Турецкие и американские эксперты о сдерживающем влиянии России и США на начало военной операции Турции против СДС на севере Сирии

Вечером  9 ноября, турецкие беспилотники нанесли удары по позициям Сил демократической Сирии (СДС, основу которых составляют курды) в сирийском городе Камышлы. Атака беспилотников не является первой в своем роде, так как ей предшествовали аналогичные атаки в городе  Айн эль-Араб (Кобани). Неоднократные удары в городе Камышлы явились убедительными признаками, подтверждающими стремление Турции расширить масштабы своих действий к востоку от Евфрата и продолжить свою военную операцию, установив контроль  над Талль Рифаатом, Манбиджем, Айн эль-Арабом (Кобани) и Маликией в среднесрочной перспективе. Как полагают турецкие эксперты, несмотря на поддержку США и российские политические и военные маневры, турецкая военная активность продолжала нацеливаться на курдские, силы возглавляемых активистами РПК в Камышлы. Эта деятельность не была остановлена американской поддержкой и визитами солидарности Бернара-Анри Леви,  востоковеда и французского ученого, в районы, контролируемые курдами к востоку от Евфрата. Печально известный по Ливии Б.Леви встретился с лидером курдов Мазлумом Абди 3 октября и заявил о своей поддержке  сепаратистских сил Роджавы, после чего его цитировали в твиттере заявив, что лидеры сепаратистов были «Где-то в #Роджаве. Справа от меня легендарный генерал Мазлум Абди Кобане. Он является главнокомандующим Силами демократической Сирии. И он имеет ужасную честь быть врагом Эрдогана № 1». Этот визит не разозлил Турцию или сирийский режим так сильно, как якобы разозлил Россию, который она сочла прямым отказом лидеров курдов вести переговоры с Москвой и принятием американской и европейской повестки дня. Как следствие, 28 октября Москва усилила свое присутствие в аэропорту города Камышлы самолетами Су-35. Это совпало с тем, что 26 октября парламент Турции продлил мандат, предоставленный президенту Р.Т.Эрдогану на два дополнительных года для отправки войск в Ирак и Сирию. Как полагают сами турецкие аналитики,  Россия таким образом  хотела напомнить Турции о своем  влиянии и необходимости учитывать ее интересы в курдских районах.

Несмотря на эти действия плюс демонстрации военной силы  вблизи Алеппо и Идлиба, позиция России в отношении СДС оставалась  двойственной  на  фоне готовности их руководства и далее сотрудничать с США. Эта нерешительность, по оценке турецких экспертов,  невольно стимулировала Анкару  для новых турецких операций.  Ранее Москва устами министра иностранных дел РФ С.Лаврова раскритиковала Вашингтон, заявив, что «поддержка Соединенными Штатами сепаратистских тенденций на северо-востоке Сирии может сделать курдскую проблему актуальной не только для Сирии, но и для других стран региона». Лавров не только раскритиковал США, но и предупредил с курдов на пресс-конференции после переговоров с секретарем по отношениям с государствами в Государственном секретариате Святого Престола Полом Ричардом Галлахером, сказав: «Я бы рекомендовал курдам не поддаваться соблазну наших американских коллег, которые стремятся подпитывать сепаратистские тенденции в Восточной Сирии и превращать эти планы в серьезный раздражитель, направленный против интересов сохранения целостности Сирии». Министр добавил: «Это опасные игры, которые могут привести к ситуации, когда курдская проблема вспыхнет во всем регионе, имея в виду, что это касается не только Сирии, но и других стран».

Как полагают американские эксперты, активность США к востоку от Евфрата и приверженность сирийских курдов американскому союзнику за счет российского союзника открыли Анкаре возможность продолжить свои военные операции против СДС. Военное давление Турции может перерасти в более масштабную военную операцию, которая в ближайшем будущем положит конец присутствию курдских сил в Айн эль-Арабе, Айн-Иссе и их окрестностях. Это продвижение может ослабить американскую повестку дня, одновременно усилив влияние России и сирийского режима к востоку от Евфрата за счет существующего альянса между курдами и США. Турецкое давление на курдов служит интересам турок, арабов, сирийского режима и России одновременно. Турецкие действия ослабили присутствие курдских сил и усилили присутствие Сирии и России после того, как отношения между сирийской армией и силами СДС вступили в опасную фазу, которая привела к эскалации конфронтации между двумя сторонами за последние несколько месяцев. Этот успех был достигнут без прямых столкновений с США и их союзниками. Турецкие авианалеты готовят почву для решительного турецкого вмешательства на севере Сирии, чтобы положить конец попыткам Москвы «наладить мосты»  с курдами в рамках корректировки их сепаратистского проекта и в то же время ослабить их американских союзников.

Не вполне согласимся с выводами американских и турецких экспертов. Рискнем предположить, что непреклонная позиция Москвы в отношении заявок Анкары на установление контроля над курдским анклавом Кобани на сегодняшний день вполне внятно и тормозит новую  военную операцию Турции на севере Сирии. Есть, конечно, и другие моменты. В частности, оппозиция такой кампании  внутри командования самой турецкой армии и, конечно, позиция Вашингтона, с которым Эрдоган сейчас не хочет дополнительно напрягать отношения.   Турция якобы приостановила свои планы по началу новой военной операции на севере Сирии против курдских сил после давления на нее со стороны России и Соединенных Штатов.

Как результат, согласно анонимным дипломатическим турецким источникам, цитируемым изданиями Тhe Syrian Observer и The New Arab, Анкара решила приостановить потенциальную военную операцию, которую она планировала на севере Сирии, по крайней мере на некоторое время. Несмотря на то, что турецкие СМИ продолжают пропагандировать поддержку операции и турецкой армии, источники якобы заявили, что «Анкара приостановила операции на данный момент».

52.29MB | MySQL:103 | 0,542sec