О реализации механизма российско-израильской координации в Сирии после переговоров Н.Беннета и В.Путина

Согласно заявлениям министра жилищного строительства З.Элькина, сделанным по итогам первой встречи главы правительства Израиля Н.Беннета с президентом РФ В.Путиным, в октябре в Сочи лидеры договорились продолжать взаимодействие на сирийском треке, в рамках которого Иерусалим придерживается курса на ограничение иранского присутствия, а Москва по-прежнему стремится стабилизировать САР на базе режима Б.Асада. Н.Беннет, в свою очередь, подчеркнул, что Россия «является очень важным игроком в регионе» и «своего рода северным соседом», а потому поддержание с ней стратегического диалога, равно как и постоянного контакта имеет особое значение. В итоге, результатом беседы на высшем уровне, как сообщили представители израильской стороны, стало решение сохранить механизм координации в Сирии, которым Иерусалим и Москва пользовались в период каденции Б.Нетаньяху.

Нельзя не заметить, что в недавнее время Израиль существенно расширил масштабы своей антииранской активности в САР. Последняя операция была зафиксирована сирийской стороной в понедельник в районе провинции Хомс и города Тартус, в результате чего были понесены материальные потери и ранены 2 сирийских военнослужащих. Как сообщают СМИ, ВВС ЦАХАЛа вновь использовали воздушное пространство Ливана, а среди целей предположительно оказались объект по производству вооружений и аэродром. Ранее, сирийские источники распространили информацию об атаках ракетами класса «земля-земля», которые были выпущены с территории самого Израиля. Нанесение ударов связывалось с попытками блокировать деятельность организации «Хизбалла». При этом в израильских СМИ высказывается версия, что удары в минувший понедельник в отличие от предшествующих действительно могут быть классифицированы как заранее подготовленные и спланированные.

Активизация ЦАХАЛа в борьбе с иранским присутствием в САР после встречи Н.Беннета и В.Путина не могла остаться без внимания Москвы. С комментарием по факту последнего по времени инцидента выступил 9 ноября заместитель начальника российского Центра по примирению враждующих сторон в САР В.Кулить. На брифинге он сообщил: «шесть тактических истребителей F-15 ВВС Израиля, нарушив государственную границу САР со стороны Северного Ливана, нанесли удар 8 управляемыми ракетами по объектам тылового обеспечения правительственных сил САР в провинции Хомс. Дежурными силами сирийских ПВО из находящихся на вооружении вооруженных сил САР комплексов российского производства “Бук-М2” и “Панцирь-С” уничтожено 6 ракет». Таким образом, из сказанного следует, что Россия косвенно осуждает нарушение государственных границ двух государств-соседей Израиля – Ливана и Сирии, а также отмечает высокую эффективность вооружений, которые были переданы сирийским военным. При этом критики относительно самого факта нанесения этих ударов, нацеленных на ограничение иранского присутствия, в тексте нет.

Комментарий имеет большое значение в силу нескольких причин.

Во-первых, примечательно, что данная позиция была озвучена именно представителями российских военных. Ранее в период преодоления негативных последствий для отношений между Иерусалимом и Москвой после инцидента с самолетом Ил-20 именно они занимали более жесткую позицию в отношении израильской активности, способной привести к прямым столкновениям между силами сторон.

Во-вторых, в начале лета нынешнего года постоянный представитель РФ в ООН В.Небензя весьма критично отзывался о предполагаемых израильских операциях в САР, отмечая их высокую интенсивность и то, что они «затрудняют усилия по стабилизации в Сирии».

Текущая риторика может свидетельствовать, что, с одной стороны, Н.Беннет сумел найти личный контакт с В.Путиным, хотя прежде Б.Нетаньяху считал персональный диалог исключительно заслугой своего пребывания на посту главы израильского правительства. Данный факт потенциально способствует укреплению политических позиций премьер-министра, а также общей стабилизации нынешней коалиции в условиях, когда оппозиционный теперь Ликуд с Б.Нетаньяху или без него сроит планы вернуться во власть.

Впрочем, пожалуй, более важным является то, что происходящее может свидетельствовать о совпадении интересов России и Израиля в САР в том, что касается иранской активности там. Во всяком случае, такого мнения придерживаются сразу несколько израильских обозревателей. Так, А.Ахронхейм из газеты Jerusalem post пишет, что Москва и Иерусалим стремятся сдержать Тегеран, однако, мотивированы разными причинами. Если для Израиля иранская угроза носит комплексный и экзистенциальный характер, то для России в текущей ситуации речь может идти о соображениях восстановления позиций Сирии в регионе, а успешная интеграция после войны при столь значительном влиянии ИРИ возможной не представляется[i]. Другими словами, можно предположить, что речь идет о неком процессе нормализации отношений с умеренными региональными режимами, который проходит Сирия, восстанавливая контакты с Иорданией, ОАЭ или Оманом. Более того, как кажется, Кремль, возможно, рассматривает вероятность использования тенденций, актуальных для Израиля и Сирии с целью их будущего примирения, тем самым в некоторой степени компенсируя то, что Россия осталась в стороне от «Соглашений Авраама».

Впрочем, по вопросу будущего развития контактов между Иерусалимом и Дамаском израильские журналисты, скорее расходятся во мнении. Если А.Ахронхейм полагает, что Б.Асаду еще предстоит выбрать, кто будет его ключевым союзником – Иран или Россия, то Й.Иехошуа из Yedioth Aharonoth, наоборот, придерживается версии, что САР в данном случае также, скорее, приобретает, чем проигрывает от израильской антииранской активности[ii]. Последнее, однако, не значит, что такой расклад окажет решающе принципиальное влияние на готовность Иерусалима и Дамаска разрешить собственный конфликт.

В целом, можно говорить о том, что на текущем этапе Москва и Иерусалим нашли точки соприкосновения интересов на сирийском треке. Данное обстоятельство, безусловно, окажет позитивное воздействие на двусторонние отношения России и Израиля, а также на внутреннюю и внешнюю политику правительственной коалиции Н.Беннета – Я.Лапида. Вместе с тем, насколько долго продлится этот период, сказать сложно. Израильские СМИ пока ограничивают свои прогнозы краткосрочной перспективой, связывая активизацию ударов с благоприятными погодными условиями и внешнеполитическим фоном. В дальнейшем же не исключен новый виток напряженности, продиктованный главным образом статусом Голанских высот, имеющих для Израиля и Сирии стратегическое значение. Россия неизбежно столкнется с необходимостью отреагировать на ситуацию, в которой интересы стабилизации и восстановления САР весьма вероятно станут первоочередными

[i] Ahronheim A. Israel, Russia share common goal of ousting Iran from Syria // The Jerusalem Post. 02.11.2021. URL: www.jpost.com/middle-east/Israel-russia-share-common-goal-of-ousting-iran-from-syria-683814

[ii] Yehoshua Y. Assad and Putin have nothing to lose but much gain from Israel’s actions in Syria // www.ynetnews.com/article/syjdhnwdt

52.22MB | MySQL:103 | 0,549sec