О новой политической «дорожной карте» Туниса в 2022 году

13 декабря с.г. в телевизионном обращении президент Туниса К.Саид анонсировал политическую «дорожную карту» по переходу страны к новой форме правления в 2022 году. Согласно представленному плану, с января по март состоятся открытые консультации по конституционной реформе и изменениям электоральной системы, по итогам которых в июле 2022 года пройдет референдум, а в декабре – парламентские выборы по новым правилам. При этом из процесса политических консультаций планируется заранее исключить те политические фигуры и движения, которые «совершили преступления против государства», многие из которых рискуют также подвергнуться судебному преследованию.

Речь идет в первую очередь о нейтрализации умеренно-исламистской партии «Ан-Нахда» — крупнейшей до этого провластной политической силы и ее лидере Р.Ганнуши, который являлся избранным на период 2020-2024 гг. спикером де-факто распущенного в июле и до конца 2022 г. национального парламента. В намерениях президента К.Саида также нейтрализовать и другие влиятельные и противостоящие ему в парламенте политические силы –  популистскую партию «Кальб Тунис» («Cердце Туниса») и консервативную коалицию «Аль Карама» («Достоинство»). На парламентских выборах 2019 года эти партии заняли второе и четвертое места соответственно. Обе партии теперь обвиняются в незаконном привлечении иностранного финансирования во время проведения своих электоральных кампаний в 2019 году.

Думается, таким образом президент Туниса пытается зачистить политическое поле и создать благоприятные условия для проведения «народных консультаций» в нужном ключе и достижении требуемого результата. По сути, в своей декабрьской речи К.Саид дал понять, что не преследует цели кардинальных изменений политической структуры страны, вопреки ранее звучавшим в прессе и обществе предостережениям о его намерениях развернуть Тунис от парламентской формы правления к президентской. Это значительный поворот в риторике К.Саида после июльских событий, когда была приостановлена деятельность национального парламента. Вероятно, тунисский президент будет стремиться достичь своих целей с помощью мягкой силы и попытается через подконтрольные ему процессы реформирования сохранить парламент, но сделать его гораздо более управляемым и лояльным, забрав бОльшую часть прежних полномочий. Также по всей видимости президент намерен сохранить и нынешнюю многопартийную структуру, но при этом попытаться лишь ограничить влияние неугодных партий и ее лидеров. В частности, центральная провластная партия «Ан-Нахда» стремительно теряет популярность и численность.

Таким образом, озвученная президентом 13 декабря новая политическая «дорожная карта» стала важной уступкой западным странам и их требованиям о соответствии принципам демократии и широкого участия при реформировании политической структуры Туниса. К.Саид дал понять, что отказался от прежде обозначенных намерений переподчинить всю вертикаль власти новым создаваемым под его контролем структурам локальных, региональных и национальных комитетов. В новой версии реформы он попытается сохранить основные контуры нынешней политической системы, но при условии существенного перераспределения полномочий между парламентом и президентом в пользу последнего и при удалении из политического поля наиболее оппозиционных ему политиков.

Смягчение позиции президента К.Саида произошло как следствие давления со стороны западных партнеров Туниса. Накануне страны G7 плюс Европейский союз совместно предупредили руководство Туниса о соблюдении «фундаментальных свобод» и потребовали составить четкий график по «возобновлению деятельности демократических институтов». Помимо угрозы ухудшения политических отношений Тунис крайне нуждается в финансово-экономической поддержке со стороны международных финансовых институтов и в частности помощи по линии Международного валютного фонда. Буквально накануне, в ноябре с.г. Тунис официально обратился к МВФ за очередным, четвертым в течение этого десятилетия траншем на сумму 4 млрд долларов. Без содействия со стороны МВФ стране угрожает экономический коллапс уже в начале 2022 года. В Тунисе один из самых высоких в мире уровней государственного долга, наблюдается рост инфляции и потребительских цен, безработица достигла уровня 18%. Под воздействием пандемии коронавируса экономический рост в Тунисе упал до 0.6%, а доходы страны существенно сократились в результате обвала туристической отрасли.

Таким образом, президенту К.Саиду приходится маневрировать и идти на важные уступки западным партнером, чтобы сохранить внутреннюю стабильность до реализации предложенной им «дорожной карты». Риск коллапса заключается в том, что на столь длинном отрезке до следующих выборов социальные протесты в стране в случае ухудшения экономической ситуации могут раскачать лодку и привести к новой дестабилизации, что может в конечном счете привести к срыву парламентских выборов в 2022 году и в конечном счете – к потере легитимности и управляемости новой внедряемой К.Саидом системы политического правления.

С другой стороны, важным тактическим ходом стало решение о проведении конституционных реформ летом 2022 года, то есть фактически накануне новых парламентских выборов. Работа по совершенствованию законодательства и конституционной реформе стартует уже 1 января 2022 года и будет вестись под эгидой комитета экспертов, которые отбираются и назначаются президентской администрацией. Это предоставляет президенту существенные рычаги для оказания воздействия на выборы, намеченные в декабре следующего года.

62.83MB | MySQL:102 | 0,501sec