Французские эксперты о планах Саудовской Аравии и ОАЭ по диверсификации экономики. Часть 1

Саудовская Аравия и ОАЭ являются наряду с Российской Федерацией ведущими нефтедобывающими государствами мира. Сверхдоходы, полученные от экспорта нефти в последние 60 лет, позволили этим аравийским монархиям совершить экономический рывок. Страны построили современную инфраструктуру, развитый финансовый сектор, обеспечили высокий уровень благосостояния для коренных жителей, инициировали зарубежные инвестиции в наиболее прибыльные отрасли промышленности и элитную недвижимость. Тем не менее, перед ними стоит серьезнейшая экономическая проблема: диверсификация экономики и уменьшение ее зависимости от продажи энергоносителей. Вся серьезность этой проблемы обнаружилась в ходе кризисов последних лет на глобальном нефтяном рынке.

В 2007 году наследный принц Абу-Даби  Мухаммед бен Заид представил серию программ и проектов по развитию экономики эмирата до 2030 года. В 2016 году наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман огласил программу «Саудовское видение-2030», в котором содержится план диверсификации экономики королевства. На сайте Les Cles du Moyen Orient («Ключи к Ближнему Востоку») опубликована статья французского эксперта Жюстин Клеман « «Видение 2030» Саудовской Аравии и проекты 2030 Абу-Даби: какие общие точки, каковы различия?» (1). В ней автор рассматривает экономические стратегии монархий Персидского залива по выходу от нефтяной зависимости. По мнению автора, оба государства сталкиваются с одинаковыми вызовами. Они сталкиваются с «ловушкой нефтяной ренты», имеют схожие правительственные структуры с большой концентрацией власти в одних руках. Они стоят лицом к лицу с ростом населения и урбанизацией, которые заставляют проводить реорганизацию рынка труда и городского хозяйства.   В то же время для Саудовской Аравии с населением в 32 млн человек эти проблемы имеют более острый характер, чем для Абу-Даби с населением 3 млн человек. Общим для обеих программ является то, что приоритет отдается диверсификации экономики через развитие частного сектора, повышение качества общественных услуг и управления, а также воспитание новых управленческих кадров.

Стратегия «Саудовское видение-2030» была обнародована наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом 25 апреля 2016 года. Разработка этой программы была во многом вызвана падением цен на нефть в 2014 и 2016 годах. Программа построена на трех основах: «активном обществе», что подразумевает переосмысление исламских ценностей в новую эпоху, опору на историко-культурное наследие и улучшение условий жизни; «процветающей экономике» (инвестиции в новые отрасли, приватизация и повышение региональной и международной привлекательности); «амбициозной нации» (законодательные реформы, повышение эффективности и ответственности бюрократического аппарата). Реализация этих целей должна быть профинансирована правительством, фондом суверенного благосостояния (Public Investment Fund) и частным сектором. Она ориентирована на 13 программ и 96 объектов.

Планы и стратегические документы Абу-Даби не укладываются в одну программу. Они артикулированы вокруг «Плана Абу-Даби 2030» (городская реорганизация), «Экономическое видение Абу-Даби -2030» (диверсификация и приватизация экономики», «Стратегия управления транспортной мобильностью Абу-Даби» (реорганизация общественного транспорта с упором на его устойчивости). Все эти планы финансируются из суверенных фондов (Abu Dhabi Investment Authority (ADIA), Mubadala).

