ФРГ – Мароккко: навстречу устойчивому экономическому развитию

Говоря о приоритетах германского сотрудничества с развивающимися странами и странами с переходной экономикой, в число которых входит Марокко, надо отметить принципы этого взаимодействия. К примеру, на каких основаниях Федеративная Республика Германии в 2008-2009 гг. вложила в развитие экономики Марокко 98,5 млн евро, из которых 83,5 млн евро — в рамках финансового сотрудничества (FZ).

Финансовое сотрудничество является одним из наиболее важных инструментов немецкой политики в области развития. Ее основная задача заключается в том, чтобы страны-партнеры направляли средства на финансирование мер первостепенной важности, в частности на поддержку развития образования и здравоохранения, инфраструктуры, мер по охране окружающей среды, модернизации сельского хозяйства. Чтобы инвестиции в программах FZ несли стабильное улучшение, они должны, по мнению немецких экспертов, сопровождаться процессом реформ. Так, в 2007 г Банк развития KfW и Германское общество по инвестициям и развитию (DEG) заключили в развивающихся странах и странах с переходной экономикой контракты общим объемом около 4,2 млрд евро, в котором 1,2 млрд евро выделил федеральный бюджет. На 2008 г. федеральный бюджет увеличил свой взнос до 1,4 млрд евро.

Вкладывая средства в рамках FZ, правительство ФРГ руководствуется выбором проектов, который осуществляется совместно с правительством страны-партнера. Цель этого проекта, объем финансовой поддержки и другие важные детали тщательно согласованы. От имени и по поручению федерального правительства обязательства по осуществлению FZ берет на себя Банк развития KfW. Он проводит анализ того, насколько предлагаемый проект является разумным и перспективным, поддерживает спонсоров проекта в стране-партнере в ходе его подготовки и контролирует выполнение задач. Таким образом Банк развития KfW осуществлял (данные на середину 2008 г.) надзор за реализацией 1600 проектов в более чем 90 странах.

Исходной базой для старта FZ служат основные исходные данные. Сопоставляя две страны по основным показателям, эксперты ФРГ отмечают: при соотношении площадей Германии и Марокко (не считая 266 тыс. кв. км территории Западной Сахары, на которые претендует Марокко в рамках международного спора) как 3:4 и населения 5:2 доход на каждого жителя страны (по данным 2007 г.) составляет 16:1. Эти показатели дают общую картину использования природных и человеческих ресурсов, что важно для определения стратегии развития двусторонних отношений и социально-хозяйственных приоритетов.

Не менее важно географическое положение. Марокко, находясь в северной части Африки, буквально смотрит на Европейский континент — из порта Танжер по так называемой Гибралтарской улице до южной оконечности Испании всего14 км. По существу, этот отрезок — мост, связывающий два континента и, условно говоря, две культуры. Условно — поскольку именно здесь на протяжении веков и в силу разных причин, в том числе и войн, происходило взаимовлияние различных цивилизаций вместе с их социально-хозяйственными устоями. Поэтому традиции и реальности на этом стыке двух континентов базируются на двух основных исторических векторах — арабской политике в Испании (XI в.) и колониальной политике в Марокко, завершившейся провозглашением независимости государства в 1956 г.

Эксперты ФРГ указывают на весьма близкие отношения Марокко с Евросоюзом. В 1996 г. было подписано соглашение об ассоциированном членстве Марокко в ЕС, которое в 2000 г. вступило в силу. Это основа для постепенной либерализации торговли с Европейским союзом. Создание в 2010 г Евросредиземноморской зоны свободной торговли, которая для Марокко с 2012 г. станет реальностью, принесет как огромные возможности, так и немалые проблемы.

И те и другие связаны с тем, что в современном ее состоянии экономика Марокко не может конкурировать с европейскими странами. Королевство борется с проблемами, не только появившимися в результате былой колонизации, хотя частично сохранились и они, но и возникшими за последние полвека, то есть в результате урбанизации и индустриализации Все еще велика численность беднейшего населения страны, из-за чего доход на душу населения (показатель 2007) составляет 1,47 тыс. евро. Последствиями социальных конфликтов являются рост нелегальной миграции в Европу и опасность радикализации отдельных групп.

Несмотря на возросший в 2007 г уровень ВВП по сравнению с 2006 г. на 2,2%, общий его объем 45,8 млрд евро служит довольно низким показателем даже среди стран континента. Однако значительная часть ВВП (около 36%) — результат хозяйственных отношений в так называемом неформальном секторе, так как марокканская экономика во многом зависит от гастарбайтеров, не нашедших рабочих мест на родине. Общий объем рабочих мест вне Марокко оценивается в 46,8%. По сведениям Всемирного банка и марокканского Министерства промышленности, только в ФРГ постоянно живут и трудятся, пересылая средства на содержание собственным семьям, 130 тыс. марокканцев.

