Российско-турецкое многоплановое энергетическое сотрудничество

Конец двадцатого — начало двадцать первого века отмечены значительным усилением роли энергетического сектора в мировой экономике и в международной политике и нарастающими интеграционными процессами в мировом топливно-энергетическом комплексе. Прочно вошли в современную лексику такие понятия, как «энергетическая политика», «энергетическая дипломатия», «энергетическая экономика», «дипломатия ресурсов» и т.д.

Заметную роль на энергетической карте мира играют Россия и Турция: первая — как обладатель значительных запасов энергоносителей с развитым топливно-энергетическим комплексом, вторая — как перспективный транспортный коридор, морской и сухопутный, связывающий европейских потребителей и поставщиков энергетических ресурсов Каспийского, Среднеазиатского и Ближневосточного регионов.

Географическая близость, взаимодополняемость экономик двух стран и отсутствие серьезных политических противоречий предопределили важность дипломатических и торгово-экономических отношений между Россией и Турцией.

Современные российско-турецкие торгово-экономические отношения переживают стремительный подъем. Так, товарооборот между двумя странами в 2007 г. составил 28,2 млрд долл. США (рост по сравнению с 2006 г. — 34%), в 2008 г. — 37,8 млрд долл. (рост 34%) и сделал Россию первым по важности внешнеторговым партнером для Турции. В то же самое время Турция по объему российского экспорта входит в пятерку ведущих партнеров РФ из числа стран дальнего зарубежья. В 2009 г. сторонами ставятся амбициозные задачи по дальнейшему наращиванию товарооборота: экспорта из России природного газа, нефти и нефтепродуктов, металлов, автомобилей и т.д. и поставок из Турции — услуг строительно-подрядного сектора, машин и оборудования, сельхозпродукции, продуктов питания и полуфабрикатов, химической продукции, товаров народного потребления.

Центральную, системообразующую роль в российско-турецких отношениях играет многоплановое энергетическое сотрудничество. Среди аспектов этого сотрудничества можно выделить: 1) торговлю энергоносителями: природным газом, нефтью, нефтепродуктами; 2) торговлю электроэнергией; 3) выполнение подрядов на сооружение энергетических объектов (поставка оборудования и услуг); 4) взаимные инвестиции в энергетические секторы двух стран; 5) сотрудничество российских и турецких компаний в энергетических проектах в третьих странах. Уместно последовательно остановиться на каждом из них.

1) Торговля энергоносителями: природным газом, нефтью, нефтепродуктами

Турция является нетто-импортером нефти и природного газа. Доля топливно-энергетических товаров (природного газа, нефти и нефтепродуктов) в российском экспорте в Турцию подавляющая и в последние годы колеблется на уровне приблизительно 70%. В частности, в 2007 г. ОАО «Газпром», в рамках соглашений от 1986 г. (было подписано между внешнеторговым объединением «Союзгазэкспорт» и турецкой государственной компанией «Botas» сроком на 25 лет) и от 1997 г. («Газэкспорт» — «Botas»), по так называемому западному коридору, проходящему через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии, а также по трубопроводу «Голубой поток», связавшему Россию и Турцию через акваторию Черного моря, было поставлено около 23,4 млрд куб. м природного газа. Значительная доля турецкой потребности в природном газе (в 2007 г. — около 67%), обеспечиваемая Россией, многих турецких экспертов заставила говорить о газовой зависимости Турции от России.

Компания «Татнефть» в последние годы поставляет в Турцию 4-5 млн тонн нефти в год. Группа «ЛУКОЙЛ» активно экспортирует в Турцию нефть и нефтепродукты. По данным 2008 г., доля компании на розничном рынке нефтепродуктов составляла 0,7% (70 пунктов автозаправки).

2) Торговля электроэнергией

Фирма «TGR enerji», дочерняя компания ОАО «ИнтерРАО ЕЭС», в декабре 2008 г. получила разрешение на импорт электроэнергии в Турцию из Российской Федерации через территорию Грузии. Объемы импортируемой электроэнергии будут определены в отдельных соглашениях. Разумеется, стоит отметить, что импорт электроэнергии будет во многом зависеть от состояния российско-грузинских отношений.

