Оценки китайских специалистов программы перевооружения надводной составляющей ВМС Турецкой Республики

Как отмечают обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий, сотрудники кораблестроительных предприятий Турецкой Республики еще в 90-е гг. прошлого столетия принимали участие в разработке двух серий литоральных боевых кораблей – «Свобода» и «Независимость» для ВМС США, которые получились достаточно скоростными, но при этом обладают крайне низкими боевыми возможностями вследствие ограниченного состава вооружения. Данный опыт был использован турецкими конструкторами в ходе разработки программы перевооружения надводной компоненты национальных ВМС под обозначением MILGEM, которая включает строительство кораблей трех модификаций:

– сторожевой корвет проекта AДА;

– фрегат с управляемым ракетным оружием (УРО) проекта «Стамбул» (производственное обозначение TF-100);

– крейсер УРО  проекта TF-2000.

Следует отметить, что при разработке самого легкого корабля из этой программы – сторожевого корвета проекта ADA турецкие инженеры использовали опыт национальных ВМС, полученный в процессе эксплуатации корветов проекта А-100 немецкой постройки.  Как известно, ВМС ТР приняли на вооружение 4 корвета проекта АДА.

По данным китайских источников, первые 2 корабля серии имеют несколько отличий в комплексе бортового оборудования и фактически выступали в роли опытовых образцов, на которых турецкие кораблестроители и подрядчики «набивали шишки» в вопросах проектирования, изготовления, установки и эксплуатации оборудования.

Турецкие специалисты признают, что сторожевой корвет проекта АДА это корабль, который в силу недостаточных боевых возможностей, обусловленных составом вооружения, способен выполнять патрулирование территориальных вод и вести наблюдение за обстановкой. В силу ограниченных возможностей комплекса вооружения корветы проекта АДА не могут обеспечить прикрытие других кораблей от массированного налета авиации, а калибр артиллерийской установки и емкость боекомплекта не позволяют оказать сколь-нибудь значительную поддержку силам морского десанта.

Кроме того, ограничены возможности и в борьбе с надводными кораблями противника, поскольку корветы рассматриваемого проекта обладают всего лишь 8 дозвуковыми противокорабельными ракетами «Гарпун», которые могут быть заменены на их турецкие копии под обозначением АТМАКА (имеют дальность пуска 220 км.).

Малая емкость торпедного комплекта (легкие торпеды калибра 324 мм.) не позволяет корвету проекта АДА эффективно противодействовать подводным лодкам вероятного противника.

В совокупности все перечисленные минусы привели к тому, что ВМС Турции отказалось от строительства второй серии рассматриваемых корветов – было запланировано изготовить 6 кораблей.

Следует отметить, что кроме ВМС Турции данные корабли приобрели ВМС Пакистана (присвоено обозначение – проект Jinnah) в количестве 4 ед., однако официальный Исламабад договорился с европейским концерном MBDA о закупке корабельного зенитно-ракетного комплекса Albatros-NG, который по своим тактико-техническим характеристикам превосходит базовый вариант, предложенный турецкими специалистами.

Справедливости ради следует отметить, что пакистанские военные по достоинству оценили разработку оборонно-промышленного комплекса Турции – корабельную зенитную установку GOKDENIZ (морская версия самоходной зенитки «Коркут»). Данное средство ближнего рубежа ПВО устанавливают на крышу вертолетного ангара на место американского ЗРК малой дальности SeaRAM.

Пакистанские военные запланировали размещать в пусковых контейнерах продукт национального ОПК – дозвуковую ПКР Harba (лицензионная копия китайской С-802), которая, вероятно, имеет дальность пуска от 500 до 700 км. Также, возможно и применение сверхзвуковых ПКР СМ-302 (экспортная модификация «Инцзи-12»). Китайские специалисты указывают, что из-за разницы в массе ПКР корвет проекта Jinnah позволяет размещать 8 ракет Harba или 6 ракет СМ-302 в пусковой установке, расположенной за главной мачтой корабля.

В интересах ВМС Пакистана конструкторы турецкого судостроительного предприятия STM переработали конструкцию корвета и увеличили длину с 99,5 до 108, 2м, ширину с 14,4 до 14,8 м, а осадку с 3,9 до 4,05м, что позволило разместить дополнительные топливные емкости на 600 тонн. В результате, продолжительность плавания корветов в пакистанской модификации увеличена с 10 до 15 суток.

Кроме того, за счет увеличена длины корпуса удалось спроектировать жилые помещения для размещения 40 военнослужащих морской пехоты и два отсека для скоростных лодок жестко-надувного типа, необходимых для десантных операций или досмотровых мероприятий.

В остальных аспектах корветы проекта АДА ВМС Турции и их пакистанская модификация не отличаются. К данному моменту известно, что ВМС Украины также достигли понимания с турецкой стороной о строительстве партии корветов проекта АДА.