Остальные — а счет идет на миллионы трудоспособных — вынуждены довольствоваться возможностями отечественной экономики, которая из-за особенностей развития постоянно усиливает разрыв между богатыми и бедными слоями населения. Это сказывается на социально-бытовых условиях и создает напряжение в обществе. Например, сохраняется отношение к женщине как к человеку «второго сорта». Каждая вторая женщина в стране безграмотна. Правительство Марокко, демонстрируя приверженность демократической ориентации, проводит реформы, в том числе и по улучшению правового положения женщин, и в этой сфере, как указывают эксперты ФРГ, обозначился хотя и медленный и не столь уж грандиозный, но прогресс.

В числе других важнейших проблем, которые решает марокканское общество, — уровень коррумпированности. Решению этих проблем в конструктивном ключе придается большое значение, поскольку от этого зависит дальнейшее развитие страны. Согласно индексу Transparency International — неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру, основанной, к слову сказать, в Берлине, — в 2007 г интенсивность государственных усилий в этом вопросе оценивалась в 3,5 балла из десяти возможных. Соседство с бесспорными мировыми лидерами в коррупции Сомали и Ираком говорит как об угрожающем положении Марокко в борьбе с проблемой, так и не получающем пока развития процессе противостояния этому общественному злу.

Основное внимание в ближайшие несколько лет будет уделено так называемой Национальной инициативе — программе по развитию человеческого потенциала, борьбе с бедностью и социальной изоляцией. По индексу развития человеческого потенциала 2007/2008 (ИРЧП), Марокко занимает 126-е место среди 177 стран. В этой связи предусмотрены перспективы роста экономики, которая будет ориентирована на развитие информационных технологий, автомобильной и авиационной промышленности, сферы использования возобновляемых источников энергии: просторные и слабо освоенные массивы в Марокко идеально подходят для установки оборудования по использованию возобновляемых источников энергии, в частности ветровой и солнечной. Являясь пионером именно в сфере возобновляемых источников энергии, Германия готова оказать Марокко всестороннюю поддержку в этом вопросе, для чего есть все условия: большая протяженность береговой линии и связанная с этим расположением возможность установки соответствующего оборудования, а также огромные массивы пустынной и степной зон, где можно смонтировать комплексы солнечных батарей.

Контакты между ФРГ и Марокко имеют надежную основу. Во-первых, Марокко является одним из ключевых партнеров ФРГ в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Во-вторых, Германия расположена рядом с постоянными марокканскими торговыми партнерами по Евросоюзу — Францией, Испанией, Италией, а также тесно связана с Саудовской Аравией и Китаем. По этой причине речь может идти также о cредне- и дальнесрочной перспективе многостороннего сотрудничества, объединяющего хозяйства сразу нескольких регионов и континентов.

Германо-марокканские программы в области развития встроены в стратегические планы Евросоюза и отражают их характерные черты. При этом основное внимание обращено на проекты в области использования и регулирования водных ресурсов, охраны окружающей среды и изменения климата.

В качестве генеральной цели определено устойчивое экономическое развитие. Эта устойчивость определяется планомерным переходом от аграрного к аграрно-индустриальному облику хозяйства, иному принципу использования земли и других природных ресурсов.

Программы структурной перестройки привели к значительному улучшению макроэкономических условий и инвестиционного климата В 2006 г. в Марокко прирост общественного производства достиг 7,3%, в 2007 г (из-за связанных с климатическими причинами потерь урожая) — лишь 2,5%, тогда как, по предварительным прогнозам экспертов, за 2008 г. ожидается прирост в 5,3%. Таким образом, среднегодовой прирост для данного периода времени составляет 5%, что немецкие исследователи оценивают как вполне благополучный показатель.

В этой связи возможны положительные перспективы Марокко готовит почву для инвесторов как Африки, так и Европы, Северной и Южной Америки, стремясь стать наиболее выгодным на севере Африки центром вложения иностранного капитала. В известной степени это желание оправдано: страна привлекает достаточной политической стабильностью, что снижает экономические риски.

Однако пока не решена основная проблема марокканской экономики, которая заключается в низкой производительности труда и, как следствие, в слабой конкурентоспособности выпускаемой продукции по причинам, во-первых, ее низкого качества, во-вторых, ограниченного спектра выпускаемых товаров и, в-третьих, нехватки квалифицированного персонала, способности нести ответственность за уровень качества и недостаточно разнообразный ассортимент.

Тот факт, что экспортный сектор марокканской экономики еще не отвечает высоким требованиям мирового рынка, сдерживает немецкие инвестиции. С другой стороны, эти инвестиции вкупе с технологиями и рекомендациями немецких экспертов вполне способны сделать марокканские товары достаточно конкурентоспособными.

Сфера, в которой можно развернуть взаимовыгодные отношения, — сельское хозяйство. Почти половина жителей страны задействованы в этой сфере общественного производства. В любой стране и в любые времена земледелец и животновод держат постоянный экзамен на прочность и зависят от природно-климатических факторов, главные из которых — число солнечных дней в году, репродуктивные свойства почв и водообеспеченность. В этой связке самым слабым звеном является последний фактор. Водные ресурсы в Марокко не просто ограниченны — во многих регионах страны они сокращаются из-за чрезмерного либо недостаточного использования. По этой причине страдает плодородие орошаемых земель. Нередки периоды климатических перепадов, изнурительные засухи, ведущие к неурожаям. В государстве с 32 млн жителей и среднегодовым приростом населения 1,4%, как отмечают немецкие эксперты, люди живут впроголодь: более 14% населения имеют менее двух долларов в день; в сельских районах, по мере удаления от крупных городов, этот процент еще выше.

