Американский доклад с оценкой текущей ситуации в Йемене. Часть 1

23 ноября 2021 года Исследовательский центр Конгресса США выпустил очередной доклад, посвященный анализу и перспективам кризиса в Йемене.

На протяжении более десяти лет Йеменская Республика была раздираема многочисленными вооруженными конфликтами, участниками которых являются несколько внутренних групп боевиков и иностранных государств. В совокупности эти конфликты подорвали центральное управление в Йемене и разделили страну на различные местные центры власти. Постепенный распад территориальной целостности Йемена встревожил Соединенные Штаты и других членов международного сообщества. Опасения политиков включают опасения, что крах государства может расширить возможности базирующихся в Йемене транснациональных террористических групп; дестабилизировать жизненно важные международные судоходные пути вблизи Баб-эль-Мандебского пролива; и предоставить Ирану возможности угрожать границам Саудовской Аравии. Помимо геостратегических проблем, крах йеменских государственных институтов во время войны усугубил плохие условия жизни в стране, которая долгое время была самой бедной арабской страной, что привело к тому, что сейчас считается одним из худших в мире гуманитарных кризисов. В представленном докладе содержится информация об этих продолжающихся и перекрывающихся кризисах.

В 2014 году базирующееся в Северном Йемене движение «Ансар Аллах» (именуемое в этом докладе как хоуситы) захватило столицу страны Сану, а в начале 2015 года продвинулось на юг от столицы до  города Аден на Аравийском море. В марте 2015 года, после того как президент Йемена Абд Раббо Мансур Хади, бежавший в Саудовскую Аравию, призвал к международному вмешательству, Саудовская Аравия собрала коалицию из нескольких своих арабских партнеров (упоминаемых в этом докладе как «Коалиция во главе с Саудовской Аравией») и начала военное наступление, направленное на восстановление правления Хади и вытеснение боевиков-хоуситов из столицы и других крупных городов. С тех пор конфликт в Йемене унес жизни десятков тысяч людей, причинил значительные гуманитарные страдания и нанес значительный ущерб инфраструктуре страны. По оценкам одной организации, финансируемой США и Европой, «Проект данных о местоположении и событиях» (ACLED) по состоянию на октябрь 2021 года с 2015 года было убито более 145 000 йеменцев.  Хотя освещение в средствах массовой информации интервенции под руководством Саудовской Аравии характеризовало войну как двусторонний конфликт (коалиция под руководством Саудовской Аравии против хоуситов), на самом деле там было множество комбатантов, чьи союзы и лояльность были несколько неустойчивыми. Летом 2019 года на юге Йемена затянувшаяся напряженность между международно-признанным правительством Йемена (ROYG) и сепаратистским Южным переходным советом (STC) резко обострилась, что привело к открытой войне между местными союзниками КСА и ОАЭ. С тех пор периодические столкновения продолжались, хотя обе стороны, наконец, выполнили соглашение о разделе власти в конце 2020 года и сформировали непрочное коалиционное правительство. С начала 2020 года силы хоуситов продолжают совершать нападения на ROYG в мухафазе (провинции) Мариб. Мухафаза Мариб является последним оплотом ROYG на севере Йемена. В течение лета и осени 2021 года динамика боевых действий изменилась в пользу хоуситов, поскольку их силы постепенно пытались окружить город Мариб, одноименную столицу мухафазы.  В сентябре и октябре 2021 года хоуситы захватили пять районов в мухафазах Мариб и Шабва, фактически отрезав южную дорогу, соединяющую город Мариб с Шабвой, — ключевой маршрут для пополнения запасов сил  правительственной армии. Хоуситы добились значительных территориальных завоеваний в Марибе и, возможно, находятся на пороге того, чтобы заставить силы ROYG сдаться или договориться о прекращении огня. Многие иностранные наблюдатели осудили нарушения прав человека, которые, по их мнению, были совершены всеми сторонами конфликта. В Соединенных Штатах и некоторых европейских странах наблюдается громкая оппозиция авиаударам коалиции во главе с Саудовской Аравией, которые поражают гражданские цели, что вынудило Конгресс обсудить и принять некоторые законы, ограничивающие поддержку коалиции со стороны США. Некоторые политики в Конгрессе, выступающие против таких усилий, подчеркивают, что поддержка Ираном хоуситов является одним из основных факторов дестабилизации Йемена. В течение нескольких лет Йемен считался одним из худших гуманитарных кризисов в мире, и эксперты в области общественного здравоохранения предупреждают, что пандемия COVID-19 оказывает значительное негативное воздействие на уязвимое население страны. На сегодняшний день большинство гуманитарных учреждений считают, что масштабы вспышки пандемии в Йемене были занижены.

