Военно-политическая обстановка в Ираке в январе 2009 года оставалась сложной. Вместе с тем, напряженность в сфере безопасности продолжала постепенно снижаться. Важнейшим событием внутриполитической жизни страны стали прошедшие 31 января выборы в советы 14 провинций. Во внешнеполитической деятельности руководство Ирака по-прежнему главное внимание уделяло отношениям с США и соседними государствами.
В очередном докладе Пентагона о положение в Ираке говорится о со-хранении этой стране «хрупкой ситуации», что обусловлено главным образом отсутствием общего, согласованного подхода к решению иракских проблем со стороны ведущих национальных политических сил.
Положение дел в сфере безопасности в Ираке в январе 2009 года про-должало постепенно стабилизироваться, хотя в ряде районов страны ситуация все еще остается сложной, а порой напряженной. Число жертв вооруженного насилия в стране имеет тенденцию к устойчивому снижению. По официальной информации иракского правительства, в январе погиб 191 ира-кец (в январе – 316), а ранения получили 409 человек. В то же время министр обороны США Р. Гейтс считает, что хотя уровень насилия в Ираке и пошел на резкий спад, потенциал для новых вспышек межобщинной борьбы в стране все еще существует.
В связи с прекращением 31 декабря 2008 года действия мандата Совета Безопасности ООН на пребывание на иракской территории коалиционных сил и в соответствии с американо-иракским соглашением от 17 ноября 2008 года правительство Ирака 1 января 2009 года приняло на себя ответственность за обеспечение безопасности на всей территории страны. В этот же день командование ВС США передало иракским силам безопасности контроль над т. н. «зеленой зоной» в центре Багдада площадью около 10 кв. км, где расположены основные правительственные учреждения, штаб американских войск и многие иностранные диппредставительства, а британские войска передали иракцам контроль над аэропортом в Басре. Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики расценил произошедшее как восстановление государственного суверенитета, а 1 января иракское правительство объявило Днем суверенитета.
Правительство Ирака разработало «чрезвычайный план действий» на случай ускоренного ухода из страны американских войск.
Крупными очагами напряженности, как и прежде, оставались северные и северо-восточные провинции Ирака: Найнава с центром в г. Мосул, Дияла (г. Баакуба) и Эт-Таамим (г. Киркук), а также столица страны Багдад и при-легающие к городу районы.
В минувшем месяце на северо-востоке, севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Баа-куба, Мосул, Туз-Хурмату, Эль-Фаллуджа, Эт-Тармия, Тикрит, Джалула, Ба-лад-Руз, Эс-Саадия, Джурф-эс-Сахр, Байджи, Хувейджа, Эс-Сувейра, Сахра, Эль-Юсифийя, Эль-Мусайиб, Мандали и в ряде других мест.
Нестабильная и напряженная обстановка сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и прилегающих к нему районах, где постоянно происходят вооруженные нападения или теракты, а в последнее время в городе были отмечены политические убийства.
Напряженной остается обстановка в провинции Дияла к северо-востоку от Багдада. Здесь регулярно имеют место вооруженные столкновения правительственных сил и поддерживающих их американских войск с боевиками, совершаются теракты и вооруженные нападения.
Взрывоопасной сохранятся ситуация в Киркуке, что обусловлено непрекращающимся противоборством между курдами, с одной стороны, и арабами и туркоманами с другой, по вопросу о дальнейшей судьбе города.
Положение дел в Багдаде нельзя назвать полностью стабильным. В январе в столице и ее пригородах был совершен ряд терактов, обстрелов, вооруженных нападений и других видов насилия.
Обстановка в западной провинции Анбар в январе сохранялась относительно стабильной, однако и здесь произошли вооруженные нападения и другие насильственные действия.
В большинстве районов иракского юга ситуация в минувшем месяце сохранялась в целом спокойной. Тем не менее, вооруженные нападения, теракты, другие насильственные действия произошли в городах (и прилегающих к ним районах): Хилла, Басра, Эд-Дивания, Джебла и в некоторых других местах.
