К визиту главы ПНА Махмуда Аббаса в Алжир

Алжир является единственным настоящим союзником Палестины, в отличие от других арабских стран и доказывающий это не на словах, а на деле. Такой вердикт вынес глава Палестинской национальной администрации и Организации освобождения Палестины Махмуд Аббас, находящийся в АНДР с продолжительным трехдневным визитом.

Подобные заявления последовали после того, как президент АНДР А.Теббун объявил о выделении безвозмездной «помощи Государству Палестина на 100 миллионов долларов» на совместной пресс-конференции со своим палестинским коллегой.

Сделано это было, по его словам, «В знак верности славной революционной истории Алжира и неизменной приверженности всего алжирского народа делу справедливого палестинского дела при любых обстоятельствах и во исполнение соответствующих резолюций Лиги арабских государств. Алжирское государство решило передать эти средства нашему брату, его превосходительству Абу Мазену (Махмуд Аббас – авт.)».

Наряду с этим оба лидера посетовали, что даже «в региональном контексте, вопрос о Палестине отодвинут на второй план в международной повестке дня. Хуже того, сейчас, когда арабские страны отворачиваются от того, что они когда-то называли «матерью происхождения» арабов, в пользу стратегического сближения с Государством Израиль».

Далее стороны обсудили «перераспределение карт региональной геополитики со стратегическим сближением Марокко и Израиля, подготовленным рядом стран Залива», что является, по их мнению, «настоящим ударом ножом в спину» палестинцам. В первую очередь речь данный упрек обращен Саудовской Аравии. Соответственно, Аббас и Теббун выразили общее недовольство этим Алжира и ПНА.

По информации министра иностранных дел ПНА Рияд аль-Малики, инициатива по организации такого визита исходила со стороны президента Абдельмаджида Теббуна для обсуждения подготовки к предстоящему саммиту Лиги арабских государств, намеченному для проведения в Алжире в конце марта 2022 года. Причем по его данным «Палестинский вопрос станет центральным пунктом этого мероприятия и АНДР хочет знать ожидания Палестины во время этой подготовки».

Иными словами, Теббун хочет использовать это для жесткой критики своего оппонента в лице Марокко.

Показательно, что в ходе данной поездки Махмуд Аббас должен посетить и другие страны Магриба, включая Тунис, куда он намеревается прибыть после окончания визита в Алжир, исключив из данного турне Марокко, приглашение откуда он якобы «отклонил». И если это так, то подобное поведение стало бы оскорблением самому королю Марокко Мухаммеду VI.

Между тем, алжирские источники не скрывают, что подобное приглашение Теббуна Аббасу «можно рассматривать подтверждением позиции Алжира по отношению к палестинскому делу, который ставит его в центр арабских интересов».

Это же фактически подтвердил и глава дипломатии Алжира Рамтан Ламамра, заявивший, что данная «встреча с президентом Палестины Махмудом Аббасом подтвердит наши исторические позиции в пользу палестинского дела».

Однако это намерение может столкнуться с серьезным сопротивлением со стороны монархий Персидского залива, для которых негласный союз с Израилем – залог выживаемости в условиях роста иранской угрозы. Соответственно, в случае сознательной актуализации «палестинского вопроса» они могут в очередной раз обвинить Алжир в стремлении «стать персидским лакеем» или «троянским конем в ЛАГ».

Соответственно, в силу их численного превосходства они могут превратить данную площадку в обсуждение угроз арабским странам не со стороны Израиля, а из Ирана.

Напомним, что только за последние два года при посредничестве Соединенных Штатов ОАЭ, Бахрейн, Судан и Марокко нормализовали свои отношения с Израилем. Гораздо раньше это сделали Египет и Иордания. Другие представители арабского мира, не декларируя «потепление» своих отношений с Израилем, в тоже время предпочитают лишний раз не «задирать» его в отличие от Алжира.

При этом А.Теббун в ходе визита М.Аббаса неоднократно сетовал на то, что «Сионистское образование больше не скрывает своей враждебности по отношению к алжирцам».

Палестинский посол в Алжире Амин Макбул объяснил это тем, что «Неизменная приверженность Алжира палестинцам вызывает раздражение как в арабских столицах, так и в Израиле, поскольку это практически единственная страна, которая выступает за дело палестинцев без каких-либо условий или диктата…, что отличает ее от других государств».

Он также напомнил о выступлении президента Алжира, в котором «он заявил, что Алжир не будет участвовать в нормализации отношений с сионистским образованием и что дело палестинцев остается священным».

