисты не признают законность ООП, как единственной правомочной организации палестинского народа.

Х. Машааль прибыл 1 февраля с визитом в Тегеран, где провел переговоры с иранским руководством.

Египет начал установку систем наблюдения и контроля на границе с сектором Газа. Власти АРЕ считают, что датчики и камеры слежения повысят эффективность противодействия контрабанде оружия в палестинский анклав.

Выборы в провинциальные советы Ирака в целом прошли в спокойной обстановке, без каких-либо серьезных инцидентов. Иностранные наблюдатели (более 800 человек) сообщают, что нарушений в ходе голосования не наблюдалось. В период подготовки и проведения выборов власти приняли масштабные и жесткие меры по обеспечению безопасности в стране. В этом деле иракской армии и полиции оказывали необходимое содействие американские войска.

На 440 депутатских мест претендовали более 14,4 тыс. кандидатов. Более высокую активность проявили избиратели северных, преимущественно суннитских провинций страны (явка до 60 проц), в то время как в Багдаде к урнам для голосования пришли лишь около 40 проц избирателей. Низкой была явка и в южных провинциях Ирака. Эксперты расценивают прошедшие выборы как своего рода референдум о доверии главе иракского правительства Н. аль-Малики, который, в свою очередь, назвал их генеральной репетицией всеобщих выборов, намеченных на конец этого года. Важность местных выборов заключается и в том, что сформированные по их итогам Советы провинций будут обладать более широкими полномочиями, чем прежние. В частности, они получат право принимать решения о преобразовании провинций в автономные федеральные округа.

Отметим, что выборы не проводились в трех провинциях, входящих в курдскую автономию (Дахук, Сулеймания, Эрбиль), а также в провинции Эт-Таамим с центром в Киркуке. По заявлениям представителей курдского руководства, вопрос о проведении выборов на территории автономии не находится в компетенции центральных властей. Что касается выборов в провинции Эт-Таамим, то вопрос об их проведении вызвал острые споры, что связано с проблемой принадлежности региона, на управление которым претендуют как курды, так и арабы. В итоге выборы здесь были отложены вплоть до разработки отдельного специального избирательного закона.

В Кабуле 29 января было объявлено о переносе выборов президента Афганистана с мая на август текущего года (как известно, срок полномочий нынешнего главы государства Х. Карзая истекает 20 мая с. Г.). Одной из главных причин переноса сроков голосования афганский избирком называет недостаточный уровень безопасности в ряде районов страны, а также трудности с финансирование организации выборов, для чего, оценочно, требуется до 100 млн долларов. Новая дата выборов согласована с руководством местных силовых структур и командованием международными коалиционными силами. Вместе с тем, в избиркоме не исключают, что если озвученные трудности не будут устранены к 20 августа, то дата проведения президентских выборов может быть снова перенесена.

Глава Пентагона Р. Гейтс заявил на слушаниях в Конгресс, что США должны ставить перед собой реальные задачи в Афганистане, которые можно решить в ближайшие годы. По мнению Гейтса, в настоящее время следует сконцентрировать внимание на предотвращении распространения влияния террористов в регионе. Подтвердив намерение вашингтонской администрации направить в ближайшее время в Афганистан дополнительные военные силы и подчеркнув необходимость этого шага для улучшения ситуации в стране, Гейтс в то же время высказался против направления в Афганистан слишком большого количества американских войск, т. к. это, по его оценке, может послужить «неправильным сигналом» для афганцев, которые должны во все большей степени полагаться на собственные силы безопасности. Министр также выразил «глубокую озабоченность» в связи с жертвами среди гражданского населения Афганистана, что наносит «огромный ущерб» миссии США и их союзников в этой стране. Р. Гейтс вновь подчеркнул, что американцы не намерены прекращать наносить ракетные удары по боевикам движения «Талибан» и «Аль-Каиды» в приграничных районах Пакистана, отметив, что эти акции демонстрируют свою эффективность и «оснований для их завершения пока нет».