Обстановка в Иракском Курдистане в январе в целом продолжала оставаться стабильной. Исключение, как и прежде, составили районы, где базируются силы сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП), ведущей вооруженную борьбу с турецким правительством. В январе самолеты и артиллерия ВС Турции нанесли несколько ударов по объектам боевиков КРП в Северном Ираке. Артиллерийские обстрелы мест расположения сепаратистских боевиков, ведущих борьбу с тегеранским режимом, имели место и со стороны Ирана.
Турция, Ирак и США договорились о создании специального объединенного центра в Северном Ираке, который будет заниматься сбором и анализом информации о деятельности боевиков КРП. В Анкаре также считают необходимым, чтобы правительство иракской курдской автономии предприняло «солидные шаги» по пресечению проникновения боевиков из Ирака на территорию Турции.
Не прекращается противостояние между арабами-суннитами и шиитами. Несмотря на заявления высших лиц государства о том, что все иракцы едины вне зависимости от их религиозной или национальной принадлежности, возглавляемое шиитами правительство не уделяет должного внимания решению социально-экономических проблем регионов с преимущественно суннитским населением, не выделяет в полной мере финансовых средств, необходимых для их реконструкции и развития. Подобная политика вызывает недовольство местного населения и местных элит. Так, даже американские военные считают, что недостаточное внимание к повседневным проблемам суннитской провинции Анбар может привести к возобновлению насилия в этом регионе.
По-прежнему трудно идет процесс переподчинения иракским властям бойцов суннитских вооруженных формирований «Сахва», которые ранее контролировались американскими военными. К настоящему времени 70 из 94 тыс. бывших ополченцев переданы в распоряжение багдадского правительства, а полностью процесс передачи планируется завершить в апреле. Глава правительства Н. аль-Малики, другие шиитские лидеры опасаются, что суннитские ополченцы могут превратиться в силу, способную ослабить их власть. Отсюда и в целом негативное к ним отношение. В то же время американское командование вполне оправданно полагает, что пренебрежительное отношение к бойцам «Сахва», их притеснение и репрессии могут привести к новой вспышке насилия в стране.
Напряженность сохраняется в отношениях между арабами и курдами. И хотя президент курдской автономии М. Барзани заявляет о своей приверженности единству Ирака, на деле курдское руководство твердо и неукоснительно проводит линию на большую самостоятельность подконтрольных ему провинций.
Группировка «Аль-Каида в Ираке», несмотря на понесенные серьезные потери, все еще сохраняет потенциал для активизации своей деятельности. В стране продолжают действовать подготовленные экстремистами террористы-смертники, совершенствуются и применяемые террористами взрывные устройства. Наибольшую активность боевики местного филиала «Аль-Каиды» проявляют на севере страны, главным образом в провинции Найнава.
Как и прежде, наиболее часто иностранные террористы и местные боевики совершают вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей различной ориентации, чиновников различных рангов, военнослужащих правительственной армии, сотрудников правоохранительных органов, бойцов суннитских отрядов «Сахва», иракцев, шейхов племен. Нападениям подвергаются представители иракской интеллигенции, иностранцы, работающие в стране, предприниматели, женщины и дети, врачи. Жертвами жестокости и насилия очень часто становятся женщины, которых «в Ираке убивают просто за то, что они женщины». Так, в 2008 г. в Басре 133 женщины были убиты за «недостаточно исламское поведение».
Повседневной практикой остается похищение людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам, причем многих из похищенных лиц затем убивают. В целом похищение людей и рэкет продолжают считаться в Ираке прибыльным «бизнесом», борьба с которым все еще не привела к заметным успехам.
Продолжаются, хотя и с меньшей интенсивностью, нападения на административные здания, полицейские участки и объекты иракской армии, офисы местных политических партий и организаций, представительства иракских и иностранных фирм, школы, различные экономические объекты, медицинские учреждения.
