Судан после ордера: сохранение статус-кво, военный путч или назад в исламизм?

В ожидании оглашения 4 марта 2009 года судьями Международного уголовного суда (МУС) решения по запросу прокурора МУС Луиса Морено-Окампо о выдаче ордера на арест президента О.аль-Башира многие эксперты и аналитики пытаются ответить на простой, но в тоже время невероятно сложный вопрос: «Что произойдет с Суданом после 4 марта, при условии, если ордер будет выписан?».

Как нам сейчас представляется, наиболее вероятны три сценария развития событий в Судане в случае выдачи ордера на арест президента О.аль-Башира.

Первый из них предусматривает сохранение в стране нынешнего статус-кво. Дело в том, что мировое сообщество, удовлетворенное самим фактом выдачи в отношении суданского лидера судебного ордера, не будет стремиться немедленно его реализовать. Более того, оно всеми способами будет оттягивать его исполнение с целью недопущения возможной эскалации насилия в Дарфуре и роста напряженности в других регионах страны, чреватой появлением новых «горячих» точек. При этом на публике ведущие мировые лидеры не будут скупиться на слова поддержки в адрес МУС.

В случае если в этот же период удастся остановить военные действия в Дарфуре и начать процесс ремилитаризации региона (а также добиться серьёзных успехов в реализации Всеобъемлющего мирного соглашения (ВСМ)), нельзя исключать и пересмотра позиции мирового сообщества в отношении поддержки МУС. Последний в данном случае будет выглядеть угрозой налаживающемуся мирному процессу на Западе Судана и полноценному претворению в жизнь положений ВСМ. При этом ордер, выданный МУС на арест аль-Башира, не будет отменен, но и некто как из региональных, так из мировых игроков (страны-соседи Судана, АС, ООН, США, Великобритания, Франция, Китай, Россия) не будет прилагать даже малейших усилий для его исполнения.

Второй вариант предлагает значительное ухудшение внутриполитической обстановки в Судане в результате негативного для аль-Башира решения МУС. В глазах оппозиции президент в таком случае окажется лишенным части своей легитимности, что на фоне снижающейся выручки от продажи нефти и соответственно постепенно сокращающихся социальных расходах не может не привести к массовым волнениям, устроенным оппозиционными силами. Тем более, что оппозиция может воспользоваться классическим приемом, обвинив аль-Башира во всех бедах страны, использовав сам факт выдачи ордера как доказательство правоты своих обвинений, а это в условиях растущего международного давления на Судан может стать дополнительным катализатором народного недовольства нынешним режимом.

Стремясь остановить нарастающую волну недовольства, аль-Башир и его окружение будут вынуждены пойти на крайнее меры и применить для подавления бунтов войсковые части. Однако, командование армии, видя, что значительная часть населения восстала против нынешнего режима, и, опасаясь перерастания недовольства в открытую гражданскую войну, способную погубить Судан, спровоцировав его развал на ряд фактически независимых регионов, пойдет на военный переворот.

Ничего нового для Судана в этом сценарии нет: в ночь с 5 на 6 апреля 1985 армейской верхушкой был смещен президент Джаафар Нимейри, которому не помогла даже поддержка США (символично, что в момент переворота Нимейри находился с визитом в Вашингтоне). Армия пошла на это под натиском народного восстания в Хартуме, когда голодная беднота, невзирая на полицейские пули, брала штурмом магазины, отчаянно дралась на улицах с силами безопасности.

С целью предотвращения реализации этого сценария, возможно будет задействован третий вариант развития событий. Исходные данные у него те же, что и у второго сценария: социально-политический кризис, вызванный ордером МУС на арест аль-Башира. Коренное отличие этого сценария от второго будет состоять в том, что команда аль-Башира пытаясь не допустить повторения событий апреля 1985 года, реанимирует проект «Исламской республики Судан», чей отец-основатель – Хасан ат-Тураби находится сейчас в заключение (тюрьма г.Порт-Судан).

Косвенным свидетельством этого могут служить слова директора Службы национальной безопасности и разведки Судана Салаха Гоша о том, что «мы все [правящая элита – автор] были исламскими экстремистами, а затем стали умеренными и цивилизованными, верящими в мир и жизнь для всех … но мы вернемся назад [к исламскому экстремизму – автор], если в этом будет необходимость».

В случае воскрешения «зеленого проекта» официальный Хартум с одной стороны получит достаточные организационно-идеологические возможности для мобилизации под свои знамена значительной части населения Севера Судана. Кроме этого, в рамках новой «революции национального спасения» можно будет смело обвинить оппозицию в предательстве национальных устоев, а также в трусости и паникерстве со всеми вытекающими отсюда последствиями.

С другой же стороны, «реисламизация» Судана вызовет крупные осложнения в отношениях между северянами и южанами, которые получат ещё один наглядный довод в пользу тезиса о незамедлительном отделении от Севера и провозглашения независимости Южного Судана. При этом, учитывая до сих пор не решенные между Югом и Севером спорные вопросы, вроде административно-территориальной принадлежности Абъейя, такой поворот событий вполне может стать спусковым крючком для новой войны между старыми противниками. Эта война, в свою очередь, приведет к окончательной дезорганизации суданского государства и его коллапсу.

Впрочем, не исключено, что слова Салаха Гоша всего лишь громкие угрозы, нежели сигнал о готовности руководства страны вновь войти в «зеленую реку», из которой Хартум уже вышел в конце 1999 года, разрешив суданское двоевластие 90-х годов прошлого века устранением лидера и основателя «зеленого проекта» Хасана ат-Тураби с позиции фактического соправителя президента аль-Башира.

Таким образом, выбор пути развития ситуации как внутри Судана так и вокруг него будет, в первую очередь, диктоваться сочетанием степени международного давления на официальный Хартум (в случае выдачи ордера) и уровнем жизни большинства суданцев. Если на Судан будет оказано значительное давление с целью ареста аль-Башира, а внутри страны значительно ухудшится уровень жизни большинства населения, то возможна новая «апрельская» революция.

Если же ордер не будет выдан, или же выдан, но в соответствии со статьей 16 Статута МУС будет «заморожен» на 12 месяцев, то мировое сообщество получит хороший шанс направить развитие ситуации в Судане в нормальное русло. Дело в том, что такой расклад устроит обе стороны: западные лидеры продемонстрируют свою незыблемую приверженность защите базовых норм человеческой цивилизации и преследованию лиц, совершивших преступления против них, а суданское руководство сохранит свои позиции во власти с пониманием того, что это (невыдача или «заморозка» ордера) своего рода последний «аванс» за построение будущей мирной жизни в Дарфуре и во всем Судане.

62.97MB | MySQL:102 | 0,521sec