Американские эксперты о политике президента Турции Р.Т.Эрдогана в преддверии всеобщих выборов

Как полагают американские эксперты, в Турции за два года до начала всеобщих выборов уже фактически началась предвыборная кампания с крайне туманными перспективами для возглавляемой  Р.Т.Эрдоганом правящей Партии справедливости и развития (ПСР).  Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган использует в этой кампании прежние методы  — от экономического, националистического  и религиозного популизма дома до  бряцания оружием за рубежом – и очевидно, что эта тактика больше не ему приносит прежних электоральных дивидендов. Тем не менее, Эрдоган, похоже, привержен проведению кампании с прежними алгоритмами, игнорируя тот факт, что  его электорат  изменился со времени последних по времени  выборов в 2018 году, что особенно заметно среди молодежи, которые хотят нового политического будущего для своей страны. При ближайшем рассмотрении можно сказать, что у убывающей популярности Эрдогана есть очевидная причина: экономика. С 2013 года ВВП Турции сократился (измеряется в долларах США) с 957 млрд долларов до 720 млрд долларов, поскольку итоги так называемого «турецкого чуда» 2000-х годов были серьезно подорвано валютным кризисом в 2018 году, а затем продолжающейся пандемией COVID-19, инфляцией и бегством инвесторов, поскольку Эрдоган  все больше политизировал управление Центральным банком Турции. Турция сейчас начала платить экономическую цену за бешеные темпы этого политиканства.  Когда началась пандемия COVID-19, экономическая ситуация еще больше ухудшилась; турецкая лира потеряла 40% своей стоимости в этом году, и Эрдоган, как известно, отказался использовать процентные ставки для охлаждения экономики, отвергая ортодоксальность, которая связывает низкие проценты с инфляцией. Открытие месторождений  газа в Черном море и попытки бурения на Средиземноморском шельфе  раздули внутренние амбиции по достижению энергетической независимости или, по крайней мере, послужили поводом для разговоров в этом направлении. Эрдоган часто выражал желание убрать политические рычаги, связанных с зависимостью финансового сектора от западных инвесторов, и получить иммунитет к давлению США через использование доллара. Но это радужные или не очень мечтания,  а вот ручное управление Центральным банком, бегство инвесторов и инфляция — на первый взгляд представляется актом политического самоубийства со стороны Эрдогана.  Но этот его политический выбор имеет больше смысла, если рассматривать действия президента не как иррациональные импульсы идеолога, а скорее как действия расчетливого политика, использующего устаревшую политику в мире, который  больше не существует. Эрдоган в очередной раз делает ставку на то, что преимущества наличия дешевой местной валюты, рост туризма и повышение конкурентоспособности турецкого экспорта, приведут к созданию достаточного количества рабочих мест и богатства, которые компенсируют негативное настроение населения по поводу инфляции и снижения курса турецкой лиры. Он также делает ставку на то, что религиозные избиратели, его самая лояльная электоральная база, отдадут голоса ПСР в 2023 году, поскольку турецкий президент придерживается позиции, что процентные ставки являются ростовщичеством и, следовательно, неисламскими финансовыми инструментами. И Эродган надеется, что избиратели-националисты – еще одна важная часть его базы поддержки — поверят его заявлению о том, что экономические проблемы страны связаны не с руководством ПСР, а с сочетанием невезения из-за пандемии COVID-19 и иностранных махинаций, пытающихся свергнуть сильного турецкого лидера. На каждом из этих фронтов логика Эрдогана имеет заметные слабые места. Его ставка на то, что турки будут мириться с инфляционным давлением на нынешнем уровне, по крайней мере, в ходе выборов, частично коренится в возрасте избирателей, которые составляют большую часть базы ПСР. Для избирателей, которые пережили 1990-е годы, когда инфляция достигла 105% в 1994 году, нынешние проблемы болезненны, но далеко не так серьезны, как в эпоху до ПСР. Многие избиратели, вероятно, будут исповедовать  эту точку зрения, чтобы оправдать поддержку ПСР, но не все — и, конечно, не турки «Поколения Z», которые не помнят  реалии тех хаотических годов и хотят экономического бума.  Религиозные избиратели, тем временем, вполне могут быть мотивированы поддерживать ПСР, несмотря на  инфляцию и экономический кризис, поскольку они считают нахождение этой партии у власти  лучшим способом сохранить политические и социальные достижения, которых они добились в борьбе с некогда доминирующим светским кемалистским истеблишментом в Турции. Но такие избиратели, по-видимому, составляют все меньшую часть электората. В 2019 году опросник Конда обнаружил, что показатели религиозной самоидентификации среди турок снизились в период с 2008 по 2018 год, при этом те, кто называет себя «“религиозными консерваторами», снизились с 32% до 25%, а общая самоидентификация «религиозных» снизилась с 55% до 51%. На момент публикации результатов опроса они были широко восприняты экспертами как негативная реакция населения на попытки ПСР сделать Турцию более религиозным обществом, особенно среди молодых избирателей. И снова Эрдоган проводил эту религиозную политику частично в интересах пожилых избирателей, многие из которых возмущались насильственным секуляризмом кемалистской эпохи до 2002 года. Но некоторые избиратели устали от принуждения к религии, в то время как молодые избиратели не помнят о кемалистском подавлении религии в общественном пространстве. Наконец, националистический нарратив Эрдогана имеет ту же слабость, что и его экономические и религиозные позиции: турки либо устали от конфронтационного поведения своей страны за рубежом, либо просто не впечатлены результатами, которые она дала почти за 20 лет. С 2002 года Турция превратилась в региональную военную и дипломатическую державу, с войсками в Сирии, Ливии, Катаре, на Африканском Роге, на Кавказе и только за последние два года участвовала в прокси-войнах  в Сирии, Ливии и Азербайджане. Хотя эти зарубежные авантюры часто популярны в течение некоторого времени, их электоральный потенциал ослабевает, и риски, которые они влекут за собой для экономики, похоже, заставляют националистических турок искать альтернативы, такие как Хорошая партия, националистическая оппозиционная партия, которая, помимо светскости, идеологически похожа на ПСР. Такой откат электората  уже вынудил ПСР и ее ультранационалистического правящего партнера, Партию националистического движения (ПДН), рассмотреть вопрос о снижении очень высокого  избирательного порога в стране в 10%, чтобы ПДН все еще могла пережить выборы 2023 года.