По состоянию на 1 февраля 2009 года в силовых структурах Ирака (вооруженных силах и МВД) числилось около 610 тыс. человек. Кроме того, в стране имеются т. н. «части охраны инфраструктуры», насчитывающие свыше 110 тыс. человек и подчиняющиеся различным министерствам и ведомствам.
По официальной правительственной информации, в январе иракские силовики потеряли убитыми 51 человека (военнослужащих – 27, полицейских – 24) и ранеными 109 человек (военнослужащих – 71, полицейских – 38).
По мнению авторов пентагоновского доклада, в министерстве обороны Ирака слабо развито планирование и координация оперативных действий на всех уровнях. Аналогичная ситуация наблюдается и в вопросах управления войсками, боевого и тылового обеспечения их действий, а для преодоления этих недостатков иракским военным потребуется несколько лет. В целом же иракская армия в ее нынешнем состоянии способна проводить лишь «ограниченные операции».
В рамках курса на повышение боевой мощи национальных вооруженных сил правительство Ирака закупит в Чехии, Словакии, Польше и Украине до 2000 танков Т-72, которые затем будут модернизированы американской компанией «Дифенс солюшинс». На танках установят цифровые дисплеи, тепловизионные прицелы, новые средства радиосвязи, лазерные дальномеры и датчики. Первую партию танков начнут модернизировать уже в феврале. По оценке специалистов США, модернизированные Т-72 (в Ираке они получат название Т-91) все равно бу-дут уступать американским танкам М1А1 «Абрамс», но обойдутся иракцам более чем в три раза дешевле – стоимость Т-91 составит 3 млн долларов, а «Абрамса» — 10 млн долларов. Ранее сообщалось, что Ирак приобретет в США 140 «Абрамсов». По замыслу иракского руководства, танки Т-91 должны к 2011 году составить основу «броневого кулака» национальной армии.
К июлю 2009 года иракская армия должна получить от американских военных 8,5 тыс. бывших в употреблении внедорожников «Хамви». Первые 4000 автомобилей, прошедших ремонт, уже преданы иракской стороне.
В январе в Ираке с официальным визитом находился министра обороны Сербии Д. Шутановец, заявивший о готовности Белграда содействовать в подготовке кадров для иракской армии, а также поставлять Ираку вооружение.
Полицейская академия Ирака подготовила 500 женщин-полицейских для прохождения службы в качестве инспекторов в различных министерствах и других госучреждениях. В их обязанности, в частности, будет входить проведение личного досмотра вызывающих подозрение женщин. Иракская практика показывает, что привлечение женщин-полицейских к различным антитеррористическим мероприятиям позволило предотвратить значительное количество терактов.
Несмотря на заявления руководителей страны о том, что правительство преуспело в «сдерживании» инфильтрации боевиков шиитских вооруженных формирований в официальные силовые структуры, эти лица, а также сторонники некоторых террористических группировок продолжают проникать в полицию, органы безопасности и армию.
В феврале иракские власти намерены вновь открыть получившую широкую известность в мире тюрьму Абу-Грейб (была закрыта в 2006 г.) и ставшая символом издевательств над заключенными, которым их подвергали американские военнослужащие. Теперь Абу-Грейб будет называться Центральной тюрьмой Багдада, а в одной из ее секций откроют музей, где бу-дут демонстрироваться документы и свидетельства преступлений, совершенных во времена правления С. Хусейна. К середине февраля в тюрьму переведут 3,5 тыс. заключенных, а к концу года их число должно достигнуть 15 тыс. человек.
Ирак в январе присоединился к Международной конвенции по химическому оружию 1997 года, которая запрещает разработку, производство, хранение и использование ХО.
