Американские аналитики о мерах преодоления финансового кризиса в Афганистане. Часть 1

Согласно Институту мира США (USIP), текущая ситуация в Афганистане  ставит приоритетом для Вашингтона спасение жизней мирных граждан, удовлетворение основных человеческих потребностей и предотвращение окончательного падения афганской экономики. Беспрецедентная эвакуация около 100 000 человек из аэропорта Кабула в августе продемонстрировала, что критические условия способствуют достижению четких целей и росту внимания со стороны американского правительства. Хотя такой масштаб мобилизации сейчас не требуется, подобное единство усилий в области финансовой поддержки в ближайшие месяцы поспособствует доставки помощи афганскому народу и предотвращению экономического кризиса в дальнейшем.

При этом аналитики USIP считают, что в данный момент невозможно компенсировать экономические потрясения от захвата власти радикальным исламистским движением «Талибан» (запрещено в РФ). По их подсчетам, потери составляют примерно 8 млрд долларов ежегодной помощи (что составляет 40% ВВП Афганистана), а также включают в себя санкции (криминализирующие перевод средств талибам и «Сети Хаккани» (запрещена в РФ)). Ущерб также усугубляет замораживание примерно 9 млрд долларов афганских валютных резервов. Страна уже столкнулась с двузначным снижением ВВП, беспрецедентным ростом цен на продукты питания и другие предметы первой необходимости, а также ростом безработицы, бедности, голода и уровня смертности. В случае бездействия со стороны международного сообщества ситуация станет еще хуже, особенно с наступлением зимы.

В отсутствие финансовой поддержки основные показатели афганской экономики останутся в состоянии свободного падения, а городской сектор, по мнению аналитиков, полностью разрушится. В результате уровень бедствия достигнет таких пределов, что миллионы отчаявшихся афганцев будут вынуждены стать беженцами.

Хотя решение этих проблем потребует комплексного подхода, ясно одно: удержание афганского частного сектора на плаву является одной из форм предотвращения гуманитарных бедствий и важнейшим приоритетом мирового сообщества. Ничто из вышеперечисленного не подразумевает финансовой помощи «Талибану» или отмены введенных против движения санкций, не говоря уже об официальном признании правительства талибов или полномасштабном размораживании валютных резервов. Что действительно требуется, так это более целостный анализ рисков и сбалансированное управление ими. Вместе с тем, риск того, что финансовые ресурсы могут быть непреднамеренно перенаправлены «Талибану», следует сопоставить с рисками для Афганистана и интересами международного сообщества, включающими борьбу с терроризмом, достижение региональной стабильности, и другими глобальными целями. До тех пор, пока любые подобные утечки не оказывают ощутимой и существенной поддержки режиму «Талибана» или лично его главарям, соотношение рисков и выгоды должно благоприятствовать оказанию необходимой помощи и минимизации экономического ущерба.

По мнению аналитиков, ключевые приоритеты в поддержке Афганистана в краткосрочной перспективе должны включать в себя следующее:

– доступ к продовольствию десятков миллионов афганцев, которым потребуется продовольственная поддержка;

– доступ к основным гуманитарным услугам для внутренне перемещенных лиц и афганцев, покидающих страну;

– обеспечение базовой медицинской помощи афганскому населению – неотложный приоритет, с учетом неизбежного краха национальной программы здравоохранения «Сехатманди».

– поддержка крайне бедных слоев населения, включая уязвимые группы, такие как сильно пострадавшие от засухи сельские домохозяйства, а также женщин и девочек.

Ослабление санкций предусмотрено Генеральной лицензией Министерства финансов США №14 от 24 сентября, которая открывает двери для оказания гуманитарной помощи и удовлетворения «основных человеческих потребностей». Генеральная лицензия №15 предусматривает ослабление санкций на ввоз в Афганистан определенных гуманитарных товаров. Эти разрешения создают потенциальную основу для решения проблемы гуманитарного кризиса в Афганистане. Ключевые действия американского Минфина в соответствии с Генеральными лицензиями №14 и №15 в первую очередь должны включать содействие переводу средств в проверенные частные банки Афганистана. Чтобы это работало, афганская банковская система должна продолжать функционировать. Однако многие американские и другие иностранные банки, будучи не готовыми идти на чрезмерный риск, прекратили электронные переводы в афганские банки, опасаясь последствий от нарушения санкций. Решение состоит в том, чтобы Казначейство США предоставило письменные гарантии американским и другим иностранным банкам, что они не будут подвергнуты судебному преследованию или штрафам за непреднамеренные нарушения санкций при операциях с указанными банками. Некоторые афганские банки внедрили надежные меры ПОД и ФТ [противодействие отмыванию денег и противодействию финансированию терроризма – авт.], которые прошли проверку на международном уровне. Таким образом, США, страны-партнеры или международные финансовые учреждения могли бы впоследствии санкционировать и финансировать сторонние услуги по мониторингу и аудиту для афганских банков, заменив в ряде сфер прежнее правительство Афганистана.

52.37MB | MySQL:103 | 0,447sec