Ситуация в Сомали: сентябрь 2021 г.

Судьба похищенной в конце июня сотрудницы Национального агентства разведки и безопасности (NISA) Икран Тахлиль в сентябре стала новым поводом для кризиса в отношениях между премьер-министром Махамедом Робле и президентом Сомали Махамедом Абдуллахи Махамедом (Фармаджо).

Известно, что 25-летняя женщина работала в службе кибербезопасности NISA. Она была похищена 26 июня в Могадишо. С тех пор ее семья не прекращает требовать от властей объяснений относительно ее судьбы.

После многих недель молчания NISA сообщило 3 сентября, что по данным проведенного расследования, похитители передали женщину боевикам движения «Аш-Шабаб», которые якобы ее казнили. Движение «Аш-Шабаб» опровергло свою какую-либо причастность к этому. После этого семья И.Тахлиль обвинила NISA в том, что именно оно устранило свою сотрудницу. Причина ее похищения в итоге стала источником для спекуляций.

Утверждения NISA вызвали бурю в социальных сетях. Дело стало политическим 4 сентября, когда премьер заявил, что доклад NISA «не был убедительным, и в нем отсутствовали доказательства». Он поручил главе агентства Фахаду Ясину «представить полный доклад через 48 часов».

Однако последний – он входит в ближайшее окружение Фармаджо и до назначения на пост главы NISA занимал пост руководителя кабинета президента – не подчинился премьеру и публично потребовал, чтобы ему дали объясниться перед Комитетом национальной безопасности, которым руководит его покровитель.

В связи с очевидным неповиновением премьер объявил о приостановке службы Ф.Ясина в его должности и назначении на нее исполняющего обязанности. В ответ кабинет главы государства опубликовал коммюнике, которое аннулировало это «незаконное и неконституционное» решение. Одновременно было объявлено, что Ф.Ясин представит свой доклад в Комитете национальной безопасности. В ночь с 7 на 8 сентября канцелярия президента объявила о назначении Ф.Ясина на пост советника по безопасности главы государства. При этом не пояснялось, сохраняет он за собой или нет пост главы NISA. Чуть позднее выяснилось, что на пост главы агентства президент предложил своего другого ставленника. Им стал исполняющий обязанности главы NISA полковник Ясин Абдуллахи Махамуд. В любом случае известно, что внутри NISA произошел раскол среди старшего офицерского состава. Были усилены меры безопасности вокруг здания агентства. В их реализации стали участвовать бойцы спецподразделения NISA «Дууфаан», подчиняющегося напрямую главе государства.

Предыдущий конфликт между президентом и премьером возник в августе, когда М.Робле посетил Кению в знак разморозки двухсторонних отношений, несмотря на негативное отношение к этому Фармаджо.

До сентября М.Робле находился в центре политической арены Сомали после того, как в мае после институционального кризиса, вылившегося в вооруженные столкновения в Могадишо, Фармаджо поручил ему заняться организацией президентских выборов и вопросами безопасности. Кризис возник после того, как 8 февраля истек срок действия мандата Фармаджо. Он попытался продлить свои полномочия на два года, но этому воспротивились региональные лидеры.

8 сентября М.Робле заявил, что решения Фармаджо «препятствуют» расследованию дела об исчезновении И.Тахлиль. По его словам, недавние решения президента «показывают, что он имеет намерение вернуть себе ответственность за вопросы выборов и безопасности, которые он (ранее) передал премьер-министру». По его оценке, «это представляет собой экзистенциональную опасную угрозу для системы управления страной».

До этого вечером 7 сентября в совместном коммюнике ООН, США, Евросоюз и Организация стран Восточной Африки (Igad) «предложили сомалийским руководителям разрядить политическую конфронтацию вокруг расследования дела И.Тахлиль с тем, чтобы избежать любых действий, способных привести к насилию».

