Западные и турецкие эксперты о проблемах ВТС Турции с Россией и США

Как полагают западные эксперты, амбициозный проект Турции по разработке истребителя-невидимки пятого поколения TAI TF-X оказался невероятно сложным для Анкары. Программа турецких истребителей TF-X столкнулась с препятствиями, в том числе с поиском комплектующих и двигателя, но Анкара утверждает, что прототип будет готов к 2023 году, к столетней годовщине основания современной Турции. Анкара планирует произвести самолет TF-X  в начале 2030-х годов. При этом западные аналитики  придерживаются полярных точек зрения в отношении того, что тесное техническое сотрудничество с Россией может помочь создать полностью функциональную версию турецкого истребителя пятого поколения. В конце сентября, чувствуя себя озлобленным после того, как президент США Джо Байден, как он считает «оскорбил его»,  на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган прилетел в российский курортный город Сочи и встретился со своим российским коллегой Владимиром Путиным. После этой встречи Эрдоган сказал, что они обсудили перспективу совместного производства реактивных двигателей и военных кораблей. «Мы даже всесторонне обсудили шаги, которые мы можем предпринять для [создания] реактивных двигателей», — сказал он. Если Турция хочет разработать эффективный истребитель пятого поколения, ей потребуется разработать и двигатель пятого поколения для него. Эксперты говорят, что это может быть чрезвычайно трудным делом даже для самых технологически развитых стран. Абдуррахман Сереф Кан, глава авиационного департамента при Управления оборонной промышленности (SSB), признал, что первый вариант или версия TF-X будет реактивным самолетом четвертого поколения. Без настоящего двигателя пятого поколения лучшее, на что может надеяться Турция,- это реактивный самолет TF-X 4,5 поколения, которому не хватает ключевых характеристик скрытности и других характеристик, которые делают истребитель действительно истребителем пятого поколения. Были некоторые признаки того, что Россия и Турция могли бы работать вместе над TF-X до сентябрьской встречи Эрдогана с Путиным. В конце августа государственное информационное агентство России ТАСС сообщило, что Москва и Анкара проводят консультации о возможном сотрудничестве в разработке TF-X. «На данном этапе ведутся консультации с турецкой стороной на уровне специализированных групп по вопросам взаимодействия по созданию турецкого национального истребителя. В этой связи есть интересные области, где мы могли бы оказать технологическую помощь, учитывая опыт, которым обладают наши специалисты в разработке и производстве самолетов. И мы готовы поделиться своим опытом с нашими турецкими партнерами. Но на данном этапе преждевременно говорить о конкретных деталях», — сообщил директор Федеральной службы России по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев. Вскоре после этого, в начале сентября, Исмаил Демир, глава SSB, заявил, что «дверь Турции открыта» для любой союзной страны, «которая хочет участвовать в этом проекте». В 2018 году Демир подчеркнул, что Турция хотела бы иметь все права на окончательную версию любого двигателя для TF-X, который она совместно разрабатывает и строит с иностранными компаниями. «Двигатель, который полностью принадлежит нам, — это наша «красная линия». Поскольку мы знаем, что это будет длительный процесс, мы будем работать с теми, кто хочет создать промежуточный двигатель», — сказал он тогда. Но даже если Россия и Турция будут тесно сотрудничать в создании полноценного двигателя пятого поколения для TF-X, скорее всего,  эта задача будет чрезвычайно сложной. «Двигатель является важнейшей и чрезвычайно сложной частью задачи для любой страны, стремящейся разработать боевой самолет следующего поколения. В дополнение к традиционным требованиям к тяговооруженности и топливной эффективности, истребителям следующего поколения также потребуются двигатели, которые могут обеспечить беспрецедентное количество бортовой электроэнергии для питания датчиков, оборудования радиоэлектронной борьбы и, возможно, даже для использования энергии в течение более позднего срока службы», — считает  Джастин Бронк, научный сотрудник по авиации и технологиям в группе военных наук Королевского института объединенных служб (RUSI),  При этом британцы указывают на то, что  Россия на сегодняшний день не смогла произвести «зрелый» двигатель