Вполне ожидаемо, что проектирование фрегата с управляемы ракетным оружием проекта «Стамбул» турецкие специалисты осуществляли с учетом недостатков, выявленных при строительстве и эксплуатации корветов проекта АДА.

Как известно, фрегаты УРО проекта «Стамбул» имеют длину 113,2 м, ширину 14,4 м и полное водоизмещение около 3000 тонн. Турецкие специалисты признают, что благодаря увеличению длины и водоизмещения удалось улучшить управляемость корабля при резком снижении скорости.

В отношении силовой установки известно, что максимальную скорость – 29 узлов обеспечивает газотурбинный двигатель LM-2500 (пр-во США), а экономическую скорость – 14 узлов возможно развивать благодаря двум дизельным двигателям модели 20V4000M93L (пр-во ФРГ).

По расчетам турецким кораблестроителей, фрегат проекта «Стамбул» при следовании на скорости 14 узлов способен преодолеть 6500 морских миль, а на скорости 18 узлов несколько меньше – 4000 морских миль. В данном аспекте отметим, что длина береговой линии Турецкой Республики составляет около 4400 миль/7000 км., т.е. мореходность рассматриваемого корабля вполне соответствует требованиям по охране государственной границы.

Специалисты китайских кораблестроительных предприятий указывают, что турецкие конструкторы использовали опыт полученный в процессе участия в программе литоральных боевых кораблей ВМС США и внедрили композитные материалы и алюминиевые сплавы в конструкцию палубной надстройки фрегата проекта «Стамбул», что позволило уменьшить массу корабля, а также снизить его радиолокационную, тепловую и электромагнитную заметность.

Благодаря увеличенным линейным размерам турецким конструкторам удалось разместить 16 пусковых контейнеров для ПКР АТМАКА, тогда как в остальном состав вооружения схож с корветом проекта АДА. Необходимо отметить, что турецкие специалисты работают над собственной версией вертикальной пусковой установки, позволяющей применять зенитные управляемые ракеты малой и средней дальности Hisar-A и Hisar-O вместо американских ESSM.

В дополнение к вышесказанному отметим, что резка стали для первого фрегата проекта «Стамбул» была начата 19 января 2017 г, а закладка корпуса 3 июля 2017 г. Вступление первого корабля проекта в строй ВМС ТР запланировано на 2023 г. Всего в рамках серии будет построено 4 корабля, которым присвоят следующие бортовые номера и наименования – F515 «Стамбул», F516 «Измир», F517 «Исар», F518 «Измит».

В дополнение к описанным выше корветам и фрегатам ВМС Турецкой Республики (ТР) планируют принять на вооружение полноценный крейсер с комплексом управляемого ракетного вооружения под обозначением TF-2000. Представляется возможным указать основных тактико-технические характеристики  данного корабля: длина 166 м, ширина 21,5 м, осадка 4,96 м, полное водоизмещение 7000 тонн.

Следует отметить, что турецкие источники сообщали о начале строительства первого крейсера УРО данной модели в 2020 г., однако эпидемиологическая ситуация негативно повлияла на рабочие процессы. Кроме того, необходимо учитывать и осложнения в отношениях между Анкарой, Вашингтоном и Берлином, поскольку США и ФРГ традиционно поставляют силовые установки (газотурбинные и дизельные двигатели) для кораблей турецкой постройки.

При современной напряженности в отношениях на высшем военно-политическом уровне предприятий оборонно-промышленного комплекса Турецкой Республики вынуждены одновременно искать других внешних поставщиков комплектующих, так и затрачивать дополнительные средства на проведение соответствующих НИОКР внутри страны. В совокупности все это негативно сказывается на процессе строительства кораблей, которые необходимы ВМС ТР для обеспечения национальных интересов, как в Средиземноморском бассейне, так и на дальних рубежах – в Индийском океане.

По данным некоторых китайских источников,  представители ОПК ТР ведут переговоры с китайскими двигателестроительными предприятиями о поставке силовых установок, однако, этот процесс также осложнен политическими факторами – неудачный опыт по предыдущим контрактам, позиция официальной Анкары в отношении уйгурского меньшинства и т.д.

Вторым внешним источником силовых агрегатов для крейсеров УРО проекта TF-2000 является Украина, а именно предприятие «Зоря-Машпроект», которая специализируется на разработке и производстве газотурбинных установок различной мощности. Украинские специалисты ограничены в финансовых возможностях, однако при решении данного вопроса способны предложить турецким партнерам модифицированные ГТУ с новыми компонентами, которые позволяют повысить КПД.

