О трудном начале переговоров в Вене по иранской ядерной программе

Соединенные Штаты решат в ближайшие несколько дней, серьезным ли образом настроен Иран на переговоры по ядерной сделке. Об этом сообщил 2 декабря на пресс-конференции в Стокгольме госсекретарь США Энтони Блинкен. Он находится в столице Швеции для участия в заседании Совета министров иностранных дел (СМИД) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).    «Мы узнаем очень быстро — думаю, в следующие 1-2 дня, — серьезно ли настроен Иран. Нам нужно в полной мере проверить это предположение», — заявил шеф американской дипломатии, комментируя консультации с целью возвращения к полному соблюдению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе Тегерана. Пока новости из Вены не очень оптимистичны, несмотря на показной оптимизм Брюсселя,  но об этом ниже.   «Но, как я сказал, чтобы внести полную ясность, мы не примем статус-кво, заключающийся в том, что, с одной стороны, Иран развивает свою [ядерную] программу, а с другой, тянет время на переговорах», — предупредил Блинкен. С его точки зрения, пока шаги Тегерана не внушают большого оптимизма. «Должен вам сказать, что недавние шаги, недавняя риторика [Ирана] не дают нам больших оснований для оптимизма», — отметил глава внешнеполитического ведомства США.  При этом Блинкен выразил мнение, что позиции России и США по ядерной программе Ирана во многом совпадают. «Должен сказать, что у меня был хороший разговор об этом с министром иностранных дел [России Сергеем] Лавровым. Считаю, что Россия разделяет наш базовый взгляд на это», — заявил госсекретарь. Его встреча с Лавровым на полях СМИД состоялась в столице Швеции ранее 2 декабря. При этом в Москве заявили, что она в целом поддерживает позицию Ирана. По словам Блинкена, тему ядерных разработок Ирана он также рассмотрел в этот же день в «хорошем и детальном разговоре» с премьер-министром Израиля Нафтали Беннетом.  Это опять же не совсем так. Министр внутренней безопасности О.Бар-Лев отметил, что Израиль остается в неведении относительно некоторых деталей ядерных переговоров, проходящих за кулисами в Вене. «Нам не так ясно, каковы различные позиции всех тех, кто ведет переговоры с [иранцами]», — сказал Бар-Лев. «Мы, безусловно, очень обеспокоены этим, потому что мы боимся, что в случае подписания соглашения они вернутся к еще более слабому соглашению, и это очень тревожно», — говоря о странах «5+1», которые включают Соединенные Штаты, Китай, Францию, Россию, Великобританию и Германию. Бар-Лев также отверг сообщения о том, что Израиль просил американцев сосредоточить военные силы в регионе во время переговоров, заявив: «Я не знаю о такой просьбе». Израильский министр отказался вдаваться в подробности об израильском военном варианте, но сказал, что такой сценарий «возможен… очевидно, что этот вариант находится на столе». СВПД был подписан с Ираном в 2015 году в целях преодоления кризиса вокруг его ядерной программы постоянной «пятеркой» Совета Безопасности ООН и Германией. Предыдущий президент США Дональд Трамп принял в 2018 году решение о выходе из СВПД. Нынешний глава американской администрации Джо Байден неоднократно сигнализировал о готовности вернуть США в ядерную сделку с Тегераном. Группа «5+1» ведет с Ираном переговоры по восстановлению СВПД в его первоначальном виде с апреля в Вене. Между тем от ряда инсайдеров стало известно, что  Иран уже  представил два проекта документов на крайне напряженных переговорах по ядерной программе в Вене с требованием снять все санкции, введенные бывшим президентом США Дональдом Трампом. Этот шаг, скорее всего, снова приведет к обмену обвинениями, а не к конструктивному диалогу.   Ожидается, что европейские государства, участвующие в переговорах, снова попросят об отсрочке переговоров,  во второй раз за три дня. Но иранская делегация хочет остаться и продолжать, заявив, что разногласия между сторонами должны быть урегулированы за столом переговоров в Вене, а не во время консультаций у себя дома. В своем первом интервью с начала переговоров 29 ноября главный переговорщик Ирана Али Багери Кани заявил, что ответственность за то, чтобы сесть за стол переговоров, лежит на США, а не на Иране. Он отметил, что Иран не испытывает никакого давления для заключения сделки по своей программе ядерного обогащения, добавив, что мяч сейчас  «на американской стороне» и настаивал на том, что теперь президент США Джо Байден должен вернуться к полному соблюдению и отменить санкции, поскольку именно Вашингтон в одностороннем порядке отказался от договора в 2018 году, нарушая не только Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), но