О конференции по политике и безопасности Института стратегии и политики (IPS) Университета Райхмана. Часть 1

Институт стратегии и политики (Institute for Policy and Strategy, IPS) при Университете Райхмана в Герцлии 23 ноября с.г. провел конференцию на тему «Какая стратегия нужна Израилю?», в ходе которой эксперты и политики попытались определить оптимальное поведение Израиля в условиях «безопасности и политического спокойствия сегодня, и растущих угроз с разных направлений завтра»[i].

Согласно программе мероприятия видные эксперты, а также действующие и бывшие политики, руководители спецслужб обсуждали следующие вопросы:

— эффективность стратегии Израиля перед лицом иранской угрозы; своим мнением по вопросу поделились: Тамир Пардо, экс-глава Моссада; генерал-майор в отставке Амос Ядлин, бывший начальник военной разведки ЦАХАЛа; Гидеон Франк, экс-глава Комиссии по атомной энергии Израиля; руководитель Техниона, Израильского технологического института; генерал-майор Яаков Амидрор, бывший глава Совета национальной безопасности Израиля; ведущий научный сотрудник Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS);

— интервью с командующим ВВС Израиля генерал-майором Амикамом Норкиным;

— возможные последствия противостояния на нескольких аренах – мнение генерала Гади Айзенкота, бывшего начальника Генштаба ЦАХАЛа;

— «русский вызов на Ближнем Востоке» рассматривался Мэтью Рожански, директором Института Кеннана при Международном центре им. Вильсона, Вашингтон (округ Колумбия); генерал-майором Амосом Гиладом, исполнительным директором IPS при участии Ксении Светловой, ведущего научного сотрудника Института политики и стратегии;

— беседа с бывшим мэром Иерусалима, депутатом Кнессета Ниром Баркатом; провел д-р Майкл Мильштейн, ведущий научный сотрудник IPS;

— тему «Израиль и палестинцы: одно, два или три государства?» обсудили: д-р Мика Гудман, автор книги «Проблема 67» (переводят еще как «Уловка 67», на иврите – «Милкуд 67», в английском варианте – Catch 67, в связи с чем можно перевести «Ловушка 67», о внутреннем конфликте в Израиле после оккупации Западного берега р. Иордан в 1967 г.); д-р Дана Вольф, руководитель программы «Право и безопасность» в Школе государственного управления, дипломатии и стратегии им. Лаудера, Университет Райхмана; Охад Хемо, корреспондент, освещающий ситуацию на палестинских территориях на 12-м телеканале;

— выступление депутата кнессета Юлия Эдельштейна, бывшего министра здравоохранения и экс-спикера израильского парламента;

— разговор с Авигдором Либерманом, министром финансов Израиля;

— проблема COVID-19: выступление д-ра Энтони С. Фаучи, директора Национального института аллергии и инфекционных заболеваний (NIAID), США;

— диалог проф. Уриэля Райхмана, основателя и председателя совета директоров Университета Райхмана и генерал-майора Амоса Гилада;

— в чем заключается американская стратегия на Ближнем Востоке? Интервью с Бреттом МакГерком, координатором Совета национальной безопасности США по Ближнему Востоку и Северной Африке провел А.Гилад (IPS);

— «интеграция ЦАХАЛа в Центральное командование США (CENTCOM) с американской позиции» – анализ проф. Боаза Ганора, основателя и исполнительного директора Института борьбы с терроризмом (Institute for Counter Terrorism, ICT) при Университете Райхмана, и генерала (в отставке) Джозефа Вотеля, экс-командующего CENTCOM;

— «являются ли израильско-американские отношения неразрывными» – выясняли Хаим Сабан, председатель и главный исполнительный директор Saban Capital Group, LLC (SCG) и А.Гилад[ii].

К участникам конференции обратился премьер-министр Израиля Нафтали Беннет и министр обороны Бени Ганц.

Сразу же после приветствия собравшихся, Н.Беннет заговорил об Исламской Республике Иран, которая на протяжении 30 лет является главной угрозой для Израиля. С целью сдерживания ИРИ Израилю пришлось  выделить огромные финансовые средства и вкладывать в развитие технологий. Многое достигнуто, но, заняв пост премьер-министра менее полугода назад, он обнаружил значительное несоответствие риторики (бывшего премьер-министра Биньямина Нетаньяху) по поводу противостояния Израиля иранской ядерной угрозе реальному продвижению Тегерана в этой сфере. Помимо этого Иран настойчиво продолжает окружать Израиль со всех сторон враждебными прокси и ракетами: в Сирии, «Хизбалла» на северной границе, ХАМАС и «Палестинский исламский джихад» на юге, в секторе Газа.