В январе 2009 года в численности и боевом составе группировки вооруженных сил США в Ираке существенных изменений не произошло. По состоянию на 1 февраля 2009 года она насчитывала около 142 тыс. человек в составе 15 бригад (сухопутных войск – 13, морской пехоты – 2). Американские войска в стране размещены на 400 военных базах и местах дислокации, а их основные силы продолжают находиться в центральных и северных районах Ирака.
Новая администрация США намерена переключить основное внимание с иракской военной кампании на афганскую. По словам главы Пентагона Р. Гейтса, задача заключается в том, чтобы «ответственным образом» сократить количество войск в Ираке и положить конец их «активной боевой деятельности» в этой стране.
Президент США Б. Обама провел 21 января встречу с высшим военным руководством страны для обсуждения ситуации в Ираке и вывода оттуда американских войск. Обама попросил военных приступить к дополнительному планированию, необходимому для того, чтобы «ответственным образом осуществить сокращение численности войск в Ираке». Как известно, в ходе предвыборной кампании Обама обещал вывести из Ирака боевые части ВС США в течение 16 месяцев, начиная с января 2009 года. В Пентагоне заявили, что в качестве одного из вариантов военными разрабатывается план вывода американских войск из Ирака в течение 16 месяцев.
По мнению премьер-министра страны Н. аль-Малики, вооруженные силы США покинут Ирак в срок менее трех лет (по соглашению между Багдадом и Вашингтоном войска должны быть выведены до конца 2011 года).
Иран приветствовал намерение президента Б. Обамы вывести американские войска из Ирака.
Вместе с тем, посол США в Багдаде Р. Крокер опасается, что поспешный вывод американских войск может быть «очень рискованным», т. к. в этом случае вполне возможен негативный поворот ситуации в Ираке, в т. ч. возобновление вооруженного сопротивления суннитов, лояльных «Аль-Каиде», и увеличение контрабанды оружия из соседних стран (Иран, Сирия). Кроме того, быстрый уход войск может оказать «расслабляющий эффект» на иракцев.
Потери личного состава американских войск в Ираке в январе 2009 года составили убитыми 16 человек (в т. ч. боевые потери – 4 человека) и ранеными около 70 человек. Таким образом, общие потери ВС США с марта 2003 года по 1 февраля 2009 года достигли, по уточненным данным, убитыми 4486 человек и ранеными около 31030 человек. Кроме того, один американский военнослужащий считается пропавшим без вести.
Данных о потерях в Ираке личного состава из состава воинских контингентов других стран в январе 2009 года не имеется.
Интенсивность действий боевой авиации коалиционных сил в Ираке в январе существенно не изменилась. Авиация (преимущественно самолеты F-16) оказывала поддержку боевым действиям наземных сил ВС США и иракской армии в различных районах страны, наносила удары по базам и лагерям боевиков и террористов, их транспортным средствам, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывала с воздуха передвижение транспортных конвоев на автодорогах, вела воздушную разведку объектов противника. Ежедневно в минувшем месяце самолеты союзников совершали от 46 до 84 боевых вылетов. Для нанесения ударов по противнику использовались, в частности, управляемые авиационные бомбы GBU-38, другие боеприпасы. Боевые самолеты неоднократно совершали полеты над неспокойными районами Ирака с целью демонстрации силы и запугивания противника. Авиация регулярно привлекалась к решению поисково-спасательных задач. Транспортные перевозки в интересах коалиционных сил осуществляли самолеты ВВС США и Великобритании. Дозаправку боевых самолетов горючим в воздухе производили американские самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.
Общая численность войск других стран коалиции в Ираке (5) составляла на 1 февраля 2009 года около 4,7 тыс. человек. Кроме того, в Ираке находятся 150 военнослужащих из Фиджи, которые охраняют сотрудников миссии ООН в Багдаде и не входят в состав многонациональных сил. Для обеспечения безопасности сотрудников ООН в Ираке задействованы также подразделения из контингента вооруженных сил Румынии.