Амин Макбул также отметил, что «Алжир, учитывая его арабский, исламский, африканский и международный вес, обладает большими полномочиями, чем другие, для достижения арабского объединения и руководства дипломатическим направлением для защиты палестинского народа». И это именно то, что хотели услышать в Алжире.

Другим важным направлением визита Махмуда Аббаса является разработка совместной стратегии между АНДР и ПНА, направленной на недопущение присоединения Израиля к Африканскому союзу (АС) в качестве наблюдателя на панафриканском саммите, запланированном на февраль 2022 года. Одновременно это должно быть использовано для нанесения имиджевого удара по позициям конкурента Алжира в Магрибе и Африке – Марокко.

Напомним, что в ноябре прошлого года Рамтан Ламамра осудил кампанию Рабата по предоставлению Израилю статуса наблюдателя в АС. «Все арабские и африканские страны-члены Лиги арабских государств и Африканского союза, от Мавритании до Египта, были против этого, за исключением Королевства Марокко», — посетовал министр иностранных дел Алжира.

Еще одним последствием визита М.Аббаса в АНДР станет запланированная «в скором времени» в ее столице встреча представителей различных палестинских группировок. Об этом заявил президент Абдельмаджид Теббун после беседы в Алжире 6 декабря с главой ПНА Махмудом Аббасом.

Судя по всему, алжирское руководство намеревается стать координатором прекращения распрей внутри палестинских организаций с целью активизации их совместных действий против Израиля. Также возможно, что после этого алжирские спецслужбы будут оказывать им более серьезную поддержку – от материальной до военно-технической.

Также одним из последствий нынешнего визита М.Аббаса в Алжир должна стать более тесная привязка палестинцев к этой стране с целью их полноценного переориентирования в свою орбиту. Так, А.Теббун открыто заявил, что фактически возьмет на себя обучение их интеллектуальной элиты – предоставит палестинским студентам 300 стипендий для поступления в алжирские университеты.

Рассмотрим некоторые заявления сторон, прозвучавшие в ходе этого визита. Что касается «отступничества» других арабских стран от «палестинского дела», о чем сетовали Теббун и Аббас, то оно вполне понятно. С одной стороны, уже давно их руководству стало понятно, что ничего, кроме напрасных расходов и традиционных проявлений неблагодарности со стороны палестинцев это не несет.

Кроме «хрестоматийных» примеров Иордании с ее «черным октябрем» и Кувейта, где получившие приют на их территории палестинцы выступили с оружием в руках против него (на стороне Саддама Хусейна), поучительным стали недавние события в Ливии и особенно в Сирии. Там в ходе вооруженного выступления против режима Башара Асада большинство палестинцев активно участвовали в боевых действиях оппозиции против него.

В результате отношение властей других арабских стран к палестинцам сильно изменилось в худшую сторону. Да, их по-прежнему считают братьями, но говорить о которых в приличном обществе становится неприлично, словно речь идет о людях, злоупотребляющих спиртным или наркотиками.

С другой стороны, на пересмотр отношения к «палестинскому делу» арабских стран повлияли и действия Израиля, доказавшего им, что взаимодействовать с ним гораздо выгоднее, чем враждовать из-за тех, кто всякий раз вызывает у них головную боль.

Алжир в силу географической удаленности от Израиля и отсутствия действительно крупных палестинских общин на его территории пока этого не осознал. Однако в случае их массового перемещения сюда у него имеются все шансы убедиться в опасности осуществления подобной политики. С высокой долей вероятности палестинские представители, особенно лояльные «Братьям-мусульманам», в случае внутреннего обострения могут примкнуть к радикальной исламской оппозиции.

Что же касается попыток Алжира использовать «палестинский вопрос» за счет его актуализации, то здесь усматривается откровенное стремление АНДР к лидерству в арабском мире. И в условиях отказа от него большинства других арабских игроков, это является обращением к общей «арабской улице», чреватого дополнительным раздражением подобными действиями в других арабских государствах.

Однако Алжир все же пытается запустить дорогостоящую игру, в том числе направленную против своего регионального конкурента – Марокко. На нее Алжиру придется отвлекать дополнительные и все более скудные ресурсы, поскольку амбиции на роль главной антиизраильской страной арабского мира обходятся очень дорого. Причем у Израиля с помощью его региональных союзников имеется гораздо больше возможностей создать неприятности для Алжира, нежели наоборот. В условиях, когда его былые противники из числа арабских государств осознали это, израильские ресурсы могут быть переориентированы против Алжира, и этот вызов как минимум может истощить остатки накопленных в «нулевые» годы денежных средств и способствовать внутренней дестабилизации.

52.29MB | MySQL:103 | 0,646sec