О новом витке дестабилизации в Судане

Несмотря на восстановление в полномочиях временного премьер-министра Судана А.Хамдока и формального возвращения страны на путь реформ с целевой миссией проведения общенациональных выборов в стране в середине 2023 года, военно-политическая ситуация в остается крайне нестабильной и несбалансированной.

Свидетельством тому являются вспыхнувшие вновь в регионе Дарфур межплеменные противоречия и вооруженное насилие. Это связано с активизацией сопротивления со стороны этнических африканских меньшинств, проживающих в этом регионе и сопротивляющихся контролируемой арабским большинством центральной власти. После свержения власти Омара аль-Башира в 2019 году удалось стабилизировать ситуацию в Дарфуре, и распустить арабские вооруженные группы ополченцев, известные как «Джанджавид», которые на протяжении многих лет по сути являлись главными зачинщиками этнических чисток в Дарфуре. Однако с начала 2021 года ситуация в Дарфуре вновь стала выходить из-под контроля, что вело к неуклонному росту насилия. С тех пор Дарфур пережил как минимум четыре волны насилия, включая текущую дестабилизацию в ноябре-декабре с.г.

С середины ноября с.г. в Дарфуре было убито по меньше мере 138 человек, и сотни получили ранения. Они стали результатом обострения межплеменных, общинных конфликтов в ряде регионов провинции Западный Дарфур, особенно в районах Джебель Мун, Крейник и Сарба. Большое число погибших также объясняется тем обстоятельством, что многие раненые жители в отдаленных сельских районах не смогли получить своевременную медицинскую помощь и лекарства.

Очаг конфликта удалось быстро погасить благодаря оперативной передислокации в регионы конфликта военных подразделений. Однако активизация с начала 2021 года деятельности повстанческих групп в Дарфуре вызывает тревогу, поскольку может спровоцировать массовые противостояния и вылиться в общегражданский конфликт, c непредсказуемыми для политического процесса последствиями. Думается, по мере приближения к условной даты выборов в 2023 году, напряженность в Дарфуре и других регионах страны будет только нарастать. Это ведет параллельно к новой волне массовых перемещений населения, в первую очередь из нестабильных сельских регионов в города, создавая таким образом дополнительную нагрузку на социальную инфраструктуру и увеличивая гуманитарные потребности во многих регионах Дарфура. В частности, по данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), только в ноябре-декабре с.г. в районе Джебель Мун более 10 тысяч суданцев покинули места постоянного проживания и стали вынужденными переселенцами, и еще 2 тысячи мигрировали из страны в соседний Чад. Примечательно, что в совокупности с января по сентябрь 2021 года масштабы массового переселения в Судане выросли и стали рекордными за последние 6 лет. В свою очередь, деградация гуманитарной ситуации, особенно обострение продовольственных потребностей и голода, ведет неизбежно к нарастанию протестных настроений в обществе и массовым протестам.

Фактор Дарфура играет ключевую роль в судьбе запущенного в 2019 году процесса политических реформ и транзита к новому демократическому устройству Судана. Обострение в Дарфуре влияет на баланс власти и распределение полномочий между гражданскими и военными силами страны. Очевидно, что свершившийся военный переворот в ноябре с.г. с последующим возвращением к власти премьер-министра А.Хамдока стал своеобразной демонстрацией силы со стороны высшего военного руководства Судана. Несмотря на публичные заявления генерала Абделя Фаттаха аль-Бурхана о том, что военный истеблишмент не будет участвовать в качестве политической силы в общенациональных выборах в 2023 году и намерен обеспечить переход к гражданской власти, Дарфур может кардинально изменить этот сценарий. Военное руководство Судана видит своей главной задачей сохранение территориальной целостности страны и готово вмешаться при любом проявлении угрозы этой целостности или признаках сепаратизма.

Кроме того, по мере продвижения по пути политических реформ после свержения президента О.аль-Башира Хартум стремился обрести полный контроль над военно-политической ситуацией в Дарфуре. С декабря 2020 года начался постепенный вывод из Дарфура совместной миротворческой миссии ООН и Африканского союза. Вероятно, ослабление международного контроля явилось также спусковым крючком для роста насилия в регионе.

Восстановление вооруженной активности арабских группировок «Джанджавид» против по большей части невооруженного африканского населения Дарфура является тревожным сигналом и может стать существенным препятствием на пути реформирования Судана. Не исключено, что такая активизация стала своего рода реакцией на политические события осени с.г., которые привели к отстранению и последующему восстановлению полномочий А.Хамдока и его команды технократов.

Наконец, угроза полномасштабного вооруженного конфликта в Дарфуре сильно и надолго подрывает международные позиции Судана и сводит на нет усилия по привлечению в страну инвестиций и донорских ресурсов от международных финансовых институтов и банков развития для восстановления экономической системы и инфраструктуры.

52.19MB | MySQL:103 | 0,557sec