Власти Ирака отказались продлить лицензию на деятельность на территории страны американской частной охранной компании Blackwater Worldwide, которая неоднократно обвинялась иракцами в различных правонарушениях и несанкционированном насилии. В Ираке компания оказывала услуги по охране американских дипломатов. Число сотрудников Blackwater, работавших в этой стране, составляло около тысячи человек. Руководство компании уже заявило о готовности покинуть пределы Ирака.
Иран выступает за создание совместного с Ираком рабочего комитета по вопросам безопасности. В Тегеране считают, что «обеспечение безопасности Ирана и Ирака – это взаимосвязанный вопрос, и малейшая угроза одной из стран отражается на другой». Багдад пока официально не отреагировал на это предложение. В то же время там считают, что «произошедшее улучшение обстановки в Ираке является результатом тесного взаимодействия стран региона, особенно Ирана».
Таким образом, положение дел в Ираке в сфере безопасности в январе 2009 года несколько улучшилось, однако эта позитивная тенденция все еще остается неустойчивой.
Основные события внутриполитической жизни Ирака в январе 2009 года были связаны с подготовкой и проведением выборов в советы провинций, которые прошли 31 января в 14 из 18 провинций страны.
Предвыборная кампания проходила в сложной обстановке и острой политической борьбе. На 440 депутатских мест претендовали более 14,4 тыс. кандидатов, в т. ч. примерно 3,9 тыс. женщин (27,1 проц). В январе, как сообщалось, были убиты три кандидата в депутаты от суннитских партий. Независимая избирательная комиссия отстранила от участия в выборах более 30 человек по причине их баасистского прошлого, службы в органах безопасности саддамовского режима или из-за подделки документов.
В период подготовки и проведения выборов власти приняли масштабные и жесткие меры по обеспечению безопасности в стране. В этом деле иракской армии и полиции оказывали необходимое содействие американские войска. Так, 31 января в Багдаде и большинстве крупных городов страны был введен запрет на передвижение транспорта, приостановлено воздушное сообщение. Города Басра и Мосул до утра 1 февраля закрыли для въезда и выезда. Кроме того, иракские власти решили закрыть границу с Ираном. По соображениям безопасности военнослужащие, полицейские, а также заключенные и больные в госпиталях проголосовали досрочно – 28 января. Благодаря принятым мерам, выборы в провинциальные советы в целом прошли в спокойной обстановке, без каких-либо серьезных инцидентов и жертв.
По официальным сообщениям, в голосовании приняли участие около 51 проц из примерно 15 млн избирателей, что меньше, чем было на аналогичных выборах в 2005 года, когда к урнам для голосования пришли 55,7 проц избирателей. Высокую активность проявили избиратели северных провинций страны, населенных преимущественно суннитами, которые на выборах в 2005 году бойкотировали голосование. Так, в провинции Салах-эд-Дин явка составила 65 проц против 14 проц в прошлый раз, а в западной провинции Анбар — 40 проц против менее 1 проц в 2005 году. В Багдаде к урнам для голосования пришли около 40 проц избирателей. Достаточно высоким оказался уровень участия в шиитских провинциях.
На выборах присутствовали более 800 иностранных и около 5000 местных наблюдателей. Наиболее крупным отмеченным нарушением стал отказ в праве на голосование примерно 70 тыс. курдам на севере страны под предлогом отсутствия у них документов, удостоверяющих личности, хотя они и предъявили продуктовые карточки, по которым в Ираке можно иден-тифицировать человека.
По предварительным оценкам, в 10 из 14 провинций победу одержала «Коалиция государства и закона», которую возглавляет премьер-министр Ирака Н. аль-Малики. В тех провинциях, где коалиция аль-Малики не победила, она намерена создавать альянсы с другими партиями-лидерами. Главным образом речь идет о южных районах страны. Сунниты, тем временем, заявили о своей победе на севере Ирака, в первую очередь, в провинции Найнава.
