О развитии военно-технического сотрудничества Турции и Южной Кореи в области бронетанкового вооружения

По данным британского специализированного издательства Jane’s Information Group, 22 октября 2021 года глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу в ходе переговоров со своим южнокорейским коллегой Чон Ый Еном в Сеуле обсудил вопросы сотрудничества в оборонной промышленности. Одним из результатов встречи стало подписание соглашения о приобретении Турцией южнокорейских двигателей для турецкого основного боевого танка (ОБТ) «Алтай» (Altay).

Анализ материалов Jane’s показывает, что руководитель Управления оборонной промышленности Турции (SSB) Исмаил Демир еще в марте 2021 года объявил о ведении переговоров с Республикой Корея о закупке двигателей. Об этом он рассказал турецкому телеканалу NTV 3 марта 2021 года, заявив, что проблемы, связанные с необходимостью закупки за рубежом танкового двигателя для «Алтая» «скоро будет решена». Турецкий чиновник отметил, что проект по созданию собственного двигателя с задействованием предприятий турецкого оборонно-промышленного комплекса также будет продолжен.

Изучение баз данных Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ) позволяет утверждать, что опытный образец танка «Алтай» оснащен дизельным двигателем мощностью 1500 лошадиных сил немецкого производителя «ЭмТэУ Фридрихсфахн» (MTU Friedrichshafen GmbH). С целью налаживания совместного производства бронетанкового вооружения и техники, в частности, основного боевого танка «Алтай», совместное предприятие было создано немецкой оборонно-промышленной компанией «Рейнметалл» (Rheinmetal) с турецким производителем сухопутной техники компанией «БиЭмСи» (BMC). Предполагалось, что «Алтай» будет оборудован двигателем MTU Friedrichshafen и трансмиссией немецкой компании «Ренк» (Renk GmbH). Однако переговоры с немецкими производителями прекратились после наложенного руководством Германии эмбарго на поставки оружия официальной Анкаре. Германия – одно из европейских правительств, которые ограничили экспорт в Турцию из-за участия Анкары в гражданской войне в Сирийской Арабской Республике.

По данным ежегодного бюллетеня с обзором военных потенциалов государств мира The Military Balance, турецкий основной боевой танк может быть оснащен разработанным южнокорейской компанией «Дусан Инфракор» (Doosan Infracore) 4-тактным 12-цилиндровым дизельным двигателем с водяным охлаждением DV27K мощностью 1500 л.с. и автоматической трансмиссий EST15K.

В рамках активизации усилий по созданию двигателя национального производства, оборонная промышленность Турции разрабатывает опытный образец силовой установки, в состав которой войдут дизельный двигатель и автоматическая коробка передач. В марте 2017 года «БиЭмСи» также учредила дочернюю компанию «БиЭмСи Пауэр» (BMC Power) для разработки двигателя мощностью 1600 л.с. Такой двигатель должен получиться название Batu. Практический результат усилий по его разработке может быть достигнут не ранее 2023 года. Представляется возможным, что именно по этой причине первые партии ОБТ «Алтай» будут оборудованы двигателями иностранного производства.

Считается, что турецкая танковая программа столкнулась
с серьезными задержками из-за технологической недоступности таких важнейших компонентов, как двигатель, трансмиссия и броня. Примечательно, что Южная Корея встретилась с аналогичными проблемами в ходе серийного производства своего основного боевого танка K2 Black Panther («Черная пантера»). Его поступление на вооружение в корейскую армию было отложено из-за проблем с двигателем и трансмиссией.

С другой стороны, Турция отказалась от покупки украинских танковых двигателей 6ТД-3 мощностью 1400 л. с., которые Харьковский завод имени Малышева предлагал для перспективной турецкой машины. Турецких специалистов не устроило то, что на момент переговоров существовал только макет двигателя, представлявший модификацию агрегата для танков, которые разрабатывались в 1990-х годах.

По данным Jane’s, разработка ОБТ «Алтай» осуществляется
в соответствии с контрактом на реализацию «Проекта производства современного танка с использованием национальных компонентов», подписанным Секретариатом оборонной промышленности Турции (SSM)
с компанией «Отокар» (Otokar) еще в июле 2008 года при техническом содействии южнокорейской компании «Хендэ Ротем» (Hyundai Rotem). Стоимость данного контракта составляет около 500 млн. долл. В общей сложности проект «Алтай» предполагает поставку вооруженным силам Турции до 1000 новых танков четырьмя траншами по 250 единиц. Стоимость контракта может составить до 7 млрд евро (8,24 млрд долл.). Контракт на поставку первой партии из 250 серийных основных боевых танков «Алтай»,
а также сопутствующее материально-техническое обеспечение по итогам тендера был заключен с компанией BMC в ноябре 2018 года.

Представляется возможным отметить, что предприятия ОПК Республики Корея выбрали наиболее емкий — ближневосточный — сектор международного рынка вооружений и проводят грамотную ценовую политику, поскольку даже Турецкая Республика вынуждена контролировать расходы на военные нужды. В результате, контракты в интересах ближневосточных заказчиков позволили Южной Корее войти в десятку основных экспортеров вооружений в 2021 году, увеличив продажи оружия на 143% по сравнению с 2010-2014 годами.

Вместе с тем, предприятия южнокорейского ОПК не ограничиваются исполнением только турецких контрактов. Министерство обороны и военной промышленности Египта на предстоящей международной выставке оборонной промышленности EDEX-2021, которая  пройдет в Каире
с 29 ноября 2 декабря 2021, подпишет контракт с  Hanwha Defense – оборонным дивизионом  южнокорейской группы Hanwha на производство узлов, деталей и агрегатов, а также сборку южнокорейских 155-мм самоходных артиллерийских установок  K9 Thunder на предприятиях ОПК Египта.

62.92MB | MySQL:105 | 0,616sec