 

3) Выполнение подрядов на сооружение энергетических объектов (поставка оборудования и услуг)

Курс, взятый Турцией на проведение многосторонней внешней политики в 60-х годах и предусматривающий развитие нормальных отношений с СССР, привел к тому, что за 70–90-х гг. при содействии Советского Союза в Турции было построено более десяти крупных промышленных объектов, многие из которых и по сей день являются флагманами турецкой экономики. В их числе: сооружение ТЭС «Орханели» мощностью 210 МВт в районе г. Бурса (сдача в эксплуатацию в 1993 г.), а также строительство двух линий электропередачи: Сейтомер – Сейдишехир и Батуми – Хопа (введены в строй в 1975 и 1979 гг. соответственно). К сожалению, до настоящего времени широкого развития не получил экспорт в Турцию продукции российского энергомашиностроения. В качестве основных причин следует выделить кризис промышленного производства, последовавший за распадом Советского Союза в начале 90-х гг., а также бурное развитие российской электроэнергетики в конце двадцатого — начале двадцать первого века и все большую ориентацию отечественных поставщиков, при ограниченном производственном ресурсе, на внутренний рынок. Среди немногих проектов, реализуемых российской стороной в настоящее время, можно отметить строительство ГЭС «Деринер» мощностью 670 МВт (при участии компании «Технопромэкспорт») и ГЭС «Торул» мощностью 100 МВт («Силовые машины»).

С другой стороны, турецкие строительные холдинги, традиционно хорошо представленные в жилищном строительстве, объектах промышленности и инфраструктуры Российской Федерации, начинают проявлять растущую заинтересованность также и в сооружении электростанций. Среди присужденных в последнее время проектов можно отметить ПГУ «Терешково» и «Кожуково» по 160 МВт каждая* (холдинг «Zorlu»), ПГУ «Шатура» 400 МВт и «Сургут» 800 МВт («Gama»), ПГУ «Яйвинская» 411 МВт («Enka»).

4) Взаимные инвестиции в энергетические сектора двух стран

В июле 2008 г. группа «ЛУКОЙЛ» подписала соглашение о приобретении 100% турецкой компании «Akpet», активы которой, в частности, включают около 700 автозаправочных станций, обширное терминальное хозяйство, а также завод по производству и фасовке моторных масел. Объем сделки составил 550 млн долл. США. Программа стратегического развития бизнеса ЛУКОЙЛА в регионе предусматривает инвестиции в развитие розничной сети в размере 400 млн долл., что позволит к 2019 г. довести до 10% долю компании на турецком рынке нефтепродуктов. Более подробная информация о деятельности ЛУКОЙЛА и сделке, как об одном из ярких и свежих примеров российско-турецкого энергетического сотрудничества, приведена в приложении к настоящей статье.

В области электроэнергетики в сентябре 2008 г. консорциумом, объединившим российские компании «ИнтерРАО ЕЭС» и «Атомстройэкспорт» и турецкую фирму «Park teknik», в рамках международного тендера подано предложение на сооружение первой в Турции атомной электростанции. Условия торгов таковы, что проект по сути своей инвестиционный и предполагает сооружение АЭС, эксплуатацию объекта и продажу электроэнергии государству, а также его утилизацию в конце срока службы. Российско-турецкий консорциум предлагает построить в районе г. Мерсин АЭС, включающую четыре блока, общей мощностью 4,8 ГВт на базе проекта «АЭС-2006». С консорциумом, как с единственным участником торгов, подавшим предложение, турецкой стороной ведутся ценовые переговоры. В случае положительного решения и присуждения проекта России строительство АЭС будет крупнейшей российской инвестицией в турецкую экономику за всю историю двусторонних отношений: ее сумма может составить от 6 до 9 млрд долл. США и, безусловно, долгие годы будет служить осью для их дальнейшего укрепления и развития.