Война хоуситов и ROYG на Севере: битва за Мариб

С начала 2020 года силы хоуситов продолжают совершать нападения на силы правительства Йеменской Республики (ROYG) в мухафазе Мариб. Мухафаза Мариб является последним северным оплотом ROYG и центром  скромного углеводородного сектора Йемена, и, хотя страна импортирует более 90 % своей нефти и газа, на территории  Мариба находится несколько нефтяных месторождений (где Exxon и Total SA имеют концессии) и нефтеперерабатывающий завод, на долю которого приходится почти 8% общих потребностей Йемена в энергии. В Марибе также находится электростанция и завод по розливу сжиженного нефтяного газа, который производит газ для приготовления пищи для значительной части населения. Поначалу наступление хоуситов на Мариб продвигалось лишь фрагментарно.  Весной и в начале лета 2021 года хоуситы понесли тяжелые потери в результате авиаударов коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией. Местность вблизи самого города Мариб представляет собой относительно плоскую пустынную равнину, которая затрудняет продвижение хоуситов, которые привыкли сражаться на гористой местности. В течение лета и осени 2021 года динамика изменилась в пользу хоуситов, поскольку их боевики постепенно пытались окружить город Мариб, одноименную столицу провинции. В сентябре и октябре 2021 года хоуситы захватили пять районов в провинциях Мариб и Шабва, в которой также есть нефтяные месторождения и единственный в стране терминал сжиженного природного газа, фактически отрезав южную дорогу, соединяющую город Мариб с  Шабва — ключевой маршрут для пополнения запасов сил ROYG. В начале 2021 года в Марибе проживало, по оценкам, 800 000 внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), которые бежали от конфликта в других частях страны. Теперь, когда конфликт распространился по всей провинции, жители Мариба теперь начинают снова перемещаются. В начале октября 2021 года Международная  организация по миграции объявила, что боевые действия в сентябре привели к перемещению 10 000 человек, что больше чем, за весь 2021 год. В попытке поддержать силы ROYG и предотвратить дальнейшее вторжение хоуситов в город Мариб, возглавляемая Саудовской Аравией коалиция неоднократно наносила авиаудары по наземным силам хоуситов. В течение сентября и октября 2021 года Саудовское агентство печати публиковало почти ежедневные сообщения о числе погибших хоуситов в результате авиаударов коалиции. С 12 по 26 октября коалиция утверждает, что убила более 1800 боевиков-хоуситов. Однако, по словам Эланы Делозье, старшего научного сотрудника Вашингтонского института ближневосточной политики: «На самом деле вы не можете выиграть войну с помощью авиации…. И вот тут правительство действительно попадает в сложное положение, потому что ему не хватает боевой мощи, чтобы вытеснить хоуситов, так что это просто сдерживающие авиаудары Саудовской Аравии». По одной из более реальных оценок, хоуситы потеряли почти 15 000 бойцов с июня, в то время как правительственные силы, сражающиеся в Марибе, потеряли 1200 человек.

Другие военные достижения хоуситов

За пределами Мариба хоуситы продолжают захватывать территорию на земле, используя беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и ракеты, чтобы угрожать своим противникам в других частях Йемена вне их непосредственного контроля. Недавние заметные кампании/нападения хоуситов включают

— В 2021 году в центральной провинции Аль-Байда силы, объединенные с ROYG, первоначально оттеснили хоуситов. Однако в сентябре 2021 года хоуситы объявили о полном контроле над мухафазой. В соответствии с оценками Международной кризисной группы, «с конца сентября 2021 года хоуситы использовали Аль-Байду в качестве стартовой площадки для военной кампании в западной Шабве и Северном Абьяне…. Эти шаги, по-видимому, направлены на перекрытие основных дорог, связывающих три провинции и блокирование различных сил, выступающих против хоуситов, базирующиеся внутри их, а также для обеспечения сил хоуситов новыми маршрутами в южные провинции Йемена».