Новым шагом к эскалации конфликта между М.Робле и Фармаджо стало объявленное вечером 8 сентября решение первого отправить в отставку министра безопасности Хасана Хундубея Джималя. Его место должен был занять Абдуллахи Махамед Нур, яростный критик президента. Это решение было отвергнуто главой Сомали утром 9 сентября.

10 сентября влиятельная коалиция кандидатов на выборах президента опубликовала коммюнике, в котором поддержала премьера и осудила действия уходящего президента.

12 сентября М.Робле заверил представителей ООН, находившихся с визитом в Сомали, что выборы в этой стране пройдут в предусмотренные ранее сроки вопреки напряженности, возникшей на верхушке властной пирамиды. Это очевидно было нереально, поскольку президентские выборы планировались на 10 октября, а выбор депутатов парламента, которые были должны назначить президента, к тому времени должен был состояться до 25 ноября.

16 сентября кризис во власти усугубился. В тот день Фармаджо лишил исполнительной власти М.Робле. Как утверждалось в коммюнике канцелярии президента, «премьер-министр нарушил переходную конституцию, поэтому он лишается исполнительной власти, и в частности, его полномочий по смещению и/или назначению должностных лиц вплоть до проведения выборов». Фармаджо мотивировал свое решение тем, что премьер принимал «неосторожные решения, которые могли открыть дорогу политической нестабильности и нестабильности в сфере безопасности, без каких-либо консультаций с президентом». Интересно, как он соотносит с конституцией свое нахождение у власти?

В тот же день М.Робле заявил, что он не приемлет «незаконное» и «безосновательное» решение президента приостановить отправление исполнительной власти, назвав его антиконституционным.

17 сентября главы пяти полуавтономных образований, входящих в состав Сомали, призвали президента и премьера к диалогу и решению их проблем с использованием посредников, а также к уважению временной конституции федерального правительства Сомали. Речь шла о главах Джубаленда, Гальмудуга, Хиршабеля, Пунтленда и Юго-Запада.

17 сентября канцелярия президента Сомали обвинила Джибути в незаконном задержании в аэропорте Джибути небезызвестного советника главы страны по безопасности Ф.Ясина, судьба которого подогревала правительственный кризис в течение месяца. Вместе с ним были задержаны сопровождавшие его лица, желавшие вылететь вместе с ним на борту самолета турецкой авиакомпании из Могадишо через Джибути в  направлении Стамбула.

Со своей стороны глава МИД Джибути Махмуд Али Юсуф назвал эти сообщения ложной новостью, предназначенной для «создания конфликтной ситуации» и втягивания его страны во внутренний кризис в Сомали.

18 сентября Совбез ООН заявил о своей «глубокой озабоченности» в связи с политическим кризисом в Сомали, в принятой единогласно резолюции он призвал стороны конфликта к диалогу и к проведению инклюзивных выборов. Текст резолюции был подготовлен Великобританией.

20 сентября США призвали президента и премьера Сомали решить имеющиеся между ними проблемы «быстро и мирно» с тем, чтобы не повлиять на сроки проведения президентских выборов.

Тем временем 14 сентября боевик-смертник атаковал один из блок-постов в Могадишо. В результате атаки погибли 9 человек, главным образом из бойцов сил безопасности. 11 человек получили ранения. Ответственность за атаку взяло на себя движение «Аш-Шабаб».

А 22 сентября впервые за 30 лет в Могадишо в национальном театре Сомали при повышенных мерах безопасности состоялся публичный киносеанс. Стоимость билета составила примерно 8,5 евро, что сделало сеанс для многих недоступным. Театр находится в хорошо охраняемой зоне неподалеку от президентского дворца и здания парламента. Зрелище прошло без инцидентов.

В любом случае, говоря о конфликте между президентом и премьером в Сомали, следует помнить, что борьбу кланов в этой стране никто не отменял.

52.22MB | MySQL:103 | 0,612sec