пятого поколения для своего собственного истребителя-невидимки Су-57. Пока существующие Су-57 оснащены турбовентиляторными двигателями АЛ-41Ф1, а не долгожданным  «Изделием 30». «Я думаю, что существует серьезная вероятность того, что Турция и Россия согласятся работать вместе над программой совместного развития, учитывая политические разногласия Турции со своими коллегами-партнерами по НАТО», — сказал Бронк. Майкл Кофман, директор программы изучения России в Корпорации CNA и научный сотрудник Института Кеннана Международного центра Вудро Вильсона, наоборот  скептически относится к тому, что Россия и Турция будут сотрудничать в рамках проекта. «Эти двое являются конкурентами, и с выпуском макета Су-75 этим летом еще более вероятно, что две страны будут стремиться к одному и тому же рынку одномоторных самолетов пятого поколения с более низкой стоимостью», — полагает Кофман. Су-57 ( по классификации НАТО, «Шах и мат» — одномоторный истребитель пятого поколения),  Россия разрабатывает для своих военных и экспортных целей. Турция также планирует предложить TF-X на экспорт после того, как она в конечном итоге завершит этап разработки и начнет серийное производство истребителя. «Россия еще не завершила разработку своего двигателя «Изделие  30», хотя я ожидаю, что это произойдет, но я сомневаюсь, что она предложит этот двигатель турецкому TF-X. Нет, они не собираются помогать им создавать двигатель. В лучшем случае Турция сможет получить полный двигатель из России, что само по себе крайне маловероятно», — добавил он. «Зачем России помогать Турции разрабатывать конкурирующий двигатель, чтобы Турция могла затем попытаться конкурировать с российской аэрокосмической промышленностью на экспортном рынке?», — полагает Кофман.  В дополнение к технической неспособности Турции разработать двигатель пятого поколения, Кофман также сомневается в том, что она сможет разработать многие другие передовые компоненты и системы, необходимые для создания истребителя пятого поколения. «Создание недорогих винтовых беспилотных летательных аппаратов (беспилотных боевых летательных аппаратов) и создание реактивного истребителя пятого поколения — это очень разные игры с мячом», — сказал он. Эмили Хоторн, старший аналитик Stratfor по Ближнему Востоку и Северной Африке, с другой стороны, считает, что «вполне вероятно, что Турция и Россия достигнут соглашения, в соответствии с которым Россия будет оказывать техническую помощь Турции, включая инженеров и передачу знаний, чтобы помочь Турции создать TF-X. Но Турция также обращается за помощью к широкому кругу других партнеров, включая европейских партнеров, поэтому программу TF-X вряд ли следует рассматривать исключительно как турецко-российское сотрудничество. Во всяком случае, для меня это свидетельствует о том, насколько серьезно Турция относится к вопросу создания собственной отечественной военной промышленности с помощью широкого круга глобальных партнеров».

Кроме того, существуют более широкие последствия военного сотрудничества Турции с Россией, такие как постоянный риск обострения ее давних стратегических связей с США и альянсом НАТО. Хоторн указывает, что риск дополнительных санкций «особенно возрастает, если Турция закупает реальные компоненты или оборудование у России». США уже ввели санкции в отношении SSB и Демира за закупку и поставку передовых российских зенитно-ракетных комплексов С-400. Закупка этих ракет также исключила Турцию из программы совместных ударных истребителей пятого поколения F-35 и запретила покупать какие-либо из этих истребителей-невидимок для своих ВВС. «США ясно заявили о своей готовности ввести дополнительные санкции в отношении Турции, если она купит больше оборудования у России. В последнее время Турция стремилась успокоить своих западных партнеров, в том числе Соединенные Штаты, но Турция также явно намерена углубить свои отношения с Россией, если это будет отвечать интересам собственной оборонной промышленности и потребностям Турции, поэтому Анкара будет продолжать играть в этот балансирующий акт», — сказала Хоторн. При этом такие заявления надо полагать лишь попыткой Эрдогана «играть на нервах» у США. Однако многие эксперты заявили, что Анкара, скорее всего, не захочет идти на такую покупку. Арда Мевлутоглу, известный специалист в оборонной промышленности Турции, сказал, что, несмотря на разговоры о том, что Турция пытается окупить свои застрявшие инвестиции в F-35, Анкара просто была обязана сделать этот запрос. «Это никого не должно удивлять. В течение некоторого времени проводится модернизация, поскольку F-16 составляет основу ВВС Турции», — сказал он.  