5) Сотрудничество российских и турецких компаний в энергетических проектах в третьих странах

До настоящего времени энергетическое сотрудничество российских и турецких компаний в третьих странах развития не получило. Однако турецкие компании начали активно проникать на мировые рынки сооружения объектов энергетики и прилагают усилия для установления контактов с российскими компаниями, особенно по проектам, находящимся в СНГ, а также в странах — традиционных торговых партнерах России на Ближнем Востоке, в Центральной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америке.

Особняком в российско-турецких отношениях стоит вопрос доступа к нефтяным и газовым месторождениям Каспия и Средней Азии и их транзита европейским потребителям, стратегический как для России, так и для Турции и далеко выходящий за рамки двусторонних российско-турецких отношений.

Этот вопрос имеет большое значение в масштабах мирового топливно-энергетического комплекса в целом. Достаточно отметить, что, по оценкам аналитического обзора «BP statistical review of world energy», опубликованного в июне 2008 г., доказанные запасы природного газа в мире составляют 177,36 трлн куб. м, из них 7,59 трлн куб. м, или 4,3% приходится на Азербайджан (1,28 трлн куб. м, 0,7%), Казахстан (1,90 трлн куб. м, около 1%), Туркменистан (2,67 трлн куб. м, 1,5%) и Узбекистан (1,74 трлн куб. м, около 1%). Данные по нефти: доказанные запасы в мире составляют 168,6 млрд т, из них 6,5 млрд т, или 3,86% приходится на Азербайджан (1 млрд т, 0,6%), Казахстан (5,3 млрд т, 3,2%), Туркменистан (0,1 млрд т) и Узбекистан (0,1 млрд т). Необходимо обратить внимание, что, несмотря на то что данные о прогнозируемых запасах нефти и газа региона весьма разнятся в зависимости от источника информации, аналитики сходятся в том, что они весьма значительны.

С распадом в 1991 г. Советского Союза и получением независимости кавказскими и среднеазиатскими республиками при участии России, а также всех без исключения развитых стран — потребителей углеводородов, в том числе США и стран Европейского союза, и представляющих их интересы корпораций развернулось «политическое многоборье» за доступ к нефтяным и газовым месторождениям региона.

Одно из центральных мест в этом противостоянии занимает вопрос о маршрутах транзита энергоносителей европейским потребителям. В этой связи Турция, собственные запасы нефти и природного газа которой незначительны, проводит активную политику по позиционированию себя в качестве коридора транспортировки, зачастую в качестве альтернативы российским проектам. Более того, не желая оставаться лишь транзитным государством, Турция заинтересована в дальнейшем сбыте углеводородов, к примеру, неиспользованных излишков природного газа, приобретенного у России, и предпринимает постоянные попытки исключить из текста соответствующих контрактов положения о запрете реэкспорта. Турецкое руководство прилагает значительные усилия по созданию энергетического хаба для торговли углеводородами в г. Джейхане.

С учетом изложенного выше можно констатировать, что:

1. Россия и Турция занимают важное место в стремительно глобализующемся мировом топливно-энергетическом комплексе: Россия — как крупный экспортер энергетических ресурсов и страна с развитым ТЭК, Турция — как перспективный коридор транспортировки энергоносителей и энергетический хаб.

2. Россия и Турция переживают всплеск развития торгово-экономических отношений, центральную роль в которых играет многоплановое энергетическое сотрудничество.

3. Наиболее развитым аспектом энергетического сотрудничества является торговля энергоносителями. Стороны проявляют интерес к взаимным инвестициям в энергетику. Есть ряд положительных примеров реализованных проектов. Постепенно возрастает роль электроэнергетики и подрядных услуг на сооружение энергетических объектов.

4. Серьезным фактором в российско-турецких отношениях, выходящим за их двусторонний формат, служит конкурентная борьба за маршруты транспортировки энергоносителей европейским потребителям.

В целом можно заключить, что энергетика является ключевым фактором быстро развивающихся российско-турецких торгово-экономических отношений. Более того, ряд аспектов энергетического сотрудничества важен в масштабах мирового ТЭК в целом и имеет стратегическое значение как для России, так и для Турции. В связи с этим большую важность представляет задача выработки четкой и последовательной долгосрочной энергетической стратегии России по отношению к Турции. Естественно, что при ее подготовке уместно сконцентрироваться на положительных примерах сотрудничества и извлечь уроки на будущее из неудач.

