Оценки китайских специалистов процесса разработки ОПК Турецкой Республики малозаметного истребителя следующего поколения TF-X

Как известно, военно-политическое руководство Турецкой Республики активно ведет переговоры с официальным Вашингтоном с целью заключения контракта на поставку нескольких десятков истребителей F-16V и значительного количества комплектов комплектующих (конформные топливные баки, новые РЛС, бортовое радиоэлектронное оборудование и двигатели) для модернизации части наличных F-16 ВВС Турции до уровня F-16V.

Следует отметить, что легкий одномоторный истребитель F-16 составляет основу оперативно-тактической авиации ВВС Турецкой Республики (на вооружении находится 270 ед.), которые благодаря самолетам дальнего радиолокационного дозора и наведения Т-7Е Wedgetail способны наносить удары по воздушным целям без обнаружения таковых собственной РЛС.

Китайские специалисты отмечают, что летный ресурс большинства истребителей F-16C/D при современной интенсивности полетов будет исчерпан к 2028-2030 гг. даже при условии, что авиастроительные и авиаремонтные предприятия Турецкой Республики обладают квалификацией достаточной для проведения капитального ремонта и модернизации. Для замены  большей части истребителей F-16C/D в модификациях Block 30, 40 и 50 турецкие авиастроители должны предоставить национальным ВВС  малозаметный истребитель нового поколения под условным обозначением TF-X.

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий пристально наблюдают за процессом создания оборонно-промышленным комплексом Турецкой Республики малозаметного истребителя TF-X, который предназначен для повышения уровня боевых возможностей национальных ВВС

По данным китайских источников, руководство Турецкой Республики приняло решение о необходимости открытия научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по созданию малозаметного истребителя нового поколения под условным обозначением еще 15 декабря 2010 г.

Спустя пять с половиной лет —  5 августа 2016 г. ведущая турецкая авиастроительная компания «TAI» подписала с Управлением оборонной промышленности Турции контракт на начальное проектирование. Руководство турецкой компании осознавало, что предприятие не располагает возможностями по собственному проектированию такого самолета и для выполнения данной задачи 28 января 2017 г. был подписан меморандум о понимании в вопросах технической поддержки с британским оборонно-промышленным концерном ВАЕ Systems. Британские авиаконструкторы  разработали общую концепцию и внешний вид самолета. Стоимость работ была оценена в 156 млн долл. США.

По данным китайских источников, по состоянию на середину 2020 г. турецкая сторона инвестировала в проект нового истребителя около 1,3 млрд долл. США из которых 300 млн долл. США были затрачены на строительство новых производственных мощностей и закупку инструмента. В предстоящие 9 лет из бюджета Турецкой Республики на этот проект будет выделено еще 7,3 млрд долл. США.

Указанная сумма денежных средств выделяется с расчетом на изготовление 7 прототипов, из которых 1 предназначен для стендовых испытаний и 6 для летных. Также турецкие авиастроители должны уложиться в указанную сумму и построить 12 самолетов в модификации Block 0, т.е. самолет минимального уровня боевой готовности и 20 самолетов в модификациях Block 1 и 2 (равное количество каждой модели).

Согласно данных из открытых источников малозаметный истребитель TF-X имеет длину 21 м, размах крыла составлять 14 м, максимальная взлетная масса составляет 27 215 кг (с учетом полной заправки топливом и 6 ракет – 4 УР ВВ средней дальности и 2 УР ВВ ближнего боя), а практический потолок определен на уровне 16 700 м.

Анализ фотоизображений показывает, что турецкие конструкторы заимствовали форму воздухозаборников и схему расположения внутренних ракетно-бомбовых отсеков у российского Су-57. Очевидно, что турецкие специалисты рассчитывают размещать 4 УР класса «воздух-воздух» средней дальности типа AMRAAM в 2 ракетно-бомбовых отсеках (РБО), расположенных  в нижней плоскости центральной части самолета, а еще 2 УР класса «воздух-воздух» ближнего боя типа ASRRAM намерены разместить в 2 РБО по бортам кабины. По данным китайских источников, пусковые направляющие будут оснащены вращающимся крепежом, который позволит разместить УР в закрытых РБО. Турецкие инженеры намерены обеспечить возможность применения  УР американского (AIM-120C7, AIM-9X), европейского (Spear), британского (METEOR) и национального (GOKDOGAN, BOZDOGAN) производства.