— В августе 2021 года в результате атаки беспилотника хоуситов на военную базу в южной провинции Лахдж погибли по меньшей мере 30 военных. Месяц спустя состоялся комбинированный удар дронов и ракет хоуситов  по порту Моха, который уничтожил несколько складов, заполненных гуманитарными товарами. Нападение совпало с визитом делегации Министерства транспорта ROYG в рамках празднования  открытия  Мохи для гуманитарной помощи вместо порта Ходейды.  В декабре 2018 года Организация Объединенных Наций выступила посредником в прекращении огня, известном как Стокгольмское соглашение, и которое было сосредоточено на  деэскалации ситуации вокруг осажденного портового города Ходейда на Красном море. Почти три года спустя соглашение остается невыполненным. В настоящее время хоуситы контролируют порт и сам город Ходейда, а также доступ к городу с севера. К югу вдоль побережья Красного моря, с 2018 года (возглавляемая Саудовской Аравией коалиция тогда попыталась захватить Ходейду) дислоцируется коалиция сил (получившая название Объединенные силы сопротивления) во главе с Тариком Салехом, племянником покойного бывшего президента Али Абдаллы Салеха.  Силы Тарика Салеха базировались в портовом городе Моха и получали поддержку от Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов. Они формально не являются частью ROYG и действуют независимо от президента Хади. В ноябре 2021 года некоторые элементы Объединенных сил сопротивления  внезапно покинули свои позиции вокруг города Ходейда. После этого силы хоуситов немедленно двинулись в наступление. Тем не менее, другие ополченцы в составе Объединенных сил сопротивления предпочли сражаться с силами хоуситов в мухафазе Ходейда, поскольку крупные столкновения и авиаудары возобновились в Ходейде и ее окрестностях впервые с 2018 года. После сообщения о частичной передислокации Объединенных сил сопротивления, Саудовская Аравия отрицала, что отказывается от поддержки местных йеменских сил и выводит свои войска из Йемена. Возможно, что Саудовская Аравия может стремиться к переброске подкреплений для противодействия осаде Мариба хоуситами.