Соседи Турции также пополняют свой арсенал. Греция согласилась приобрести новые французские истребители Rafale и модернизирует свои собственные истребители F-16, в то время как Израиль пополняет свой парк истребителей F-35, а ОАЭ планируют приобрести истребитель пятого поколения. При этом он указал, что приобретение самолетов у России или даже у такой страны НАТО, как Великобритания, станет для Турции масштабным предприятием и потребует сложных усилий по переоснащению. «Это означало бы реконфигурацию всех турецких ВВС с нуля. Вы не можете просто купить истребители. Все, начиная с логистики и обучения, вплоть до пуль, должно быть изменено», — сказал он. Некоторые высказывали идею о том, чтобы Турция получила комплекты для модернизации своих старых самолетов, а не покупала новые самолеты, как более приемлемый вариант для Конгресса США. Рэйчел Эллеус, заместитель директора программы Центра стратегических и международных исследований «Европа, Россия и Евразия» полагает, что это был один из «компромиссных вариантов», добавив: «Некоторые самолеты нуждаются в модернизации, а некоторые нет, но если они будут полностью выведены из программы F-16, это действительно повредит им. Если запрос F-16 будет отклонен, это станет доказательством того, что отношения не в лучшем месте».

К этому следует добавить лишь только то, что надежды Р.Т.Эрдогана на какие-то подвижки в процессе закупки американских самолетов F-16 в рамках его последних по времени переговоров с Дж.Байденом на G20 фактически нивелировались. Американский президент фактически увязал просьбу Эрдогана о продаже самолетов с позицией Конгресса, а там не все просто. Вернее, там все очень плохо для Эрдогана.  На прошлой неделе группа двухпартийных законодателей во главе с республиканцем Гасом Билиракисом и демократами Крисом Паппасом и Каролин Малони распространила на Капитолийском холме письмо, в котором призвали Госдепартамент США выступить против продажи и модернизации F-16 для Турции. «Мы считаем, что широкое освещение в средствах массовой информации запроса Турции, а также заявления, сделанные самим президентом Эрдоганом, дают нам достаточную основу для того, чтобы заявить о нашем несогласии с этой возможной продажей», — говорится в письме. Эти настроения, по-видимому, подкрепили комментарии, сделанные в прошлом месяце сенатором-демократом Робертом Менендесом, председателем влиятельного Комитета по международным отношениям Сената, который заявил: «С моей точки зрения, я не вижу никаких новых продаж [американских] систем вооружения Турции, если только не произойдет кардинальных изменений в поведении с С-400». До сих пор отношение администрации Байдена к Турции интерпретировалось в лучшем случае как вялое. Он назначил известного антитурецкого ястреба Бретта Макгерка своим главным представителем в кампании по разгрому группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) и отклонил прошлые предложения Эрдогана о встрече. Рискнем предположить, что отношения такими и останутся. В Вашингтоне просто ждут, когда Эрдоган уйдет  из власти тем или иным способом. Как, впрочем, и Брюссель. США также только что возобновили давнее соглашение об обороне с Грецией, давним соперником Турции в Восточном Средиземноморье, что позволило ей расширить свое военное присутствие там в то время, когда некоторые предполагают, что Греция может послужить альтернативой размещению американских баз в Турции. У Турции около 250 истребителей F-16, которые она начала закупать в 1980-х годах, когда была союзником США в холодной войне, что делает ее третьим по величине в мире оператором истребителей, уступая только США и Израилю. Решение Турции приобрести С-400 широко рассматривается как победа Москвы над НАТО на его южном фланге, но проблемы в американо-турецких отношениях выходят за рамки этого. Анкара проявляет большую готовность самостоятельно применять военную силу в региональных конфликтах, таких как Ливия, Нагорный Карабах и Сирия, что раздражает многих в Вашингтоне. Существует также озабоченность по поводу поддержки Турцией «Братьев-мусульман», ее напряженных отношений с Израилем и действий в Восточном Средиземноморье.

52.75MB | MySQL:104 | 0,874sec