О последствиях покушении на премьер-министра Ирака Мустафу аль-Казыми

7 ноября был нанесен удар по резиденции премьер-министра Ирака Мустафы аль-Казыми, расположенной в «Зеленой зоне» Багдада. По сообщению агентства «Аль-Джазира», попытка убийства была совершена тремя беспилотниками. Два из них были сбиты иракскими силами безопасности. Один успел сбросить взрывпакет на одно из зданий. В результате были ранены 2 охранника главы правительства. Сам аль-Казыми не пострадал. По информации телеканала в это время он  не находился в доме.

Ни одна из существующих в Ираке партий или вооруженных групп не взяла на себя ответственность за совершенное преступление. Однако многие иракские СМИ поспешили обвинить в этом группировки, связанные с вооруженными формированиями «Аль-Хашд аш-Шааби». Противостояние премьера с этими группами началось довольно давно. Еще в июне 2020 года он выразил намерение разоружить «Аль-Хашд аш-Шааби» или влить их в состав иракской армии, что вызвало резко негативную реакцию со стороны полевых командиров. Иракский журналист Суадад ас-Сальхи отмечает, что за день до покушения вооруженная группировка «Асаиб Ахль аль-Хак» угрожала «разобраться с премьером». Поводом стала гибель нескольких боевиков группировки в столкновении с силами безопасности, состоявшаяся в результате демонстрации, прошедшей в пятницу 5 ноября. Демонстранты протестовали против фальсификации, по их мнению, результатов октябрьских парламентских выборов, в результате которых представляющий их интересы блок «Фатх» потерпел поражение. Влиятельный шиитский лидер, близкий к Ирану и пожелавший остаться неизвестным, в интервью журналисту сказал: «Эта операция была глупой и плохо рассчитанной и никому не принесла выгоды. Ни Ираку, ни Ирану, ни «Хашд аш-Шааби». Абсурдная операция, которая еще больше осложнила положение на нашей политической сцене». Он добавил: «Это большая ошибка, за которую все (из числа проиранских милиций – авт.) заплатят. Они хотели отомстить аль-Казыми, но результатом стало негативное отношение к лидерам фракции и их политическая и общественная изоляция».

Подавляющее большинство иракских политических сил и фракций осудило этот теракт, определив его как «опасный прецедент, в результате которого были пересечены красные линии». Бывший премьер-министр Нури аль-Малики, который с момента последних парламентских выборов укрепляет связи с «Аль-Хашд аш-Шааби», отметил, что «политические разногласия должны преодолеваться с мудростью и осмотрительностью, не прибегая к насилию». Координационный комитет фракций иракского сопротивления, наиболее влиятельная сила в составе «Аль-Хашд аш-Шааби», заявил, что это было нападение не только на премьер-министра, но и на все иракское государство. Комитет обвинил в покушении недругов «Аль-Хашд аш-Шааби», попытавшихся связать теракт с инцидентами 5 ноября. «Совершение этого теракта не заставит нас отказаться от наказания тех, кто в пятницу пролил кровь невинных демонстрантов», — пишут авторы заявления. Они также отмечают: «Подобные провокации будут продолжаться, чтобы смутить иракскую улицу и заставить ее принять результаты фальсифицированных выборов». Лидер «Асаиб Ахль аль-Хак» Кайс аль-Хазали напомнил свои недавние предупреждения. Он предостерегал, что определенные круги, связанные с иракскими спецслужбами, будут устраивать подобные провокации, чтобы обвинить в них «Аль-Хашд аш-Шааби». Лидер «Катаиб Хизбалла», группировки, наиболее враждебной премьеру аль-Казыми, Абу аль-Аскари отметил, что ни одна из фракций «Аль-Хашд аш-Шааби» не причастна к покушению на главу правительства.