По его словам, иранцы наносят ущерб Израилю «даже не выходя из дома» и без серьезных для себя последствий. Этой террористической деятельности необходимо положить конец. «С одной стороны, односторонние действия. С другой – здесь [в Израиле] гибнут люди по приказу Тегерана, тогда как иранцы в своих домах чувствуют себя в полной безопасности», – сказал Н.Беннет. Ни один погибший израильский солдат не забыт, но став премьер-министром он занялся переоценкой израильской политики в отношении Ирана, возможностей еврейского государства и реального состояния врага с акцентом на ядерную проблему, но с учетом «холодной войны», которую сегодня ведут Иран и Израиль. В результате он пришел к следующим выводам.

Во-первых, ассиметричные ответы – фундаментальная стратегическая ошибка Израиля. Иранцы посылают Израилю террористов из Ливана и Газы, и израильские военные пытаются противостоять иранским прокси, тем самым действуют так, как задумал Тегеран.

Во-вторых, «Израиль должен использовать свои преимущества и слабые места Ирана более эффективно. У Израиля очень сильная устойчивая экономика. Кибериндустрия – ведущая в мире. Израиль – демократия, обладает международной легитимностью», – сказал Н.Беннет. Он в очередной раз сравнил текущее ирано-израильское противостояние с периодом «холодной войны», когда США без единой атаки благодаря своим преимуществам развалили СССР. В его видении мира сегодня на месте США в сражении с авторитарным режимом находится еврейское государство, тогда Иран должен рухнуть как в свое время Советский Союз под натиском сильной демократической экономики.

В-третьих, необходимо добиться того, чтобы разрыв между Израилем и его врагами увеличился. Еврейское государство сильное, но должно стать еще сильнее. Его экономика конкурентоспособна и растет. Экономические успехи позволят направить средства на развитие лазерных технологий, киберсферы, на зарплаты военным и т.д. Необходимо действовать инициативно, проактивно, не откладывать решения в долгий ящик. Израилю надо добиться такого положения дел, когда он сможет предпринимать меры в любое время и в любой политической ситуации.

По мнению Н.Беннета, на ноябрь 2021 г. страна находится в хорошем состоянии: найден выход из политического кризиса; принят бюджет и достигнута стабильность; с пандемией ведется профессиональная успешная борьба; экономика открыта, что позволяет ей расти до невиданных высот (в этом году рост составил 7%); налаживаются отношения, как с соседними странами, так и дальними, все они хотят сотрудничать с Израилем в разных областях. Но с другой стороны – иранский исламистский режим, который стремится уничтожить еврейское государство, чтобы оправдать свою несостоятельность. Тем не менее, премьер-министр призвал не преувеличивать мощь Ирана, который на самом деле намного уязвимее, чем принято считать. По его словам, «сейчас Израиль находится на важном этапе в противостоянии иранской угрозе; по сути, ведется борьба всего мира против этого радикального исламского режима, который выстраивает в регионе шиитскую ось, усиливая ее ядерной программой. Даже если ведущие державы заключат ядерное соглашение с Ираном, Израиль не будет его частью, и не будет иметь по нему обязательств. Израильское руководство усвоило уроки предыдущей ядерной сделки 2015 г., и сейчас приложит усилия, чтобы быть готовыми действовать в случае необходимости. С момента создания государства, Израиль преодолевал один вызов за другим, справится он и с иранской угрозой»[iii].

Бени Ганц в своем выступлении также отметил иранскую угрозу Израилю, которая заключается в стремлении Тегерана к региональной гегемонии и получении ядерного оружия. В противостоянии Ирану Израиль не одинок, прежде всего, с ним его союзник – США. Что касается характера этого конфликта, он отличается от других, т.к. не связан с территориальными претензиями или стремлением заполучить доступ к ресурсам. В основе этого конфликта лежит идеология. По словам Б.Ганца, Израиль продолжит атаковать поставки оружия «Хизбалле» в Сирии. Иран не должен стать ядерной державой, т.к. в этом случае в регионе начнется гонка вооружений (иранцы снабдят своих прокси ядерными технологиями) и распространение террористической деятельности[iv].