и соответствующую резолюцию ООН  и международное право. Одновременно Багери Кани настаивал на том, что Иран очень серьезно относится к переговорам, и подчеркнул тот факт, что с ним в австрийской столице находятся 40 высокопоставленных чиновников,  два других заместителей министра иностранных дел и бывший управляющий Центральным банком Ирана. Эта команда предназначена для «проверки» того, может ли Иран независимо получить гарантии на какое-либо обязательство по отмене санкций. Министр отклонил недавние предположения о том, что Иран рассматривает промежуточную сделку, так называемый план «меньше за меньшее», или что его страна рассмотрит «СВПД плюс», который будет включать начало переговоров по баллистическим ракетам Ирана или лимитировании его регионального участия.

Байден сделал возвращение к СВПД центральным элементом политики своей администрации на Ближнем Востоке, но до сих пор сохранял санкции, введенных Трампом для оказания «максимального давления» на Иран. Более того, это психологическое давление усиливается по мере развития диалога в Вене. Двухпартийная группа законодателей США представила 1 декабря  законопроект, направленный на ограничение растущей программы беспилотных летательных аппаратов Ирана после серии атак, направленных против США и их союзников по всему региону. Законопроект о прекращении иранских беспилотных летательных аппаратов призван разъяснить, что существующие санкции США в отношении систем обычных вооружений Ирана также применяются к лицам, участвующим в прямой или косвенной поставке, передаче или продаже боевых беспилотных летательных аппаратов в Иран или из Ирана. Законопроект был внесен председателем Комитета по иностранным делам Палаты представителей Грегори Миксом и высокопоставленным членом Майклом Макколом, а также председателем Подкомитета по Ближнему Востоку, Северной Африке и глобальной борьбе с терроризмом Тедом Дойчем и высокопоставленным членом Джо Уилсоном. В тексте предлагаемого закона говорится, что политика США должна быть направлена на предотвращение приобретения «Ираном и связанными с Ираном террористическими группами и группами боевиков» беспилотных летательных аппаратов, которые могут использоваться в атаках против Соединенных Штатов и их союзников. США и их партнеры обвинили Иран в серии атак беспилотников в этом году, включая удар по танкеру Mercer Street у побережья Омана летом, в результате которого погибли капитан судна и охранник. Иранские доверенные лица также использовали беспилотные летательные аппараты для нанесения ударов по американским базам в Ираке, в то время как Саудовская Аравия — ключевой союзник США — подверглась атаке беспилотных летательных аппаратов, используемых поддерживаемыми Ираном хоуситами в Йемене. Маккол назвал атаки «невыносимыми» в заявлении: «С помощью этого законопроекта мы гарантируем, что мир узнает, что США будут использовать все средства для прекращения поставок беспилотных летательных аппаратов в Иран и наказания тех, кто продолжает поставлять Ирану беспилотные летательные аппараты и запчасти, несмотря на их разрушительное воздействие». Последнее по времени нападение, которое американские официальные лица приписывают Ирану, произошло в октябре на военной базе США на юге Сирии, которая, по их словам, была поражена пятью беспилотниками, начиненными взрывчатыми веществами. В октябре администрация Байдена объявила о санкциях против командира подразделения военных беспилотников Корпуса стражей исламской революции (КСИР), а также других лиц и компаний, которые, по ее словам, были ответственны за предыдущие атаки. Законопроект направлен на решение проблемы использования Ираном коммерческих комплектующих для сборки элементарных беспилотных летательных аппаратов, используемых силами и доверенными лицами Тегерана. Эксперты при этом предупреждают, что простой состав иранских беспилотных летательных аппаратов и доступность многих их частей на коммерческом рынке затрудняют сдерживание их распространения. В октябре газета The Wall Street Journal процитировала конфиденциальный отчет, подготовленный для правительства Великобритании, в котором сообщалось, как Иран смог поставлять беспилотники своим союзникам-хоуситам в Йемене и уклоняться от санкций, используя коммерческие компании для получения запчастей. Активизация  иранской программы беспилотных летательных аппаратов последовала за предупреждением высшего военного командования США в апреле о том, что США впервые за десятилетия рискуют потерять свое превосходство в воздухе из-за использования небольших недорогих беспилотных летательных аппаратов на таких театрах военных действий, как Ближний Восток.