Не ставя перед собой глобальной задачи формирования стратегии, для чего, очевидно, потребуются усилия экспертной группы политиков и экономистов, тем не менее уже на этом этапе можно сформулировать некоторые положения, которые могли бы лечь в ее основу.

• Важность турецкого рынка энергоносителей для России со стратегической точки зрения

Россия и Турция — страны-соседи, при этом Россия — нетто-экспортер нефти и газа, а Турция — нетто-импортер. Этот простой факт предопределяет широкие возможности, открывающиеся перед Россией по проникновению в Турцию, и стратегическую важность турецкого рынка энергоносителей для России.

Деятельность Газэкспорта, Татнефти и ЛУКОЙЛА на турецком рынке, безусловно, отвечает интересам РФ и должна всячески поддерживаться, поскольку долгосрочные и плодотворные отношения поставщика и потребителя в такой стратегической области как торговля энергоносителями, по сути, «цементируют» российско-турецкие отношения, создавая атмосферу доверия между странами и благоприятный фон как для заключения новых сделок, так и для решения внешнеполитических задач.

• Сотрудничество России и Турции в области транспортировки каспийских, среднеазиатских и ближневосточных энергоносителей по территории Турции

Последний российско-украинский газовый кризис начала 2009 г., безусловно, даст мощный импульс развитию транзита энергоносителей по территории Турции, и это та реальность, которую России следует принять. При этом Россия должна выстроить свою энергетическую стратегию таким образом, чтобы обеспечить себе достойное место в реализации соответствующих проектов.

• Участие России в приватизационных программах государственных объектов энергетики Турции

В конце прошлого века Турция окончательно отказалась от монополии государства в энергетическом секторе и приняла курс на либерализацию в нефтегазовом секторе и электроэнергетике. Ключевым компонентом турецкой реформы является приватизация государственных активов, в числе которых для России могли бы представлять интерес объекты нефтепереработки и нефтехимии, энергомашиностроения, объединенные генерирующие компании (включающие крупные ГЭС и ТЭС), газораспределительные сети и распределительные электроэнергетические сети.

При приватизации госсобственности стоит учитывать негативный опыт Татнефти, когда, выигранные, по сути, торги на приватизацию Tupras (нефтепереработка) и Petkim (нефтехимия) в одном случае были присуждены консорциуму Shell (Великобритания) — Koc (Турция), а в другом — консорциуму Socar (Азербайджан) – Injaz (Саудовская Аравия) – Turcas (Турция).

Возможно, один из главных уроков: Турция — страна, проводящая многостороннюю внешнюю политику, член НАТО, кандидат в члены Евросоюза, член многочисленных региональных объединений и организаций, в составе которых претендует на региональное лидерство. В этой связи при участии в торгах, помимо подачи привлекательного предложения, Россией во главу угла должно ставиться формирование правильного, возможно неожиданного альянса с зарубежными и местными компаниями, а также обеспечиваться политико-дипломатическая поддержка и сопровождение (по наиболее крупным объектам — на самом высоком уровне).

С другой стороны, не стоит забывать о том, что Россия — внешнеторговый партнер № 1 для Турции, крупный турецкий бизнес имеет стратегические интересы и получает крупные заказы на российском рынке. В этой связи российско-турецкие отношения должны выстраиваться по принципу «дороги с двусторонним движением».

• Участие России в инвестиционных проектах в Турции создает прочную основу для развития российско-турецких отношений

Опыт показывает, что с учетом как внутриэкономической и внутриполитической ситуации в Турции, так и возможностей России наибольший интерес для России представляют инвестиционные проекты, которые могут реализовываться путем приобретения долей акций существующих турецких компаний или же регистрации предприятий в Турции, действующих по местным законам. В этой связи можно отметить положительные примеры Альфа-телекома (сотовая связь, приобретение 13,32% акций сотового оператора Turkcell), Магнитогорского металлургического комбината (сооружение металлургического комбината «MMK — ATAKAS» на двух площадках в районах гг. Искандерун и Стамбул), ЛУКОЙЛА (см. подробности выше по тексту, а также в приложении).