Наблюдатели отмечают, что Мустафа аль-Казыми набрал очки в результате неудачного покушения. Он проявил себя жертвой террористов и борцом за законность в Ираке. Многие арабские и мировые лидеры звонили ему по телефону, чтобы выразить сочувствие. В своем заявлении по окончании заседания Совета безопасности Ирака он отметил: «Ели кто-то считает, что рука наших сил его не достанет, то он глубоко заблуждается. Никто не буде стоять над законом». Многие наблюдатели считают, что Мустафа аль-Казыми может развернуть ситуацию в свою пользу. Победителем на прошедших в Ираке парламентских выборах стал блок «Ас-Сайирун» Муктады ас-Садра. Однако сам Муктада ас-Садр не собирается становиться премьер-министром и вообще занимать каких-либо официальных должностей.

Во-первых, он стремится после ожидаемой кончины великого аятоллы Али ас-Систани занять место духовного главы шиитов Ирака.

Во-вторых, ас-Садр понимает глубину стоящих перед государством социально-экономических проблем и не хочет брать ответственность за провальную политику. Он вполне может войти в альянс с Мустафой аль-Казыми и именно его поставить следующим премьер-министром Ирака. Сам М.аль-Казыми не имеет ни собственной партии, ни вооруженного формирования, поэтому с радостью согласится на подобное предложение ас-Садра. Впрочем, в краткосрочной перспективе Мустафа аль-Казыми вряд ли вступит в решающую схватку с «Аль-Хашд аш-Шааби» и попытается распустить эти вооруженные формирования. Также и шиитские милиции не могут в настоящее время одержать победу над премьером и стоящими за ним политическими кругами. Поэтому и тот, и другие будут придерживаться тактики «ударь и убегай».

Покушение на главу иракского правительства не ускользнуло от внимания экспертов и аналитиков в соседнем Иране. На сайте «Дипломасийе ирани» была опубликована статья специалиста по международным отношениям, профессора Тегеранского университета Джалал Хошчахрэ под названием «Шесть необходимых выводов из покушения на премьер-министра Ирака».

Во-первых, по мнению эксперта, это экстраординарный случай в истории современного Ирака (после свержения Саддама Хусейна и американской оккупации в 2003 году). До того, какого бы накала ни достигала политическая борьба, противники никогда не прибегали к покушениям. Например, бывший премьер-министр Нури аль-Малики за коррупцию  и интриги был ненавидим многими иракскими политиками, но те не пытались его убить.

Во-вторых, оказалось, что внутри шиитской общины не существует механизма мирного разрешения политических конфликтов. Раньше начались бы консультации между сторонниками и противниками премьер-министра, при этом, скорее всего они проводились бы под эгидой верховного аятоллы Али ас-Систани. Немощь духовного лидера, достигшего 90-летнего возраста, привела к тому, что в общине не оказалось верховной инстанции для разрешения споров.

В-третьих, автор констатирует укрепление позиций премьер-министра Мустафы аль-Казыми как внутри Ирака, так и за рубежом. Мустафа аль-Казыми выступил как защитник законности и порядка.  Теперь у него есть шансы на новый премьерский срок.

В-четвертых, противники Ирана и, прежде всего, США наверняка воспользуются этим терактом для ослабления иранских позиций в Ираке. Вину за нестабильность в Ираке недруги ИРИ попытаются свалить на «Аль-Хашд аш-Шааби» и поддерживающий их Тегеран. В этой связи иранский аналитик предлагает командующему спецназом «Аль-Кудс» КСИР Эсмаилу Каани срочно вылететь в Ирак для встречи с представителями политической элиты и разъяснения иранской позиции (1).

В-пятых, раскол внутри шиитской политической элиты существенно ослабляет позиции шиитской общины Ирака. Теперь курды и сунниты будут использовать этот раскол. Они почувствуют себя уверенней, и в переговорах за новое коалиционное правительство попытаются выторговать для себя максимум привилегий.

В-шестых, этот теракт может привести к тому, что американские войска останутся в Ираке. Победа талибов в Афганистане после вывода американского контингента в сочетании с отсутствием стабильности внутри Ирака и террористической угрозой со стороны «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) ведут к тому, что часть политического класса и народа в Ираке будут выступать за сохранение военного присутствия США в стране.

  1. http://irdiplomacy.ir/fa/news/2007452/
52.24MB | MySQL:103 | 0,499sec