Новая администрация США сохраняет возможность любых вариантов действий, использования «всех элементов нашей национальной мощи» в отношении Ирана, а проблема иранской ядерной программы объявлена одним из высших приоритетов американской внешней политики. Причем президент Б. Обама считает, что прежде чем перейти к использованию силовых мер в отношении «иранской угрозы», необходимо использовать политико-дипломатические возможности, отметив важность «быть готовым к диалогу с Ираном и ясно дать понять ему, что между нами есть различия, но, в то же время, есть место и прогрессу».

В Тегеране же заявляют о готовности к диалогу с новой вашингтонской администрацией, рассчитывая, что она изменит свою политику в регионе «не на словах, а на практике». В частности, речь идет о необходимости вывода американских войск из Ирака и Афганистана. Одновременно иранское руководство подчеркивает, что не намерено прекращать свою ядерную программу.

Генеральный секретарь НАТО Я. Де Хооп Схеффер высказался за сотрудничество с Ираном в рамках курса на обеспечение региональной поддержки усилиям союзников в Афганистане и недопущения эскалации войны в этой стране, что нашло положительный отклик в Тегеране.

Сообщается, что М. Ахмадинежад намерен вновь баллотироваться на пост президента Ирана на выборах в июне 2009 г.

31 января парламент Сомали, собравшийся по соображениям безопасности в соседней Джибути, избрал новым президентом страны лидера «умеренного» исламистского «Альянса за новое освобождение Сомали» (АНОС) шейха Шарифа Ахмада. Ранее на минувшей неделе сомалийский парламент пополнил свои ряды за счет включения 149 депутатов от АНОС. Эксперты полагают, что избрание Ш. Ахмада главой сомалийского государства может способствовать преодолению затяжного кризиса власти в стране.

Между тем вооруженные формирования оппозиционной радикальной исламистской группировки «Аш-Шабаб» захватили 26 января второй по величине город Сомали Байдабо, где недавно заседал национальный парламент. В результате в руках правительства остается лишь столица страны Могадишо, но и там постоянно происходят вооруженные столкновения, а ряд районов города заняты силами оппозиции.

29 января в Джибути представители девяти государств – Джибути, Йемена, Кении, Мадагаскара, Мальдив, Сейшел, Сомали, Танзании и Эфиопии подписали соглашение о сотрудничестве в борьбе с пиратством. В Джибути будет открыт специальный региональный центр по обмену информацией о деятельности пиратов.

Президент Сирии Б. Асад 31 января на встрече с делегацией американских конгрессменов высказался за «конструктивный и позитивный» диалог между Дамаском и Вашингтоном, который будет «базироваться на общих интересах и взаимном уважении». В администрации Б. Обамы считают, что Сирия должна сыграть «продуктивную» роль в регионе.

Обстановка в Дарфуре на западе Судана в последнее время вновь обострилась. На прошедшей неделе правительственные войска наносили авиационные и артиллерийские удары по отрядам оппозиционного Движения за справедливость и равенство (ДСР). Вооруженные столкновения между армией и боевиками ДСР имели место в одном из крупнейших городов Дарфура – Эль-Фашере. Бои также происходили вблизи города Мухагирия, который боевики ДСР в середине января отбили у отрядов лояльной Хартуму группировки Суданской освободительной армии (фракция М. Миннауи).

Приложение

О проблемах грамотности и образования в арабском мире

Общепризнанно, что во второй половине ХХ-го столетия арабские государства сумели достичь значительных успехов в деле сокращения неграмотности, охвата обучением детей школьного возраста, повышения качества образования. Однако эти проблемы по-прежнему относятся к числу наиболее острых, а на их решение негативно влияют слабость экономического развития большинства арабских стран, высокий уровень бедности населения, недостаточное финансирование, нехватка помещений и педагогов, не всегда достаточное внимание со стороны государства. Сказывается и перманентно сложная обстановка на Ближнем Востоке и в Северной Африке, регулярно происходящие здесь вооруженные конфликты, неустойчивость внутриполитического положения во многих странах. В результате ситуация в сфере грамотности и образования на Арабском Востоке все еще далека от благоприятной по сравнению с другими государствами, причем не только развитыми, но и с развивающимися.

