О новых арабских предложениях по нормализации отношений с Сирией

После серии  инициатив по нормализации отношений с Сирией, арабские государства ждут ответных действий Дамаска и хотят услышать внятный ответ на их предложения. Это необходимо, чтобы принять окончательное решение по вопросу об участии Сирии в работе саммита ЛАГ в Алжире в марте 2022 г. В начале ноября 2021 г. арабские сторонники нормализации отношений с САР провели ряд официальных и приватных встреч с  некоторыми влиятельными региональными и международными игроками на Ближнем Востоке. В ходе состоявшихся контактов арабы довели до сведения «регионалов» и крупных мировых держав свое видение вопроса о нормализации отношений с САР. При этом было подчеркнута мысль о том, что, если Дамаск хочет вернуться в ЛАГ, то правящему сирийскому режиму придется пойти на ряд встречных уступок. Нельзя сказать, что Дамаск ничего не предпринимает в этом плане. Сирийское руководство всячески демонстрирует внешнюю готовность к возвращению в «арабскую семью». Проводит некоторые мероприятия на внешней арене, призванные убедить своих соседей и международное сообщество в своей поддержке арабских инициатив. Однако на деле сирийский режим пока предпочитает не распространяться о своих истинных планах и намерениях по сути арабских предложений. По оценке ряда наблюдателей, складывающаяся сегодня в регионе обстановка напоминает по ряду параметров ситуацию накануне американского вторжения в Ирак в 2003 г.  Речь, конечно, не идет об иностранной интервенции в САР. Скорее, можно говорить о необычной частоте визитов в Дамаск на высшем уровне разнообразных зарубежных представителей. В ходе личных встреч с президентом Башаром Асадом  они пытаются убедить его изменить политику режима, чтобы облегчить процесс нормализации и снятия санкций. Все это напоминает плохой «ремейк» ситуации вокруг Ирака и уговоров Саддама Хусейна сдаться и выехать из страны ради ее спасения. Сегодня ситуация кардинально отличается от  иракской образца 2003 г. Правда, у некоторых визитеров создается иное впечатление Они полагают, что в Дамаске просто используют встречи с ними, чтобы сформировать позитивный имидж Сирии на внешней арене. С их точки зрения сирийский режим пока не готов к серьезному разговору и решительным действиям. Прояснению сложившейся вокруг Дамаска и Б.Асада ситуации и был посвящен недавний визит министра иностранных дел ОАЭ в САР и встреча глав саудовской (Халед аль-Хумейдан) и сирийской (Хуссам Лука) разведывательных служб.  Как утверждают осведомленные источники, в ходе закрытой части переговоров с Б.Асадом ему были детально изложены сущностные аспекты арабских условий восстановления членства САР в ЛАГ и урегулирования отношений с другими арабскими странами. Прежде всего, сирийскому президенту было ясно дано понять, что все условия согласованы с ведущими региональными государствами и международными державами и в основном, получили их одобрение. Можно с большой долей вероятности предположить, что Иран, возможно и Турция вряд ли вошли в их число. Суть общих положений арабских условий можно свести к требованию серьезной корректировки политики режима по ряду ключевых проблем внутреннего и внешнего характера, смене политического курса Сирии на внешней арене. Конкретно речь идет о завершении процесса демаркации границы на юге Ливана, формировании общей позиции по ситуации на юге Сирии, Голанских высотах, отношения к вопросам безопасности Израиля. Фактически речь идет о заключении перемирия («худна» [на арабском языке и в арабской трактовке]) с Израилем в целях создания зоны безопасности на юге Ливана. За рамками этих сущностных условий остается проблема, будущего статуса Голанских высот и ферм Шеба’а. Продолжают ли рассматриваться эти оккупированные районы территорией Сирии и Ливана и предметом последующих переговоров с Израилем или соответствующие резолюции ООН (242 и 338) утрачивают свое действие. В этой связи логично задаться вопросом о будущей территориальной принадлежности Александретского санджака. С учетом того, что подавляющее число региональных и международных акторов сирийской драмы твердо придерживается позиции о сохранении единства сирийской территории, можно предположить, что пока не решен вопрос нормализации, было бы преждевременно поднимать эти острые темы. В тоже время, хотя все и говорят о нерушимой целостности границ сирийского государства, никто не конкретизирует  их будущую географию. Еще одним важным «кейсом» арабских условий является изменение отношения режима к ключевым аспектам (выборы и формирование органов власти) политического транзита и работе Конституционной комиссии, 7-й раунд заседаний которой намечен на 13 декабря 2021 г. Сирийские власти должны освободить всех политических заключенных.  Осмелимся предположить, что если  режим согласиться на это условие, то это не будет повторением ситуации апреля 2011 г. Тогда из сирийских тюрем были освобождены в основном криминальные элементы и исламисты. Куда они делись, стало известно к лету 2012 г. когда появилась организация «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в России) и ей подобные. Сирийский режим должен максимально упростить и облегчить процесс возращения беженцев на родину и гарантировать им безопасность. В итоге арабские условия сводятся к реализации основных положений резолюции 2254 ООН с незначительной их корректировкой. Что касается Ирана, то никто не требует его полного ухода из Сирии. Арабские страны требуют существенно сократить иранское военное присутствие на сирийской территории и прекратить использовать ее как плацдарм для проникновения шиитских милиций в другие арабские страны. Вопросы о планах Турции и возможной турецкой военной операции на севере  Сирии арабы предпочитают рассматривать в привязке к особым отношениям между Москвой и Анкарой. Иными словами, сирийские власти, как и прежде, оказываются заложниками российско-турецких договоренностей по Сирии. Арабские страны  могут политически поддержать усилия Москвы и Анкары по урегулированию ситуации в северо-восточных районах Сирии. Однако они категорически отказываются даже от мысли обеспечить целостность сирийских границ вооруженным путем. Арабы хотели бы совместно с сирийским режимом бороться с терроризмом, наркотрафиком на сирийской территории и в соседних арабских странах, установить совместный контроль над пропускными пунктами в районе сирийско-иорданской границы. Неясно, надо ли это понимать, как завуалированное предложение, заместить арабскими силами, шиитские милиции и отряды КСИР ИРИ. Изложенные выше уточнения к арабским предложениям показывают, на наш взгляд,  что в арабском сообществе нет единого мнения по сирийскому вопросу. Арабы все время ждут внешнего одобрения и неспособны сформировать свой проект резолюции по Сирии и самостоятельно представить и отстоять его в ООН. Поэтому решать проблему сирийскую урегулирования, как и прежде, придется в рамках предстоящих переговоров в Астанинском формате в Нур-Султане.

52.7MB | MySQL:104 | 0,590sec