О препятствиях для работы китайских частных охранных компаний в Афганистане и Пакистане. Часть 1

Возможности частных охранных компаний (ЧОК) Китая по защите скрытых в Афганистане экономических ресурсов становятся одной из тем, активно обсуждаемых экспертами в области международных отношений. В этой связи особый интерес представляет комментарий Мейи Науэнс – старшего научного сотрудника сектора оборонной политики и военной модернизации научно-исследовательского центра IISS, опубликованный в недавнем отчете «Афганистан: следующий рубеж для частных охранных компаний Китая?».

По словам Науэнс, Китай пытался дискредитировать США, обернув факт захвата Афганистана радикальным исламистским движением «Талибан» (запрещено в России) в свою пользу. При этом китайские руководители выражают обеспокоенность по поводу нестабильности в Афганистане и возможности последующего распространения угрозы на страны, участвующие в реализации китайской экономической стратегии «Один пояс, один путь» (ОПОП). Китайские добывающие компании, в свою очередь, заинтересованы в экономических возможностях, которые в перспективе может предложить стабильный и безопасный Афганистан. Известно, что эта страна богата медью, кобальтом, литием и редкоземельными металлами, оцениваемыми примерно в 1 триллион долларов США. Вопрос в том, сможет ли Афганистан обрести стабильность при режиме талибов. Проанализировав действия вооруженных сил США и НАТО в Афганистане за последние 20 лет, военно-политическое руководство КНР вряд ли задействует Национально-освободительную армию Китая (НОАК) для обеспечения охранных функций. Науэнс считает, что в данном случае более вероятно использование другого ресурса, который уже применяется для защиты проектов стратегии ОПОП в странах с повышенным риском для жизни. Речь идет о частных охранных компаниях, которые в июле 2021 года министр иностранных дел Китая Ван И обтекаемо назвал «новой формой помощи в области безопасности». По мнению аналитика, КНР рассматривает возможность предоставить услуги данных компаний для защиты строительных проектов в странах Центральной и Южной Азии. Проекты в рамках стратегии ОПОП неоднократно подвергались целенаправленным атакам со стороны боевиков и оказывались под перекрестным огнем местных конфликтов, например, в Пакистане. После либерализации частного сектора охранных услуг в КНР, ряд китайских ЧОК работают на международном уровне, причем некоторые из них специализируются именно на охране китайских граждан и инфраструктурных объектов ОПОП. В рассматриваемом докладе IISS утверждается, что с каждым годом китайское правительство все больше экономически поощряет охранную деятельность своих компаний за рубежом. В аналитическом обзоре MERICS China Monitor указано, что из 5000 официально зарегистрированных китайских частных охранных компаний 20 предоставляют услуги за рубежом. В них числится 3200 сотрудников, работающих в таких странах, как Ирак, Судан и Пакистан. Из-за отсутствия нормативно-правовой базы их деятельность в основном определяется правилами принимающей страны и контрактами, подписанными с принимающими фирмами. Такие страны как Пакистан, Судан и Южный Судан представляют два диаметрально противоположных подхода к организации деятельности ЧОК: в Пакистане действуют строгие правила в отношении деятельности иностранных охранных компаний на национальной территории, а в Судане и Южном Судане в данной области полностью отсутствуют какие-либо значимые правила и установки. Озвучивая позицию IISS, Науэнс называет китайские ЧОК относительно молодыми образованиями, которым на современном этапе развития в должной мере не хватает боевого и оперативного опыта работы в конфликтной или постконфликтной обстановке. Дополнительным ограничением для китайских ЧОК является их деятельность в условиях «серой правовой зоны». Поэтому, по мнению аналитика, для построения обоснованного прогноза о том, будут ли присутствовать китайские частные охранные компании в Афганистане на постоянной основе или нет, принципиально важно понимать, какие нормативно-правовые акты регулируют их работу. В данный момент единственным документом, который регламентирует работу частных охранных компаний Китая, является Конституция КНР. В свою очередь, внутреннее законодательство страны не распространяется на деятельность ЧОК за рубежом, которая также не регулируется международным правом. В итоге, китайские охранные компании подчиняются местным законам принимающей страны, которые в некоторых случаях также могут не в полной мере описывать функции охранных компаний. Науэнс считает, что говорить о перспективах присутствия китайских ЧОК в Афганистане необходимо с учетом опыта их работы в сопредельном государстве – Пакистане, где Китайско-пакистанский экономический коридор (КПЭК) является флагманским проектом стратегии ОПОП: к 2018 году стоимость проектов КПЭК составляла 62 млрд долларов США. На сегодняшний день в рамках стратегии построена разветвленная сеть автомобильных и железных дорог, трубопроводов протяженностью 3000 км для транспортировки нефти и газа из пакистанского порта Гвадар в Аравийском море в китайский город Кашгар на северо-западе Синьцзяна. Стоит отметить, что более 30 000 граждан Китая работают в рамках различных проектов КПЭК в Пакистане. КПЭК проходит через заведомо нестабильные и небезопасные провинции Пакистана. Поэтому вопросы безопасности имеют большое значение, особенно в тех частях страны, где китайские граждане уже стали жертвами экстремистов, например, в Кветте и Карачи. Власти Пакистана приняли ряд мер, чтобы обеспечить безопасность китайских рабочих, участвующих в проектах КПЭК, в частности, центральное правительство, администрации провинций, а также парламентский комитет по КПЭК выделили финансовые ресурсы на защиту проекта.

62.84MB | MySQL:102 | 0,613sec