На вопрос об эффективности израильской стратегии в отношении Ирана Тамир Пардо, экс-глава Моссада (2011-2016), ответил встречным вопрос – а существует ли она в принципе. По его мнению, в Израиле нет консолидированной общепринятой стратегии. Он не считает уместным сравнение противостояния между США и СССР во время «холодной войны» с отношениями между Израилем и Ираном. ЦАХАЛ – самая лучшая армия в плане выполнения одноразовой операции, которая знает, как уничтожить ядерный реактор в Сирии, вызволить заложников в Энтеббе и пр. Но Иран – это другое.  Если Израиль не сможет решить иранскую проблему одним ударом – нужно дважды подумать, прежде чем начинать. Действия против Ирана – это война со страной «третьего круга», и на это способны только США. По мнению Т.Пардо – выход США из СВПД в 2018 г. – трагедия и грандиозная стратегическая ошибка.

Гидеон Франк, экс-глава Комиссии по атомной энергии Израиля, руководитель Техниона, Израильского технологического института, отметил, что сегодня Ирану для создания ядерного оружия потребуется 3 недели. В 2013 г. до подписания Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД, 2015 г.) это время составляло 1 месяц. Благодаря соглашению оно увеличилось до 9-10 месяцев, но в результате выхода Дональда Трампа из ядерной сделки Иран максимально приблизился к получению ядерной бомбы. Исходя из этого, в случае  заключения соглашения с Ираном у Израиля появится 9-10 лет времени, в течение которых Иран не сможет продвигать свою ядерную программу, иначе против него будут вновь введены жесткие санкции. Израиль сможет выиграть время с учетом еще и того, что внутренняя ситуация в Иране, в частности, с водой,  катастрофическая.

Генерал-майор Яаков Амидрор, бывший глава Совета национальной безопасности Израиля, ведущий научный сотрудник Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS), по-иному смотрит на возможное достижение с Ираном ядерного соглашения. По его словам, если бы он был иранцем, приложил бы все усилия, чтобы вернуться к СВПД, т.к. он позволяет развивать ядерную программу, а в конце (к 2030 году) получить международную легитимность делать все, что будет угодно. Но как израильтянин, он понимает, что у него есть несколько вариантов. Например, действовать дипломатическими методами, убеждая США в том, что нет другой возможности чего-то добиться от Ирана без постоянной военной угрозы и давления на него. Однако рассчитывать на американцев вряд ли приходится; они десятилетиями отказываются признавать серьезность иранской угрозы, поэтому Израилю нужно быть готовым к тому, что задачу придется решать военным. Более того, они будут вынуждены действовать, рассчитывая исключительно на свои силы. По его словам, Израиль создавался не для того, чтобы спрашивать США как справиться с экзистенциальной угрозой. Если страна не готова к тому, чтобы дать Ирану отпор самостоятельно, значит нужно любой ценой сделать так, чтобы она была к этому готова. Я.Амидрор  полагает, что выход США из СВПД был правильным решением, ошибка заключается в том, что не был подготовлен «план Б».

Генерал-майор в отставке Амос Ядлин, бывший начальник военной разведки ЦАХАЛа, отметил, что открытая площадка – не место для обсуждения оперативных возможностей Израиля. Что касается стратегии, то США преследуют ту же цель, что и Израиль – не допустить ядерного статуса Ирана. Однако они используют дипломатический метод. По его мнению, ошибкой было не подписание СВПД в 2015 г., а выход из него в 2018 г. Нынешнее соглашение, если оно будет достигнуто, будет хуже предыдущего, потому что иранцы продвинулись в ядерной программе. Сегодня они сильны и настойчивы, они умная нация, которая придумала шахматы. Сегодня Иран ближе к получению ядерного оружия, чем когда-либо прежде, и это из-за неправильной политики Израиля[v].

[i] Security & Policy Conference: What Strategy Does Israel Need? — https://www.idc.ac.il/en/research/ips/pages/2021/2021-conference-main.aspx?utm_source=Conference&utm_medium=ips2@idc.ac.il&utm_campaign=conference2021

[ii] https://ips.activetrail.biz/Conf-21-E?utm_source=newsletter&utm_medium=ips2@idc.ac.il&utm_campaign=conference2021

[iii] Special Address by the Prime Minister of Israel — https://www.youtube.com/watch?v=wLOQjbGq60I

[iv] Address by the Hon. Lt. Gen. (res.) Benjamin Gantz Israeli Minister of Defense — https://www.youtube.com/watch?v=tc4bWyMO7sk

[v] The Iranian Threat — Is the Strategy Effective? — https://www.youtube.com/watch?v=yOK6OIgslBo

52.33MB | MySQL:106 | 0,743sec