В номенклатуру авиационных средств поражения также будут включены авиационные бомбы серий KGK, HGK, LGK и TEBER турецкого производства, GBU и JDAM американского производства, а также крылатые ракеты воздушного базирования SOM-B1,B2,B3. Большинство из указанных образцов АСП планируется размещать на внешних точках подвески, что вполне ожидаемо негативно скажется на уровне радиолокационной заметности самолета. Кроме того, отдельная ВТП предусмотрена для оптико-электронной системы разведки и наведения, которая предназначена для высокоточного поражения наземных/надводных объектов.

В целях увеличения дальности/времени полета и боевого радиуса с 600 до 1100 км турецкие конструкторы рассчитывают размещать подвесные топливные баки емкостью 1680 литров.

Следует отметить, что первоначально турецкие специалисты рассчитывали создать более компактный самолет – длина 19 м и размах крыла 12 м. Однако, в тактико-техническом задании были определены такие параметры как максимальная скорость 2 МАХа и боевой радиус в 600 км.

Первоначально турецкие авиастроители рассчитывали  применить  турбореактивные двухконтурные двигатели типа EJ-200 (EJ-230) от компании «Роллс-Ройс» (Великобритания) или F414 (F414EPE) выпускаемых General Electric (США), однако данные силовые установки не обеспечивали требуемых параметров.  Максимальная тяга моторов EJ-200 и F414 на форсажном режиме составляет 9 и 9,7 тонн соответственно, тогда как двигатели моделей EJ-230 и F414EPE обеспечивают максимальную мощность около 11 тонн, однако этих показателей не достаточно для достижения истребителем с взлетной массой около 27 тонн расчетной максимальной скорости 2 МАХа.

Как известно, турецкая сторона специально создала совместное предприятие TR Motor для разработки собственного двигателя с опорой на конструкторско-техническую документацию от британской  компании «Роллс-Ройс». Согласно данным китайских источников, турецкое СП TR Motor было создано при взаимодействии одного из ведущих двигателей строительных предприятий Турции – компании ВМС, авиастроительной компании TAI и Управления оборонной промышленности Турции, которым принадлежит 55, 35 и 10% акций соответственно.

Британские специалисты были вынуждены свернуть работу по силовой установке для TF-X к марту 2019 г. поскольку Государственный департамент США оказал соответствующее влияние на руководство компании «Роллс-Ройс», которая выполняет более значимые для нее контракты с партнерами с североамериканского континента.

Китайские специалисты отмечают, что на определенном этапе турецкая сторона запустила операцию по дезинформации разведслужб западных стран при помощи искусственных утечек о намерениях наладить сотрудничество с российской ОДК в целях разработки нового двигателя на базе РД-93МА.

Сотрудники китайских двигателестроительных предприятий провели анализ собранной информации и установили ложный характер «турецких утечек», поскольку даже при внедрении всех существующих разработок в области высокотемпературных сплавов ТРДД подобного типоразмера способны обеспечить максимальную тягу на форсажном режиме не более 10 тонн, что явно недостаточно для TF-X.

В дополнение к вышесказанному отметим, что  турецкие двигателестроители приняли решение самостоятельно создавать новый ТРДД на основе американского F110-GE-129 (по другой информации F110-GE-132), который на форсажном режиме обеспечивает тягу в 13 тонн. При таком уровне мощности TF-X сможет достичь максимальной скорости 1,8 МАХа.

Известно, что турецкая компания TАI ведет переговоры с американскими партнерами о закупке 5 новых двигателей данной модели. 4 двигателя будут установлены на 2 летных прототипа истребителя и один мотор будет использован для копирования. Выбор в пользу ТРДД американского производства обусловлен необходимостью контроля последующих расходов на обслуживание и ремонт самолетов.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что, по мнению китайских аналитиков, оптимальным вариантом силовой установки для TF-X с учетом размеров, массы и требуемых параметров является ТРДД российского производства Ал-41Ф1-С.

52.46MB | MySQL:103 | 0,737sec