В отношении крейсера УРО проекта TF-2000 известно, что он будет оснащен артиллерийской установкой калибра 127 мм итальянского производства, дозвуковыми противокорабельными ракетами АТМАКА, крылатыми ракетами ГЕЗГИН и торпедами АКЬЯ. Известно, что специалисты компании HAVELSAN работают над боевой информационно-управляющей системой следующего поколения, которая благодаря технологии искусственного интеллекта позволит сократить нагрузку на операторов боевых постов боевого информационного центра.

Следует отметить, что с 2015 г. турецкие специалисты во взаимодействии с тайваньскими коллегами работают над сверхзвуковой ПКР, однако достижения в  данном направлении остаются засекреченными.

По данным китайских источников, турецкие специалисты планировали использовать стандартные вертикальные пусковые установки Мк.41 для размещения зенитных управляемых ракет средней дальности, однако уже в 2020 г. турецким военным и кораблестроителям стало понятно, что возможностей Мк.41 недостаточно в современном бою. В связи с этим конструкторы профильных предприятий ОПК ТР приступили к разработке новой универсальной ВПУ под обозначением MDAS, которая позволит расширить боевые возможности корабля.

Благодаря увеличению размера ячейки в ширину, длину и высоту (до 8 м) турецкие специалисты планируют размещать зенитные управляемые ракеты (ЗУР) малой дальности модели HISAR-A по схеме «4 в 1», что позволит кратно повысить плотность ближнего рубежа ПВО корабля.  По схожему принципу турецкие специалисты рассчитывают размещать по две ЗУР средней дальности HISAR-O в каждой ячейке ВПУ, что позволит кораблю выполнять задачи по прикрытию других кораблей ордера от авиационного налета.

Согласно замысла специалистов ВМС ТР, крейсера УРО проекта TF-2000 это ключевой элемент корабельной ударной группы, поскольку в его ВПУ планируют размещать ЗУР большой дальности (до 150 км) под обозначением Siper испытательные пуски которых были начаты в октябре-ноябре 2021 г.

Следует отметить, что предприятия ОПК ТР начали работу над зенитно-ракетным комплексом большой дальности под обозначением Siper после того, как провели первые комплексные испытания ЗРК С-400, который ПВО ВС ТР приобрели в РФ. Китайские специалисты отмечают, что при создании новой ЗУР турецкие специалисты обратились за помощью к украинским коллегам, которые имеют определенный опыт в вопросе эксплуатации, обслуживания и модернизации зенитных ракет и комплексов советского производства.

Упомянутая выше дальность пуска ЗУР Siper необходима для формирования дальнего рубежа ПВО корабельной, а в перспективе и авианосной ударной группы ВМС Турции. Именно крейсер УРО проекта TF-2000 будет обеспечивать защиту универсального десантного корабля проекта «Анатолия» с его авиационной группой, составленной из разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов и ударных вертолетов.

Ударные возможности крейсера проекта TF-2000 обеспечат крылатые ракеты ГЕЗГИН, которые позволят поражать, как надводные, так и наземные цели. Примечательно, что для данного боеприпаса турецкие оружейники применяют турбовентиляторные двигатели украинского производства (от компании «Мотор Сич»).

С учетом приведенных фактов представляется возможным утверждать, что поступление на вооружение ВМС ТР крейсеров УРО проекта TF-2000 в определенной мере зависит от стабильности военно-технического сотрудничества между Киевом и Анкарой.

В дополнение к вышесказанному отметим, что по данным китайских источников, ВМС ТР в дополнение к принятым на вооружение 4 корветам проекта АДА и строящимся 4 фрегатам проекта «Стамбул» запланировали приобрести 4 крейсера УРО проекта TF-2000. Эти корабли будут пропорционально распределены между двумя ударными группами, в состав которых будут входить УДК проекта «Анатолия» и другие десантные корабли. Разведку подводной обстановки и противодействие подводным лодкам вероятного противника будет обеспечивать шесть дизель-электрических субмарин проекта 214TN, разработка которых и строительство самостоятельно выполнят предприятия ОПК ТР.

Подводя итог вышесказанному, отметим рачительный подход турецких военных к расчету количества надводных кораблей и подводных лодок, необходимых для выполнения задач, как на южном, так и на северном направлении. Кроме того, необходимо обратить внимание, что кораблестроительные предприятия ТР действуют достаточно гибко – «идут на встречу» ВМС иностранных государств при заключении контрактов, т.е. соглашаются на внесение изменений в конструкцию корабля и установку компонентов (вооружения и оборудования), которые ранее не были предусмотрены конструкторской документацией.

Подобный дружелюбный подход к работе с клиентом обеспечил подписание контракта с ВМС Пакистана и Украины на поставку корветов проекта АДА, а в перспективе возможен дополнительный контракт с Исламабадом на фрегаты проекта «Стамбул», которые позволят обновить надводную компоненту ВМС Пакистана и полностью избавится от устаревших кораблей британской и американской постройки.

52.34MB | MySQL:106 | 2,003sec