Углеродные богатства в странах Персидского залива воспринимаются одновременно как «благодать» (ни’ма) и «проклятие» (нигма). Добыча и экспорт нефти позволили КСА с 1970-х годов провести значительную модернизацию инфраструктуры, осуществленную согласно пятилетним планам. Первый пятилетний план 1970-1975 года позволил в десять раз увеличить пропускную способность портов Саудовской Аравии и в двадцать восемь раз – производство электроэнергии. Три следующих пятилетних плана (1975-1980, 1980-1985 и 1985-1990 гг.) концентрировались на социальном развитии и подразумевали значительные инвестиции в сферы образования, здравоохранения и коммунальных служб. В 1990-е годы королевство столкнулось с демографическим бумом и ростом количества дипломированных специалистов. Два пятилетних плана были сконцентрированы на «саудизации» рынка труда и создании новых рабочих мест для граждан КСА. Отметим, что полностью эта задача так и не была выполнена. Тем не менее, политика социально-экономического планирования в течение пятидесяти лет не позволила вырвать страну из нефтяной зависимости. Доходы от экспорта углеводородов в настоящее время составляют 42% ВВП Саудовской Аравии. В феврале-апреле 2021 года королевство с резервами нефти в размере 268 млрд долларов добывало 8,147  млн баррелей нефти в сутки.

Что касается ОАЭ, то это государство уже с конца 1970-х годов выбрало стратегию, противоположную саудовской – диверсификацию экономики. Во-первых, это ближневосточное государство сосредоточилось на индустрии downstream, то есть на нефтепереработке и продаже готовых нефтепродуктов. В 1978 году под эгидой государственной нефтяной компании ADNOC была образована компания ADNOC Gas, занявшаяся производством сжиженного природного газа (СПГ). В 1980 году в партнерстве с французской компанией Total была образована компания Ruwais Fertilizer Industry (FERTIL), специализирующаяся на выпуске минеральных удобрений. Уже в 21 веке правящие круги Абу-Даби инвестировали в компанию Strata, специализирующуюся на авиастроении, а в 2015 году – в компанию Zarooq Motors (автомобилестроение). Появление новых отраслей индустрии помогли эмирату приобрести новые источники дохода и сократить зависимость от колебаний на нефтяном рынке. В 2020-е году нефтяные резервы эмирата оценивались в 98 миллиардов баррелей, а доходы от экспорта нефти и газа составляли 32% ВВП.

Для того, чтобы показать волатильность экономики обоих государств, автор анализирует кризисы на рынке нефти за прошедшие пятьдесят лет. Во время арабо-израильской войны 1973 года армии Египта и Сирии начали наступление на Синайском полуострове и на Голанских высотах. Их поражение от Израиля, поддержанного Соединенными Штатами, вызвало антиамериканские настроения в арабских государствах. Ответом стало так называемое «нефтяное эмбарго». ОПЕК инициировала ежемесячное сокращение нефтедобычи на 5%. В результате цена барреля нефти выросла с 2,59 до 11,65 долларов. Новый цикл повышения цен на нефть совпал с исламской революцией в Иране. Иран в то время был вторым в мире производителем нефти после Саудовской Аравии. В 1978 году убытки от одной только забастовки на нефтеперерабатывающем заводе в Абадане за неделю составили 60 млн долларов. Последующие политические потрясения и американские санкции против ИРИ привели к тому, что Иран на некоторое время прекратил быть крупным экспортером нефти. Правительство ИРИ решило удовлетворять прежде всего национальные нужды и сократило добычу с 5 до 1,5 миллиона баррелей в сутки. В 1978-1979 годах цена барреля нефти выросла с 13 до 35 долларов, а в 1980 году составила уже 40 долларов.

Для того, чтобы подогреть ажиотажный спрос на нефть, страны-члены ОПЕК стали снижать производство нефти. Например, Саудовская Аравия в 1980-1985 годах снизила добычу нефти с 10 до 3 млн баррелей в сутки. Такое драматическое снижение вызвало в 1985-1986 годах контршок со снижением цен с 25 до 10 долларов за баррель. Новые падения предложения на мировом рынке происходили в 1990 и 2003 годах в период двух войн в Заливе. Во время захвата Кувейта армией Саддама Хусейна добыча нефти в КСА упала до 4,3 млн баррелей в день, а в 2003 году добыча нефти в королевстве упала до 2,3 млн баррелей в сутки.

 

  1. Vision 2030 Arabie Saoudite et Visions 2030 Abu Dhabi : quels points communs, quelles différences (1/3) ? (lesclesdumoyenorient.com)
62.87MB | MySQL:102 | 0,626sec