Морская блокада и поставки топлива в Ходейду

14 апреля 2015 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 2216, которая ввела санкции в отношении лиц, подрывающих стабильность Йемена, и санкционировала эмбарго на поставки оружия хоуситам и их союзникам. Резолюция также требовала, чтобы хоуситы покинули все районы, захваченные в ходе нынешнего конфликта, отказались от оружия, захваченного у военных и силовых структур, прекратили все действия, подпадающие исключительно под полномочия законного правительства Йемена и полностью выполнить предыдущие резолюции СБ ООН. Резолюция СБ ООН 2216 уполномочивает государства-члены ООН предотвращать передачу или продажу оружия хоуситам и разрешает «государствам, соседним с Йеменом», проверять грузы, подозреваемые в перевозке оружия хоуситам. С начала военных действий в Йемене Иран продолжал поддерживать ополченцев-хоуситов поставками оружия, подпитывая желание коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией, пресечь контрабанду иранского оружия морским путем. В период с 2015 по 2016 год коалиция во главе с Саудовской Аравией провела собственную эксклюзивную морскую блокаду портов Йемена с целью сдерживания контрабанды иранского оружия. Первоначально блокада также замедлила доставку коммерческих товаров в Йемен. До войны Йемен импортировал почти 90 % всего продовольствия. Вблизи Ходейды суда, перевозящие продовольствие и топливо, обычно стояли у берега, когда суда арабской коалиции обыскивали их на предмет наличия грузов незаконного оружия. В целях осуществления полномочий по досмотру грузов, определенных в резолюции 2216 Совета Безопасности ООН, и ускорения доставки коммерческих товаров при сохранении эмбарго на поставки оружия международное сообщество создало новый режим инспекций. В начале 2016 года Организация Объединенных Наций по просьбе ROYG учредила Механизм проверки и инспекции ООН (ДООНВМ). ДООНВМ является   операцией Организации Объединенных Наций,  направленной на проверку судов, направляющихся в йеменские порты, не находящиеся под контролем ROYG, на предмет обнаружения  незаконных партий оружия. ДООНВМ может проверять грузы, одновременно обеспечивая своевременный импорт коммерческих товаров. Как правило, она обрабатывает первоначальные запросы на оформление грузов от коммерческих грузоотправителей. После рассмотрения каждого запроса ДООНВМ принимает решение либо (1) не требовать проверки и предоставить разрешение на судно; либо (2) инспектировать судно в территориальных или международных водах на основании подозрений в отношении движения судна, экипажа, документов или запрещенного груза. Если запрещенные предметы будут обнаружены во время инспекции, они должны быть изъяты и утилизированы правительством Джибути в присутствии наблюдателей ДООНВМ. Если судно не соблюдает процедуры ДООНВМ, стандартная оперативная процедура требует, чтобы ДООНВМ связалась с Оперативной ячейкой (EHOC) Министерства обороны Саудовской Аравии по эвакуации и гуманитарной помощи.  Одна из проблем в обеспечении своевременной доставки коммерческих товаров в Йемен заключается в том, что коалиция во главе с  Саудовской Аравией использует дополнительный процесс досмотра судов после миссии ДООНВМ. Этот «вторичный» процесс осмотра судна происходит после того, как ДООНВМ завершит свою  проверку. После того, как ДООНВМ осмотрит судно, оно должно перейти к второй фазе допуска, которая называется «Зоной ожидания» или CHA у побережья Саудовской Аравии, где он должен ждать разрешения от ROYG и ДООНВМ на швартовку в йеменских портах, контролируемых хоуситами.  В зависимости от уровня ожесточенности между КСА и хоуситами, задержка с этим вторичным процессом «очистки» может варьироваться от минимального до серьезного препятствия для импорта товаров в Йемен. Ранее в 2021 году спор между ROYG и хоуситами привел к тому, что должностные лица ROYG отказали в допуске судам с топливом, некоторые из которых месяцами стояли у берегов порта Ходейда. Это привело к нехватке топлива и росту цен внутри Йемена. Правительство США выступает против произвольных ограничений на ввоз товаров в Йемен, но уважает «право правительства контролировать свой доступ к портам». По состоянию на июль 2021 года, по данным Агентства USAID,   ROYG и коалиция, возглавляемая КСА, одобрили разгрузку четырех  судов, перевозящих около 89 000 метрических тонн) топлива, для разгрузки в порту Ходейда — основной точке ввоза топлива в Северном Йемене. Механизм контроля и инспекций государств для Йемена (ДООНВМ) сообщает о 38-процентном сокращении объема топлива, разгружаемого в Ходейде в июне 2021 года, по сравнению со средним объемом топлива, разгружаемого ежемесячно в 2020 году; на сегодняшний день импорт топлива в Ходейде снизился примерно на 82% по сравнению с общим объемом импорта топлива в порт в 2020 году. В октябре 2021 году Совет Безопасности ООН призвал правительство Йемена облегчить, и регулярно и без задержек, допускать  корабли с топливом в порт Ходейда, и подчеркнул важность выполнения всеми сторонами обеспечения свободного потока топлива внутри страны, чтобы доставить товары первой необходимости и гуманитарной помощи, и подчеркнул, что топливо, которое поступает через порт Ходейда не должны использоваться для личных целей или для финансирования эскалации конфликта. ООН настоятельно призвала стороны добиваться стабильности в Ходейде, в том числе посредством сотрудничества с Миссией Организации Объединенных Наций в поддержку Соглашения в Ходейде (ЮНМХА). Они также призвали положить конец окружению Аль‑Абдийи.

Неисправный нефтяной танкер

Техническое состояние пришвартованного у западного побережья Йемена к северу от Ходейды 44-летнего  судна для хранения и разгрузки (FSO) Safer (принадлежащее государственной Йеменской нефтегазовой корпорации) в течение многих лет ухудшалось. В нем содержится, по оценкам, 1,4 млн баррелей сырой нефти. Плановое техническое обслуживание на танкере было остановлено после начала интервенции под руководством Саудовской Аравии в марте 2015 года. Катастрофа с  FSO Safer нанесет ущерб окружающей среде в Красном море и поставит  под угрозу поставки питьевой воды из-за  близости танкера к опреснительным установкам. Это также может привести к закрытию порта Ходейда на несколько месяцев, что затруднит доставку гуманитарной помощи в Северный Йемен. Чтобы оценить риски, Организация Объединенных Наций вела переговоры с хоуситами, чтобы разрешить технической группе доступ к танкеру. Хотя хоуситы указали, что будут выдавать разрешения на въезд инспекторам ООН, но пока они не дали своего окончательного разрешения. Один представитель ООН заявил, что, хотя ООН выделила 3,3 млн долларов для начала работы по техническому обслуживанию танкера, хоуситы могут пересмотреть вопрос о предоставлении  доступа специалистам к судну.  В октябре 2021 года эксперты из Стэнфордского университета, Гарвардского университета и Калифорнийского университета в Беркли опубликовали исследование о возможных последствиях разлива нефти из FSO Safer. В соответствии с их моделью, она может привести к потере возможности для  «девяти миллионам [людей]  доступа к чистой воде, а еще семь миллионов теряют доступ к продовольствию».

52.33MB | MySQL:103 | 0,448sec