Эксперты расценивают прошедшие выборы как своего рода референдум о доверии главе иракского правительства Н. аль-Малики, который, в свою очередь, назвал их генеральной репетицией всеобщих выборов, намеченных на конец этого года. Важность местных выборов заключается и в том, что сформированные по их итогам советы провинций будут обладать более широкими полномочиями, чем прежние. В частности, они получат право принимать решения о преобразовании провинций в автономные федеральные округа, а также будут избирать губернаторов провинций.
Отметим, что выборы не проводились в трех провинциях, входящих в курдскую автономию (Дахук, Сулеймания, Эрбиль), а также в провинции Эт-Таамим с центром в Киркуке. По заявлениям представителей курдского руководства, вопрос о проведении выборов на территории автономии не находится в компетенции центральных властей. Что касается выборов в провинции Эт-Таамим, то вопрос об их проведении вызвал острые споры, что связано с проблемой принадлежности региона, на управление которым претендуют как курды, так и арабы. В итоге выборы здесь были отложены вплоть до разработки отдельного специального избирательного закона.
Серьезные противоречия между арабскими суннитскими политическими партиями не позволили в январе избрать нового спикера иракского парламента взамен ушедшего в декабре 2008 года в отставку М. аль-Машхадани (этот пост закреплен за арабами-суннитами).
Сложная ситуация сохраняется в экономике и социальной сфере страны. Резкое снижение мировых цен на нефть вынудило правительство Ирака вторично сократить бюджетные расходы на 2009 год, на этот раз с 67 млрд долларов до 62 млрд долларов. Первоначально бюджетные расходы на текущий год были определены в 80 млрд долларов.
Таким образом, внутриполитическая ситуация в Ираке в январе 2008 года продолжала оставаться сложной, что, однако, не помешало успешно провести выборы в советы провинций.
В январе 2009 года иракское руководство продолжало вести активную внешнеполитическую деятельность, основными направлениями которой оставались отношения с США и соседними государствами.
Еще до официального вступления в должность Багдад посетил избранный вице-президент США Дж. Байден, обсудивший с иракскими руководителями планы новой американской администрации в отношении Ирака, в т. ч. вопросы вывода из страны войск США.
В своей инаугурационной речи 20 января новый американский президент Б. Обама заявил, что США начнут «ответственным образом» передавать Ирак в руки самих иракцев, а Америка «должна оставить Ирак в покое и вернуть его иракскому народу».
5 января посольство США в Багдаде переехало в новое здание, строительство и оборудование которого обошлось казне в 592 млн долларов. Это самое дорогое здание американской дипломатической миссии в мире. В посольстве, расположенном в «зеленой зоне» иракской столицы, работают около 1200 человек, включая дипломатов, военных специалистов и обслужи-вающий персонал.
Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики 3-4 января находился с визитом в Иране. Это его четвертый визит в соседнюю страну со времени вступления в должность главы правительства в 2006 году. На переговорах в Тегеране затрагивались вопросы безопасности в регионе, двустороннего сотрудничества в сферах торговли, энергетики и транспорта. Глава ИРИ А. Хаменени заявил, что американское и британское военное присутствие является «главным источником терроризма и внутренних разногласий» в Ираке. Со своей стороны, Н. аль-Малики подчеркнул, что его правительство «не позволит Ираку стать плацдармом для нападения на любую страну».
28 января в Дамаск после перерыва, длившегося почти 30 лет, прибыл посол Ирака.
Правительство Ирака осудило израильскую военную операцию в секторе Газа и призвало все арабские страны полностью прекратить любые отношения с Израилем.
Таким образом, военно-политическая обстановка в Ираке в январе 2009 года оставалась сложной. Наряду с позитивными изменениями в вопросах обеспечения безопасности, успешным проведением выборов в провинциальные советы, в стране сохраняются многочисленные нерешенные проблемы в политике и экономике. Серьезные противоречия между ведущими иракскими политическими силами все еще очень далеки от своего урегулирования, что не позволяет говорить о возможности достижения в близкой перспективе национального единства и национального примирения в Ираке.