В области электроэнергетики усилия России должны быть сосредоточены на получении заказа на сооружение первой турецкой атомной электростанции как инвестиционного проекта, который имеет принципиальное значение для России и на долгие годы предопределит российско-турецкие отношения. В случае победы российско-турецкого консорциума максимум оборудования, и, безусловно, основное оборудование АЭС в полном объеме (турбина, генератор, реактор) должны быть изготовлены российскими производителями. Загрузка российских (а никак не зарубежных) предприятий энергетического машиностроения и получение ими референций в Турции должны быть ключевым условием государственной поддержки проекта.

Кроме того, представляет интерес получение российскими инвесторами лицензий на сооружение и эксплуатацию объектов электроэнергетики — как гидро-, так и теплоэлектростанций. Россия должна поддерживать, к примеру, путем предоставления льготных кредитов и налоговых льгот, работу в связке «российский инвестор – российский производитель оборудования».

• Перспективность российско-турецкого сотрудничества в области энергетического машиностроения

С учетом загрузки российских предприятий энергетического машиностроения, их все большей ориентации на российский рынок и значительного сокращения экспортных поставок, помимо предложенного выше стимулирования государством экспорта российского оборудования, может быть рассмотрен вариант аутсорсинга, в частности, в Турции.

При этом ряд позиций генерирующего оборудования, в первую очередь гидротурбинного, по российскому дизайну и под российской торговой маркой, может быть произведен в Турции как посредством прямого размещения заказа, так и на специально созданном с этой целью российско-турецком совместном предприятии.

Такая форма сотрудничества может оказаться взаимовыгодной для России и Турции.

Единственное предприятие Турции «Temsan», производящее основное оборудование ГЭС, не имеет собственного конструкторского бюро и полностью зависит от инопартнеров. Аналогичным образом, ряд предприятий Турции имеет производственные возможности для изготовления узлов гидротурбин, но не в состоянии выполнять проектные работы.

С другой стороны, аутсорсинг в Турции может разгрузить российские предприятия для крупных и стратегически важных проектов, а также позволит улучшить позиции РФ (за счет сокращения производственных и транспортных издержек) как в Турции, так и в регионе: на рынках Кавказа, Средней Азии и Ближнего Востока.

• Разработка мер государственной поддержки и технологии продвижения российских интересов как непременный компонент энергетической стратегии РФ

В качестве поощрительных мер могут быть предусмотрены упомянутые выше льготное финансирование и кредиты, а также налоговые и таможенные льготы для российских инвесторов и экспортеров промышленной продукции.

Возможно, стоит рассмотреть вариант широкого внедрения торговых домов России или субъектов Российской Федерации за рубежом, в том числе в Турции, детально изучив и используя в качестве положительного примера работу Полномочного представительства и Торгового дома (ТД) Республики Татарстан в Турции, открытых в Стамбуле и осуществляющих свою деятельность с середины 90-х гг. прошлого века.

Среди задач Торгового дома — продвижение продукции, производимой в Республике Татарстан, а также установление и развитие отношений лидирующих татарстанских предприятий и производственных комплексов с партнерами на рынке Турции, Средиземноморья, Ближнего Востока и Балкан, содействие взаимным инвестициям. Спектр предлагаемой Татарстаном продукции весьма широк: нефть, нефтепродукты, нефтехимия, машинотехническая продукция (включая авиастроение). Стоит отметить, что за 9 месяцев 2008 г. объем товарооборота между Татарстаном и Турцией составил 2,496 млрд долл. США, что в 2,8 раза выше показателей аналогичного периода 2007 г. При этом доля экспорта в структуре товарооборота составила 92,6% (2,311 млрд долл. США), импорта — 7,4% (185,1 млн долл. США). Турция занимает первое место среди стран — торговых партнеров Республики Татарстан.