Эти инициативы американских законодателей появилась как раз в тот момент, когда  возобновились  переговоры между Ираном и странами « 4+1» из Великобритании, Франции, Китая, России и Германии.   При этом после одностороннего выхода Трампа из СВПД, иранские переговорщики отказались встретиться со своими американскими коллегами лицом к лицу, и иранская делегация и делегация «4+1» проводят консультации в отеле Palais Coburg, а затем официальные лица ЕС отправляют сообщения по их итогам американцам  в отель Marriott, а затем транслируют обратно их реакцию. США настаивают на полном соблюдении Ираном СВПД, что повлечет за собой сокращение числа центрифуг и общего запаса обогащенного урана в обмен на отмену санкций, которые, как они утверждают, связаны с ядерной деятельностью Ирана. Однако многие санкции, введенные в отношении Ирана в рамках кампании Трампа «максимальное давление», останутся. Вашингтон заявляет, что эти санкции связаны с ракетными технологиями, терроризмом, нападениями на нефтяные объекты в Персидском заливе, поддержкой Ираном хоуситов в Йемене и нарушениями прав человека. Иран рассматривает все эти санкции как напрямую связанные с ядерной сделкой и попытками Трампа заставить Тегеран изменить соглашение. Иранский источник, близкий к правительству, заявил, что эти санкции, не связанные с ядерным оружием, являются прямым нарушением СВПД, поскольку они препятствуют нормализации иранской торговли и бизнеса. Иранцы хотят, чтобы все санкции после СВПД были сняты, наряду с теми, которые были согласованы в рамках первоначального пакта.

Таким образом, можно констатировать, что  переговоры в Вене начались непросто. Европейская сторона сразу же расстроила иранцев, зачитав заявление, подготовленное Робертом Мэлли, главой делегации США. Иранская делегация запротестовала, заявив, что США не участвуют в этих переговорах, и заявила присутствующим буквально: «Не угрожайте нам». По причине этого представитель ЕС  и заверил иранцев, что прямые заявления делегации США больше не будут зачитываться. Затем он сказал, что его вступительное слово было неправильно истолковано, сообщил  источник, знакомый с позицией США. Между тем источники сообщили, что в международной команде, участвующей в прямых переговорах с делегацией Ирана, наметились разногласия. Когда представители Великобритании обрушились с критикой на Иран, обвинив его в непримиримости, глава китайской делегации подчеркнул лицемерие Запада в отношении распространения ядерного оружия, указав на оборонное соглашение Aukus, подписанное между США, Великобританией и Австралией в сентябре. Затем европейская сторона снова попросила об отсрочке, и иранская делегация выразила несогласие, заявив, что всем им придется вернуться в Тегеран. Затем переговоры продолжились. С июня официальные лица США неоднократно предупреждали, что окно возможностей для заключения соглашения закрывается. Багери Кани отверг это, дав понять, что Иран не испытывает никакого давления. Отвергая утверждения о том, что Иран согласился использовать рамочную сделку, разработанную уходящей иранской администрацией во главе с реформистами в июне, в качестве основы для возобновления переговоров, Багери Кани сказал, что ему не известно о какой-либо промежуточной сделке, которая была предложена американцами. Главный переговорщик сказал, что проект, составленный после предыдущих шести раундов, который, как утверждается, содержал такие элементы, был «полон скобок», а не соглашения. Он также  ясно дал понять, что