Наличие большого числа неграмотных и малограмотных людей, усиливающийся дефицит знаний и квалифицированных специалистов различных профилей по праву относятся к числу главных тормозов экономического, социального, культурного и политического развития арабских стран, являются одним из значимых факторов, способствующих сохранению и усилению радикальных настроений, особенно среди молодежи. Более того, в последнее время в регионе отмечается снижение культурно-образовательного уровня населения, молодое поколение стало проявлять меньше интереса к получению образования, повышению своего культурного и интеллектуального уровня. А ведь арабский мир – это молодой регион, где более 60 проц населения представлено людьми в возрасте до 30 лет. В ближайшие 10-15 лет здесь необходимо будет создать примерно 100 млн новых рабочих мест, а «чтобы создать эти места, нужно начинать с образования», — считают эксперты Всемирного банка.

Немаловажным обстоятельством является и то, что наличие в армиях арабских государств большого числа неграмотных и малограмотных солдат осложняет решение задач военного строительства, особенно освоения современных сложных видов вооружения и военной техники.

По последним данным ЮНЕСКО, неграмотность затрагивает 40 проц населения арабских стран в возрасте старше 15 лет, что составляет 60 млн человек (в 2000 г. – 68 млн чел.). Свыше 6 млн детей, среди которых 60 проц – девочки, не обучаются в школах и не получают никакого образования. К тому же более трети детей бросают еще начальную школу из-за бедности, удаленности мест проживания, по соображениям безопасности или исходя из местных традиций. Наибольшее число неграмотных в регионе, по оценке ЮНЕСКО, имеется в Марокко, Мавритании, Египте, Судане, Йемене и Ираке, которые внесены в список 34 стран, где уровень неграмотности превышает 50 проц населения или 10 млн человек. Первое место по уровню неграмотности в арабском мире занимает Египет – 18 млн человек. И это при том, что АРЕ претендует на роль «культурного локомотива» региона. Американо-британское вторжение в 2003 г. и последующий высокий уровень нестабильности в стране крайне негативно сказались на состоянии образовательной системы Ирака. В наибольшей поддержке и материальной помощи в борьбе с неграмотностью нуждаются Йемен, Судан и Мавритания.

В лучшую сторону выделяются Иордания, Алжир, Ливан, Тунис. Больших успехов достигла Сирия, сумевшая в последние годы поднять на высокий уровень качество дошкольного и начального образования, а также профессионально-технического обучения. Значительно снизился уровень неграмотности в Саудовской Аравии и других аравийских монархиях, где реализуются целенаправленные государственные программы народного образования, хотя здесь наблюдается уменьшение числа детей, посещающих начальные школы. В ОАЭ к 2015 г. планируют полностью ликвидировать неграмотность. Высокий уровень грамотности отмечен среди палестинцев.

Сложное положение наблюдается с женским образованием. Число неграмотных женщин превосходит число мужчин почти в два раза. Вместе с тем, растет число женщин, обучающихся в общеобразовательных школах, средних профессионально-технических учебных заведениях, получающих высшее образование. Образованные женщины заняты главным образом в сфере медицины и просвещения. В последние годы возросло их присутствие в торговле, обслуживании, бизнесе. Однако по-прежнему привилегией лиц мужского пола остается техническое образование. В некоторых арабских странах женщины имеют право получать военное образование. В ОАЭ девушки составляют более 75 проц учащихся вузов – это самый высокий показатель в мире. В то же время в Йемене число студенток составляет всего лишь 13 проц от общего числа учащихся в университетах.