Создавая торговые дома как коммерческие структуры, «замыкая» на них российские предприятия, поощряя их деятельность, государство вполне обоснованно сможет ставить перед ними задачи по развитию торгово-экономических отношений в целом, а также отдельных составляющих экспорта-импорта. В этом смысле Торговые дома и Торговые представительства могут эффективно дополнять друг друга при решении конкретных вопросов. Кроме того, такая конфигурация откроет экспортные возможности для малого и среднего российского бизнеса, который по определению не в состоянии обеспечивать дорогостоящее содержание своих представительств за рубежом и специального штата, занятого ведением внешнеторговой деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что перечисленные выше положения, конечно, не претендуют на всеохватность и представляют собой лишь небольшую часть возможной энергетической стратегии России по отношению к Турции. Реализуемые в настоящее время Россией и Турцией проекты в энергетическом секторе вполне вписываются в предлагаемую концепцию и уже позволили достичь значительных успехов в развитии российско-турецких торгово-экономических отношений. Также думается, что изложенные подходы могут быть, с поправкой на местные условия, распространены на другие страны и регионы.

*В рамках второго этапа реализации проектов предполагается двукратное увеличение мощности.

Приложение

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ ЛУКОЙЛ В ТУРЦИИ

4 февраля 2009 г. в Стамбуле состоялась пресс-конференция и презентация фирмы «ЛУКОЙЛ», посвященная результатам работы компании на турецком рынке в 2008 г., в частности приобретению компании «Akpet», а также планам работы в Турции на перспективу.

На мероприятиях присутствовали президент ЛУКОЙЛА В. Алекперов, генеральный директор ЛУКОЙЛ Евразии петрол (дочерняя компания в Турции) Ф. Алиев, братья Айтемиз (бывшие владельцы и управляющие Akpet), посол России в Турции В.Е. Ивановский, сотрудники Торгового представительства РФ, депутаты турецкого меджлиса, представители деловых и финансовых кругов России, Турции и третьих стран и т.д. Было зачитано обращение премьер-министра Турции Р.Т. Эрдогана.

Подписанное группой «ЛУКОЙЛ» соглашение о приобретении 100% турецкой компании «Akpet» стало важным событием в российско-турецком энергетическом сотрудничестве. Активы Akpeta включают около 700 автозаправочных станций (АЗС), восемь нефтепродуктовых терминалов мощностью 300 тыс. куб. м, пять хранилищ сжиженного природного газа мощностью 7,65 тыс. куб. м, три авиатопливозаправочных комплекса мощностью 7 тыс. куб. м, а также завод по производству и фасовке моторных масел с годовым объемом производства около 12 тыс. т. Общая цена приобретения составила около 555 млн долл. США.

Для осуществления сделки в октябре 2008 г. ЛУКОЙЛ Евразия петрол привлекла кредит в объеме 250 млн долл. США. Кредит синдицирован банками «ABN amro», The bank of Tokyo-mitsubishi, Barclays capital, Dresdner kleinwort, Ing bank, London branch и Westlb AG.

После приобретения Akpeta общее количество АЗС компании «ЛУКОЙЛ Евразия петрол» составляет более 770 единиц.

Компания планирует осуществлять поставки нефтепродуктов на турецкий рынок и в страны региона со своих нефтеперерабатывающих заводов в Бургасе (Болгария) и Одессе (Украина) и с перерабатывающего комплекса «Isab» на Сицилии, а также с заводов турецкой фирмы «Tupras».

В 2009 г. компания намерена инвестировать в развитие бизнеса в турецком регионе около 27 млн долларов. При этом новые пункты автозаправки будут открываться в таких крупных городах, как Стамбул и Измир, по 30 АЗС ежегодно в течение десяти лет. Общий объем запланированных инвестиций составит приблизительно 400 млн долл., что позволит к 2019 г. увеличить количество АЗС до 1000 единиц и до 10% долю компании на турецком рынке нефтепродуктов.

Кроме того, В. Алекперов отметил достигнутую между ЛУКОЙЛОМ и Газпромом принципиальную договоренность о совместных поставках природного газа в Турцию.

62.95MB | MySQL:102 | 0,646sec