Иран не готов говорить с США о региональной иранской активности. Он сказал, что находится в «постоянном контакте» с соседями Ирана и сам побывал в ОАЭ и Кувейте до прибытия в Вену. При этом по ряду данных, его  переговоры в ОАЭ прошли очень успешно. Багери Кани констатировал, что «совершенно ясно», что Иран не будет вести переговоры о своих ракетных силах. «А что касается наших оборонительных возможностей, то наш ориентир — обеспечить и гарантировать нашу национальную безопасность, и совершенно ясно, что никто не собирается вести переговоры о своей национальной безопасности. Я искренне верю, что это хорошая возможность для того, кто хорошо знаком с различными аспектами сделки, защитить право и восстановить право иранской нации», — сказал он. По его мнению, в СВПД есть две проблемы: буква закона и поведение тех сторон, которые подписали его. Ни США, прежде чем выйти из сделки, ни европейцы, которые остались, должным образом не сняли санкции или не торговали с Ираном. «Мы также считаем, что за последние несколько лет не было точно соблюдено выполнение СВПД. Американцы, когда они были в СВПД и еще не вышли даже в то время, они не выполняли СВПД комплексно. Так же обстоит дело и с европейцами, которые не вышли из СВПД, но на практике не смогли полностью выполнить условия сделки», — сказал иранский переговорщик. Иранские официальные лица в Вене говорят, что главной проблемой в сделке, которую подписала их предыдущая администрация, было отсутствие финансовой проверки. В частности, они утверждают, что, хотя бывший президент США Барак Обама согласился на сделку, Министерство финансов США неформально предупредило  банки и другие бизнес-структуры  воздержаться от сотрудничества с Ираном.

В преддверии переговоров в Вене ядерные объекты Ирана неоднократно подвергались атакам или актам саботажа, в которых Тегеран обвинял Израиль и США. Основные ядерные объекты Ирана в Натанзе были поражены в апреле во второй раз за год, а в июне произошел взрыв на площадке, где производились центрифуги по обогащению урана. Бывший представитель иранского правительства Али Рабии заявил, что атака на Карадж была в основном безуспешной, и сообщил, что ущерб оборудованию был «незначительным», но спутниковые снимки показали, что часть крыши была уничтожена в результате пожара. С тех пор Иран отказался разрешить инспекторам Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) вернуться в Карадж для переустановки камер, поврежденных в результате взрыва, утверждая, что полученные кадры были использованы для подготовки нападения, что было решительно опровергнуто МАГАТЭ. Эти атаки позволили Ирану «лучше отстроиться», по словам официальных лиц США, которые сообщили во время переговоров с израильскими коллегами, что, хотя эти операции были тактически успешными, стратегически они позволили Ирану только увеличить свой технический  потенциал по обогащению урана. МАГАТЭ сообщило в своем последнем по времени докладе, что Иран установил 170 центрифуг IR-6 на своем заводе по обогащению урана в Фордо, и газета «Уолл-стрит джорнал» отметила, что производственная линия в Карадже снова заработала. Согласно последнему по времени докладу МАГАТЭ, запасы иранского урана, обогащенного до 20%, колебались, но запасы урана, обогащенного до 60%, выросли. Обогащение до 20% составляет около 90%  работы, необходимой для обогащения до оружейного уровня. Уран, обогащенный более чем на 90%, также может быть использован в гражданских целях.

52.45MB | MySQL:103 | 0,593sec