Марокканская глубинка бедствует годами. Поэтому многие сельские жители единственный выход из положения видят в миграции в другие города. Однако и в этих городах положение весьма непросто, так что подобная передислокация только усугубляет имеющиеся проблемы.

Несмотря на это, в 2007 г было создано 300 тыс. новых рабочих мест, что ослабило напряженность в некоторых социальных слоях, особенно среди молодежи, научных работников и специалистов с высоким уровнем образования. Однако в том же 2007 г. уровень безработицы оценивался в 9,8%, причем в группе 25–34-летних этот показатель был еще выше и достигал 21%.

В целом в стране уровень неграмотности все еще остается очень высоким: только около 52% взрослого населения старше 15 лет умеют читать и писать. Для устранения этих нарушений марокканское правительство предприняло реформу системы образования.

Вместе с тем немецкие эксперты отмечают высокий потенциал роста экономики Марокко. Это расширение использования возобновляемых источников энергии: солнца, ветра, биогаза. Благодаря новейшим технологиям в области возобновляемых ресурсов уже в среднесрочной перспективе могут быть значительно сокращены выбросы в атмосферу двуокиси углерода, что позволит создать более комфортные условия для развития курортной инфраструктуры. Кроме туристического сектора, есть, при условии развития, хорошие возможности для трудоустройства в таких отраслях, как автомобилестроение, сфера информационных технологий, авиация.

Будущее марокканской экономики эксперты ФРГ связывают с устойчивым управлением богатыми рыбными ресурсами, где возможна модернизация рыбоперерабатывающей составляющей за счет иностранных инвестиций и дополнительного привлечения квалифицированной рабочей силы.

Поскольку Марокко — государство, обладающее протяженной береговой линией, одним из основных проектов, ориентированных на будущий экономический взлет, является строительство глубоководного порта Танжер-Мед в Гибралтарском проливе. Он должен помочь правительству страны справиться с решением важной стратегической задачи — усилить интеграцию Марокко в мировое хозяйство. С 1995 г. Марокко — член Всемирной торговой организации (ВТО) С 2004 г. страна действует в рамках заключенных с Египтом, Иорданией и Тунисом региональных соглашений о свободной торговле. Эти соглашения поддержаны ЕС. Перспективные торговые договоренности заключены с Соединенными Штатами и Турцией, что оказывает благоприятное воздействие на инвестиционный климат и помогает постепенно встраивать Марокко в различные экономические структуры межконтинентального характера.

Как уже указывалось, одна из ближайших вероятных перспектив — вхождение в Евросредиземноморскую зону свободной торговли, намеченное на 2012 г. Однако марокканская промышленность недостаточно перестроена для этого процесса. Правительство страны понимает, что одним из необходимых условий готовности к подобному вхождению является развитие частного сектора; по этой причине оно поощряет его развитие и связи в рамках этих программ с немецкими предпринимателями. В частности, приватизация многих бывших государственных предприятий в сферах энергетики, телекоммуникаций и авиации, структурное совершенствование в государственном аппарате на основе тарифной реформы, укрепления финансового сектора, создание профессиональных объединений в секторе малых и средних предприятий (СМСП) проведены при содействии экспертов ФРГ. Все это уже начало приводить к определенным достижениям в профессиональной подготовке работников и повышении инновационной способности.

Благодаря содействию Германии, в частности, увеличились возможности предоставления кредитов на развитие СМСП, внедряются принятые в рамках Евросоюза и адаптированные к местным условиям стандарты, методы и технологии в деле подготовки профессиональных кадров.

Такова характерная картина конкретной немецкой помощи Марокко и ее стремлению создать устойчиво развивающуюся экономику.

Немалая часть СМСП приходится на туризм, поскольку он обеспечивает, по оценкам специалистов, 1 млн рабочих мест. Правительство Марокко прилагает большие усилия, чтобы включить его в список ведущих секторов экономики. В своем «Плане Азур» оно определило цель — к 2010 г. обеспечить приезд в Марокко около 10 млн туристов. В том, что такие перспективы достижимы, убеждают цифры: в 2006 г число туристов в стране составило около 6 млн, в 2007 г. — уже 7,4 млн. Меняется инфраструктура курортных зон и сама их численность — в ближайшие годы с помощью иностранных инвесторов будут построены шесть новых курортов. Развитие туризма ведет к сооружению оздоровительных корпусов, прокладке новых и модернизации прежних авто- и железных дорог, портов, аэропортов; идет строительство квартир для персонала по обслуживанию туристов.

На все эти и другие проекты требуются значительные капиталовложения, которые выделяет в том числе и ФРГ.

52.34MB | MySQL:103 | 0,460sec