О конференции по политике и безопасности Института стратегии и политики (IPS) Университета Райхмана. Часть 4

Институт стратегии и политики (Institute for Policy and Strategy, IPS) при Университете Райхмана в Герцлии 23 ноября с.г. провел конференцию на тему «Какая стратегия нужна Израилю?», участники которой пытались определить оптимальное поведение Израиля в условиях «безопасности и политического спокойствия сегодня, и растущих угроз с разных направлений завтра»[i].

Видные эксперты, а также действующие и бывшие политики, военачальники и руководители спецслужб обсуждали важные для Израиля вопросы, ключевым из которых является Иран, но при этом подчеркивалась важность обеспечения внутренней устойчивости еврейского государства.

Генерал-лейтенант Гади Айзенкот, бывший начальник Генштаба ЦАХАЛа (2015-2019), отметил негативное изменение ситуации в регионе в связи с рядом факторов. Во-первых, выход США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) в 2018 г. позволил Ирану продвинуться к созданию ядерной бомбы. Во-вторых, Израиль сталкивается с угрозой использования против него БПЛА. В-третьих, на протяжении последних лет остро стоит вопрос о противодействии кибератакам.

С момента образования государства ситуация изменилась таким образом, что необходимо обновить стратегическое видение и сформулировать комплексный национальный план безопасности, касающийся всех сфер государства, включая спецслужбы, экономику, здравоохранение и образование.

В качестве важного аспекта деятельности Армии обороны Израиля Г.Айзенкот считает наличие доверительных отношений с обществом. Озабоченность вызывает тот факт, что сегодня только 67% молодых людей идут в армию и только 70% из них служат до конца срока. Остро стоит вопрос национальной устойчивости и единства израильского общества.

Генерал отметил 5 основных угроз Израилю:

— неконвенциональное оружие и риск приобретения Ираном ядерного статуса;

—  конвенциональная угроза в виде армий, хотя сирийская армия восстановит свои возможности через 3-5 лет;

— нерегулярные формирования в виде террористических и партизанских групп;

— киберпространство;

— катастрофы, природные катаклизмы (землетрясения, эпидемии).

В этих условиях стратегия безопасности должна делать акцент на национальной устойчивости общества, которая, настаивает Г.Айзенкота, является наиважнейшей составляющей стратегии безопасности Израиля.

При этом насчет Ирана не должно быть иллюзий. Иранская угроза Израилю заключается в стремлении Тегерана добиться доминирующего положения в регионе. Палестинская проблема также на повестке дня. Особые взаимоотношения с США являются стратегическим активом для Израиля, которые, несмотря на возможные противоречия с Вашингтоном, составляют мощь еврейского государства и его способность противостоять всей совокупности угроз. США оказывают помощь в размере 3,8 млрд долларов, но Израиль, в свою очередь, без лишней огласки внес вклад в разгром ИГ на территории Сирии у своих границ.

Г.Айзенкот отметил «смелое решение» руководства страны в 2017 г. по рекомендациям армейского командования начать кампанию против иранского военного закрепления в Сирии. По его словам, это предоставило Израилю преимущества, было получено одобрение со стороны США и налажено взаимодействие с Россией, хотя были и критические оценки.

Тем не менее, больше всего Г.Айзенкот обеспокоен не Ираном, а расколами в израильском обществе, отсутствием единства и управляемости, в том числе на Западном берегу р. Иордан. Доверие людей государственным институтам, таким как Верховный суд и полиция, находится на очень низком уровне. Преодоление негативных явлений позволит стране справиться с любыми внешними вызовами[ii].

О важности проблемы внутренней, национальной устойчивости в контексте экзистенциальных угроз еврейскому государству говорил проф. Уриэль Райхман, основатель и председатель совета директоров Университета Райхмана, в беседе с генерал-майором Амосом Гиладом, исполнительным директором Института политики и стратегии (Institute for Policy and Strategy, IPS).

У.Райхман отметил наличие ряда расколов в израильском обществе. Он полагает, что израильтянам необходимо ответить на вопрос – в чем заключается смысл их существования, в каком направлении они хотят двигаться, существует ли общее видение будущего? «Если этого нет, Израиль обречен». По словам профессора, «в стране утрачен контроль». Например, вы не можете спокойно передвигаться по стране в южном направлении без сопровождения, т.к. существует угроза нападений со стороны бедуинов. Похожая ситуация была во времена британского мандата, когда путь в Иерусалим пролегал через участки, которые контролировались арабами. На юге Израиля население живет в страхе, т.к. там часты случаи насилия, проникновения на базы ЦАХАЛа с целью кражи оружия. На севере страны ситуация не лучше. Там беспрецедентно участились случаи нападений, поджогов сельхозугодий. По словам У.Райхмана, евреи сегодня живут в условиях «погромов» (в Израиле агрессию на национальной почве называют «pogrom», что в том же смысле используется в русском, польском и др. славянских языках). В Яффо они могут подвергнуться нападению лишь потому, что они евреи. При этом на израильтян нападают не только на границах государства, но что еще хуже – внутри страны.

