Оценки китайских специалистов некоторых аспектов авиационного шоу в Объединенных Арабских Эмиратах 2021 г.

Российский легкий малозаметный истребитель пятого поколения Су-75

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий, присутствовавшие на авиационном шоу в Дубай обратили внимание на уровень интереса представителей ВВС государств Ближнего Востока и Северной Африки к новейшей разработке авиастроительного кластера оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации – одномоторному малозаметному истребителю Су-75, который пока представлен в виде полноразмерного макета. Однако, в отличие от прошедшего МАКС-2021 российская сторона в рамках Dubai Airshow-2021 раскрыла для специалистов запланированные тактико-технические характеристики перспективного самолета, которые воспринимаются как серьезная заявка на победу в предстоящих тендерах на поставки боевых самолетов будущего.

Китайские специалисты отметили высокий уровень заинтересованности к Су-75 представителей ВВС таких стран, как Алжир, Арабская Республика Египет, Королевство Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.  Следует учитывать, что на протяжении последних 20 лет именно официальный  Алжир приобретает  тяжелые истребители российского производства в количествах больших, чем это делает какая-либо другая страна Ближнего Востока и Африканского континента.

В отношении ВВС Алжира китайские специалисты отмечают, что военно-политическое руководство  данного североафриканского государства вряд ли пойдет на закупку легких истребителей, поскольку это противоречит концепции боевого применения ВВС для страны с протяженными границами и зонами нестабильности вокруг, а также агрессивной политики сопредельного Марокко.

Как известно,  ВВС Арабской Республики Египет также приобрели для своих нужд партию Су-35, однако, китайские специалисты зафиксировали некоторые отставание от графика поставок последней партии самолетов и связывают это с неблагоприятными результатами учений ВВС АРЕ в которых Су-35 проиграли учебные воздушные бои с истребителями «Рафаль» французского производства.

В отношении заинтересованности ВВС КСА и ОАЭ покупкой Су-75 китайские специалисты отмечают, что это не более чем блеф аравийских военных, которые находятся под плотной опекой оборонно-промышленного комплекса США. На примере намерений военно-политического руководства КСА о покупке ЗРС С-400 для создания рубежей ПВО/ПРО можем наблюдать, как оружейное лобби в Вашингтоне жестко подавляет любые поползновения самой богатой и вооруженной аравийской монархии по смене поставщика вооружений и военной техники.

Основной вопрос который беспокоит китайских специалистов – смогут ли российские авиастроительные предприятия выполнить программу строительства испытаний нового самолета в обозначенные руководством ОПК достаточно сжатый срок – 5 лет. Как известно процесс создания малозаметного самолета отличается высокой сложностью и дороговизной, а срыв озвученных обещаний не сделает чести высокопоставленным менеджерам ОПК РФ в борьбе на международном рынке боевой авиации, на котором ведется жесткая конкурентная борьба. Китайские специалисты отмечают, что основным конкурентом российского Су-75 «за место под солнцем» будет двухмоторный истребитель KF-21 южнокорейской разработки, а в дальнейшем и турецкий TF-X, разрабатываемый по программе MMU.

 

         Присутствие ОПК КНР на выставке «Dubai Airshow-2021»    

Анализ фото и видео материалов, а также публикаций в китайских источниках позволяет отметить интересную особенность – на данном мероприятии авиастроительные предприятия ОПК Поднебесной представили большую часть своей продукции в виде масштабных макетов. Следует обратить внимание, что в рамках Dubai Airshow-2021 китайская сторона разместила на открытой площадке и заявила программу демонстрационных полетов только учебно-боевой самолет профессионального этапа подготовки L-15AW (экспортная версия УБС ВВС НОАК под обозначением JL-10). Данный самолет находился между российским и американским секторами открытой площадки выставки, а именно на пути от макета американского истребителя F-35 к павильону с российским Су-75.

УБС L-15AW был разработан китайскими специалистами на основе JL-10, который предназначен для адаптации будущих пилотов к управлению именно тем типом самолета, на котором предстоит нести боевую службу. Как известно L-15AW комплектуют украинскими двигателями серии АЛ-222К-25Ф. Также возможна установка двигателей АИ-322-25К  или их китайских аналогов, которые отличаются улучшенными мощностными характеристиками, однако их стоимость также выше в сравнении с продукцией ОПК Украины.

Следует обратить внимание, что ОПК КНР представил на площадке с L-15AW широкую номенклатуру авиационных средств поражения, что указывает на возможность применения данного самолета в качестве легкого штурмовика, способного наносить удары по наземным целям. Единственная новинка от китайских производителей ВВТ – подвесная контейнерная система РЭБ KG-300, предназначенная для самообороны самолета от зенитных управляемых ракет  систем ПВО противника.

По данным китайских источников, предприятия ОПК КНР рассчитывают принять самое активное участие в борьбу за перспективный контракт ВВС АРЕ на поставку 100 УБС. Как известно, египетские военные намерены планомерно списать устаревшие учебно-тренировочные самолеты (УТС) К-8 «Каракорум», которые были разработаны китайским конструкторами в 80-е гг. прошлого столетия в интересах ВВС Исламской Республики Пакистан. Благодаря высокому уровню военно-политических отношений с КНР официальный Каир приобрел для своих нужд сборочную линию для производства К-8 и тем самым обеспечил национальные ВВС вполне адекватными машинами, позволившими проводить подготовку молодых летчиков на протяжении последних 30 лет.

Китайские аналитики рассчитывают на жесткую конкурентную борьбу с итальянским М-346 (пр-во компании Alenia Aermacchi), тогда как шансы южнокорейского Т-50 (пр-во компании KAI) и российского Як-130 расцениваются крайне низко. Руководству ОПК КНР известно о намерениях индийских авиастроителей участвовать в тендере ВВС  АРЕ со своим легких истребителей LCA Tejas Mk1, однако его высокая стоимость (82 млн долл. США) автоматически «ставит крест» на всех попытках индийской стороны по продвижению данного самолета на внешний рынок. В данном аспекте следует указать, что ВВС Израиля приобрели у США малозаметные истребители F-35I по цене 85 млн долл.  США, однако с учетом того, что предприятия ОПК еврейского государства самостоятельно  разработали некоторые компоненты боевого самолета.

В дополнение к вышесказанному отметим, что на стенде китайских авиастроителей был представлен макет УТС под обозначением К-8NG (Next Generation), однако данный самолет не привлек значительного внимания посетителей выставки.

Подводя итог вышесказанному отметим, что авиастроительные предприятия КНР приняли достаточно скромное участие в прошедшем мероприятии, что может быть связано, как с пандемией коронавируса, так и с нарастающей критикой и отказами от ВВТ китайского производства в странах Ближнего Востока.

52.4MB | MySQL:103 | 0,458sec