Поскольку становится ясно, что  старая тактика не вполне работает, Эрдоган и ПСР с большей вероятностью будут стараться управлять  избирательными институтами и средствами массовой информации страны, одновременно ища «козлов отпущения», чтобы перевести общественную критику на другой объект. Правящая партия уже рассматривает конституционные изменения, которые позволили бы снизить избирательный порог с 10% до потенциально 7%.   Помимо этого ПСР могла бы попытаться изменить границы избирательных округов, и  нивелировать тем самым неудобные итоги  голосования в районах оппозиции и/или использовать свой контроль над государственными СМИ, чтобы перекрыть голоса оппозиции и публиковать только благоприятные для партии опросы – все уловки, которые ПСР использовала на выборах с 2015 года. Тем временем ПСР также будет искать, кого обвинить в ухудшении экономики страны. 4 млн сирийских беженцев, проживающих в Турции, являются самой легкой мишенью для этого, поскольку многие турки уже рассматривают этих беженцев как конкурентов за рабочие места и скудные ресурсы. В то время как ПСР традиционно была попечителем беженцев в рамках своей панисламской платформы, партия будет все чаще, особенно на местном уровне, проявлять национализм в отношении беженцев, чтобы компенсировать недовольство населения. В более экстремальных сценариях (что может произойти, если экономические условия еще больше ухудшатся) ПСР может попытаться выселять беженцев и отправлять их обратно на контролируемую Турцией территорию в Сирии, даже если такие зоны вряд ли будут жизнеспособны для долгосрочного переселения. Однако сирийские беженцы не будут единственными «козлами отпущения». ПСР также обвинит иностранных инвесторов, Европу и Соединенные Штаты в бедах страны – особенно если Федеральная резервная система США повысит процентные ставки в 2022 году, как это ожидается, и что может помешать Турции финансировать свою постоянно растущую долговую нагрузку (большая часть которой находится в долларах США). Эти шаги могут помочь ПСР обеспечить победу на выборах в 2023 году, но они также, вероятно, еще больше изолируют правительство Эрдогана от ключевых союзников на мировой арене. Соединенные Штаты и Европа с тревогой отреагируют на новые попытки повернуть избирательную систему в пользу ПСР, опасаясь, что Эрдоган становится все более авторитарным. Эта тревога, в свою очередь, подорвет доверие инвесторов к Турции, что может еще больше усугубить экономический кризис в стране, а это в свою очередь еще больше побудит оппозиционные группы выйти на улицы. ПСР, скорее всего, отреагирует на публичный протест так, как это часто бывает: задействует силы безопасности для контроля общественных пространств, а затем использует последующие столкновения между протестующими и полицией в качестве предлога для зачистки оппозиционных политиков, которые в противном случае могли бы отбрать  места у ПСР в парламенте. Соединенные Штаты и Европа вряд ли сразу разорвут отношения с Турцией. Но репрессии против протестов оппозиции, политиков или беженцев могут побудить Европу, в частности, ввести дополнительные санкции в отношении турецких чиновников, связанные с правами человека, что еще больше усугубит экономические проблемы Турции, ослабив настроения инвесторов и, следовательно, приток капитала. В этой ситуации ПСР вряд ли пойдет на многие уступки. Во всяком случае, Эрдоган и его партия удвоят свою противоречивую политику, чтобы попытаться сохранить лояльность своей базы и подавить оппозицию. Но хотя этот подход, возможно, работал в прошлом, проверенные уловки ПСР, которые помогли ей удержаться у власти, похоже, теряют силу. Таким образом, правительство будет уделять большое внимание продолжающемуся экономическому росту, обвинять в страданиях народа целый ряд внешних субъектов и — вопреки предположениям, прежде чем лира снова упала в последнее время – откладывать выборы как можно дольше в надежде на перелом или прибегнуть к другому искусственному внешнеполитическому кризису, чтобы сплотить электоральную базу президента. На протяжении всей своей карьеры Эрдоган проявлял уникальный политический инстинкт выживания в политических кризисах. Управление кризисами, если не распространение кризисов, является его сильной стороной, а это значит, что впереди у него два чрезвычайно трудных года.

52.39MB | MySQL:103 | 0,527sec