Начиная с 1970-х гг., все более широкое распространение в арабском регионе получают мусульманские модели образования. На неофициальном и официальном уровнях в арабских странах предпринимались и предпринимаются меры по переводу учебно-воспитательного процесса на основу ислама. Расширяется сеть мусульманских учебных заведений, в т. ч. высших, создаются новые шариатские факультеты при государственных университетах, увеличивается набор учащихся в религиозные учебные заведения.

Вместе с тем, стремление арабского мира идти в ногу с мировым научно-техническим прогрессом способствует важным сдвигам в области высшего образования. Растет число специализированных вузов и факультетов естественнонаучного и технического профилей. Однако на сегодняшний день и на ближайшую перспективу арабские страны не имеют возможности обеспечить потребности своей экономики и науки в квалифицированных специалистах. В ряде арабских государств (Тунис, Марокко, Ливан и др.) преобладает высшее образование гуманитарного профиля, а многие технические вузы не располагают необходимой учебно-материальной базой, позволяющей готовить специалистов на уровне учебных заведений в развитых странах. В лучшую сторону здесь выделяются Египет и Саудовская Аравия. В этих условиях часть арабской молодежи предпочитает получать образование в Европе и США, причем многие после получения дипломов не возвращаются на родину. «Утечка мозгов» за рубеж серьезно ограничивает рост национального научно-технического потенциала и рост рядов национальной интеллигенции. Во многом это явление связано с лучшими возможностями для трудоустройства и жизни за рубежом.

В настоящее время в арабских странах действуют 132 университета, 136 колледжей и 433 института, дающих высшее образование, а число студентов превышает 5 млн человек. Наибольшее число вузов имеют Египет, Саудовская Аравия и Ливан.

Одной из значимых причин отставания арабского региона в деле развития образования является недостаточность средств, выделяемых на эту сферу. Так, в США ежегодно выделяется на нужды образования в среднем 3-4 проц ВНП, в Европе – 2-2,5 проц ВНП, а в арабских странах лишь 0,6 проц ВНП. По данным, озвученным на региональной конференции по борьбе с неграмотностью в столице Катара Дохе (2007 г.), в арабском мире для обеспечения всеобщего базового начального образования ежегодно необходимы 6 млрд долларов США, что несравненно меньше суммарных расходов стран региона, выделяемых на военные нужды – свыше 53 млрд долларов (2005 г.).

Наиболее острой проблемой арабского образования является спад его качества, что также во многом связано с проблемой финансирования. Еще одной серьезной проблемой по праву считается низкая зарплата педагогов, прежде всего в школах. В большинстве арабских стран учителя вынуждены работать на нескольких работах, что затрудняет им качественно готовиться к занятиям. Требует решения и проблема учебных зданий и помещений. Из-за их нехватки аудитории и классы зачастую переполнены, что сокращает возможность и желание педагогов творчески взаимодействовать с обучаемыми.

В целом в арабских странах просматривается нехватка комплексного видения процесса образования, его задач, а государственная политика в этой области далеко не всегда отличается последовательностью, что не позволяет успешно совершенствовать образовательную систему в соответствии с конкретными потребностями и перспективами развития той или иной страны.

Таким образом, можно говорить об очевидном кризисе в области грамотности и образования, который переживают арабские страны. В регионе давно назрела необходимость серьезных структурных преобразований в образовательной сфере, основной целью которых должно стать привитие молодому поколению навыков самостоятельного мышления, способности созидать в инновационном ключе, что позволит арабскому миру отвечать на вызовы глобализации, аккумулировать внутренние ресурсы для преодоления отсталости и продвижения по пути комплексной модернизации. В современном обществе, где превалирует экономика знаний, Арабский Восток все еще остается пассивным потребителем зарубежных услуг и технологий.

52.39MB | MySQL:103 | 0,453sec