Другая проблема – агрессия исходит и от еврейского сектора, от крайне правых экстремистов, таких организаций как «Лахава», члены которой атаковали жителей Иерусалима лишь по той  причине, что они арабы. Нападкам подвергаются палестинцы, проживающие на Западном берегу р. Иордан. В больницах есть случаи избиения врачей и медперсонала.

Таким образом, констатирует У.Райхман, ситуация в Израиле выходит из-под контроля. С одной стороны, люди не чувствуют себя в безопасности, с другой – ряд сообществ обособились в рамках одного государства и делают что хотят. В качестве примера он привел случаи оскорблений израильских военнослужащих (их называли «нацистами»), которых привлекли к наведению порядка в ходе волнений в ортодоксальных общинах, вызванных противоковидными ограничениями.

Профессор отметил, что весь мир столкнулся с отсутствием безопасности после индустриальной революции, в результате которой не каждый смог найти свое место в этой жизни, произошла фрагментация обществ. Не член того или иного сообщества автоматически становится «плохим парнем». В израильском социуме появился феномен «гонения», с которым связано распространение ненависти.

По словам У.Райхмана, бывший премьер-министр Биньямин Нетаньяху возглавил успешный бренд – «правые». На самом деле трудно найти различия между израильскими «левыми» и «правыми», только если в степени экстремизма. Однако на вооружение был взят принцип – «кто против Нетаньяху, тот левый». Соответственно, риторика заключалась в том, что левые – это плохо, правые – благо для страны. Представители противоборствующих лагерей призывают даже к физическому насилию в отношении своих соперников. Их лидеры против оппонентов используют «фейк-ньюз». Профессор напомнил, что еврейский экстремист убил Ицхака Рабина не так давно в той атмосфере, которая сегодня вновь царит в израильском обществе. На фоне вышесказанного он подчеркнул, что израильтянам не стоит забывать – у Израиля есть мировоззренческая концепция. «Государство создавалось волей народа путем самопровозглашения. Декларация независимости является вторым по важности документом после Десяти заповедей; эти «документы» определили Израиль как государство еврейского народа, а не всех его граждан. Основная его цель – собрать всех евреев в одной стране, установить равенство, свободу вероисповедания и свободу от религии, стремиться к миру. Государство должно быть самодостаточным… Такую конструкцию необходимо поддерживать, однако в сегодняшнем израильском обществе есть ряд групп, которые могут ее разрушить». «Прежде всего, – говорит он, – это арабы, которые не верят в еврейскую сущность государства (не все из них, есть замечательные арабские студенты, которые ощущают себя частью Израиля в качестве меньшинства). Другие – те, кто настаивает на том, что Израиль должен жить по еврейскому закону, по Галахе (религиозный сионист Бецалель Смотрич, как пример). Третьи, которые утверждают, что сионизм является европейским, ашкеназским изобретением». Таким образом удар наносится по основам израильской государственности, поэтому задача Университета Райхмана, созданного на принципах Декларации независимости, заключается в противодействии данным тенденциям. По словам профессора, «в этих вопросах недопустимо идти на компромисс. Задача его университета – защищать Израиль не только развитием экономики и обеспечением безопасности, но сохранением его мировоззрения и еврейской сущности. Если утрачиваются базисные принципы государства, все остальное не имеет значения, и страна развалится изнутри».

У.Райхман согласился с А.Ядлином в том, что разжигание ненависти в стране путем призывов к убийству политических оппонентов не имеет ничего общего с демократией и свободой выражения мнений и должно строго караться уголовным кодексом. Для начала одной из ключевых израильских партий «Ликуду» необходимо отмежеваться и осудить своих однопартийцев, которые делали экстремистские и прочие недопустимые заявления, разжигающие вражду в обществе. В этих условиях особенно важно настаивать на соблюдении истинных сионистских ценностей без малейших компромиссов. Национальная безопасность и внутренняя устойчивость государства невозможны по отдельности[iii].

[i] Security & Policy Conference: What Strategy Does Israel Need? — https://www.idc.ac.il/en/research/ips/pages/2021/2021-conference-main.aspx?utm_source=Conference&utm_medium=ips2@idc.ac.il&utm_campaign=conference2021

[ii] Gen. (res.) Gadi Eisenkot — https://www.youtube.com/watch?v=WkSq5gLTaRk

[iii] Prof Uriel Reichman — https://www.youtube.com/watch?v=cHs1R38nVs8

52.28MB | MySQL:103 | 0,464sec