О новом витке противостояния США и Китая на Ближнем Востоке

Противостояние Китая и США в ОАЭ вышло на новый уровень. На этот раз развернулась борьба за порт Халифа, расположенный возле Абу-Даби. Советник эмира Абу-Даби по внешней политике, бывший министр иностранных дел Анвар Гаргаш впервые на официальном уровне подтвердил[i], что в ОАЭ приостановлено строительство китайских объектов в порту Халифа под давлением со стороны США. В интервью американскому изданию Wall Street Journal (WSJ) А.Гаргаш заявил: «Глупо не брать в расчет обеспокоенность своего союзника». Указанная информация уже появлялась на аналитическом портале Middle East Eye[ii] в ноябре 2021 года, однако на тот момент аналитики могли сослаться только на неназванные источники.

По мнению обозревателя раздела «Разведка и безопасность» издания WSJ Уоррена П. Штробеля[iii], под видом строительства гражданских объектов, Китай возводит в ОАЭ военную базу. Эмиратские власти отрицают эту информацию и заявляют, что ни о каком военном строительстве речь не идет. Халифа – крупнейший эмиратский глубоководный порт, на который приходится почти весь контейнерный трафик ОАЭ. Порт был открыт и начал принимать суда в 2012 году. Поскольку эмиратской стратегией «Видение 2021-2030»[iv] предполагается трансформировать порт в глобальный хаб для морской логистики, китайскими компаниями было дано разрешение на его модернизацию и расширение.

Автор WSJ не скрывает, что, скорее всего, китайцы не строят военно-морскую базу в порту Халифа, однако успешная реализация подобного проекта (предположительно, пункт материально-технического обслуживания судов и кораблей) может усилить позиции КНР как глобального оператора логистики в контексте инициативы «Один пояс, один путь». Поэтому обеспокоенность американских государственных структур деятельностью Китая в ОАЭ является закономерным следствием расширения влияния Пекина в традиционной зоне влияния США.

В декабре 2021 года ОАЭ посетили делегации представителей Госдепартамента, Пентагона и аппарата Белого дома, включая главного переговорщика США по Ближнему Востоку Бретта Макгерка. Вполне возможно, что именно американский дипломат и советник по национальной безопасности при трех американских президентах дал понять эмиратским властям, что присутствие Китая нанесёт вред долгосрочным отношениям Вашингтона и Абу-Даби. Как сообщает WSJ, в ход пошли даже намёки о приостановке сделки по передаче эмиратцам новейших американских самолетов пятого поколения F-35, которые ОАЭ договорились получить от США после сделки по установлению дипломатических отношений с Израилем в 2020 году[v]. Даже президент США Дж. Байден лично неоднократно поднимал вопрос инфраструктурных проектов КНР в ОАЭ в разговоре с эмиратским лидером, наследным принцем Мухаммедом бнн Заидом Аль Нахайяном в мае и августе 2021 года.

Однако политическое давление США вступает в противоречие с текущей внешней политикой ОАЭ, которая в последние годы стала более прагматичной и многовекторной. Планируя стать ключевым региональным игроком и мировым лидером в области инноваций и технологий, эмиратское правительство старается гармонично развивать отношения со всеми основными центрами силы, включая Китай. Уоррен П. Штробель в своем материале акцентуирует внимание читателей на том, что попытка США расширить свою «антикитайскую коалицию» не выгодна ОАЭ, которые не хотят выбирать внешнеполитических партнеров, учитывая пожелания какой-либо мировой державы.

Отношения Китая и ОАЭ вышли на стратегический уровень в 2018 году после визита в Абу-Даби председателя КНР Си Цзиньпина и подписания ряда соглашений для развития инициативы «Один пояс, один путь».  В 2019 году ОАЭ были среди 37 стран, которые выступили в поддержку Китая и его политики по отношению к уйгурскому мусульманскому меньшинству. В 2020 году ОАЭ поддержали китайский закон о национальной безопасности Гонконга, который фактически ликвидировал автономию города.

В ОАЭ, обладая статусом экспатов, проживают 150 тысяч китайцев и официально зарегистрированы 6 тысяч предприятий. Товарооборот между двумя странами за первые 9 месяцев 2021 года достиг 49 млрд долл. С американской стороной в аналогичный период у Эмиратов торговля была на уровне 17,8 млрд долл. США являются для ОАЭ традиционным экспортёром высокотехнологичных вооружений, необходимых для эмиратской армии.

Справедливости ради отметим, что эмиратское направление является не единственным в противостоянии США и Китая в ближневосточном регионе. Аналитик гонконгского издания South China Morning Post (SCMP) Лаура Чжоу[vi] подтверждает данное суждение тем, что в оставшиеся две недели до 31 декабря 2021 года, даты завершения военной операции США в Ираке, Китай начал заполнять освободившееся пространство своим влиянием: кроме реализуемого соглашения о поставках иракской нефти, КНР начнет модернизировать в стране систему среднего образования, и, вероятно, это только начало обширной программы присутствия Китая на Ближнем Востоке[vii]. В проекте создания 7000 школ в Ираке 1000 школ будут построены китайскими корпорациями Power Construction Corporation of China и Sino Tech[viii]. Это только часть усилий Китая, которые будут включать строительство коммуникаций, гидротехнических объектов и др.

Как утверждает Уоррен П. Штробель, именно Ближний Восток – наиболее вероятный первый кандидат включения в юаневую валютно-торговую зону, где Китай постепенно вытесняет США с позиций главного политического регулятора[ix]. Об этом говорят планы Пекина о включении Сирии (после достижения должного уровня безопасности в стране) в свои экономические инициативы, формально заключенное на 25 лет соглашение с Ираном, тесные связи Китая с Палестиной и Египтом, наблюдение Китая за развитием ситуации в Йемене, а также очевидный факт того, что саудовская нефть, оманские нефтепродукты и катарский газ  уходят в основном в Китай. В свою очередь Пекин является основным поставщиком товаров и торговым партнером без исключения всех стран Ближнего Востока.

Лаура Чжоу обозначает другой фактор, определяющий рост китайских интересов в ближневосточном регионе. Современная Индия, которая географически значительно ближе Китая, вопреки аналогичному нефтяному сотрудничеству с Ближним Востоком не может объективно выстроить с ним всесторонние конструктивные отношения из-за масштабных репрессий против индийских мусульман. Гонконгский аналитик отмечает также парадоксальность того, что из западных СМИ мировое сообщество знает только про «геноцид» уйгуров, который подрывает репутацию Пекина на Ближнем Востоке[x].

Однако авторы публикаций о противостоянии США и Китая на Ближнем Востоке сходятся во мнении, что ближневосточные государства постепенно пересматривают подходы к взаимодействию с США и КНР. Вашингтон уже не может предложить ничего нового, кроме проецирования военной мощи. Поэтому руководители ближневосточных стран находятся в поиске новых путей развития экономики, обращаясь к азиатским партнерам.

[i] https://www.wsj.com/articles/u-a-e-confirms-it-halted-work-on-secret-chinese-port-project-after-pressure-from-u-s-11639070894

[ii] https://www.middleeasteye.net/news/us-pressure-uae-halt-china-project-khalifa-port

[iii] Уоррен П. Штробель – обозреватель раздела «Разведка и безопасность» изданию Wall Street Journal. Работает в бюро журнала, расположенном в городе Вашингтон. В составе делегаций журналистов освещал деятельность семи государственных секретарей и двух президентов США. Его совместная работа с коллегами из компании Knight Ridder Newspapers, оспаривающая версию администрации Дж. Буша об официальной причине американского вторжения в Ирак, была экранизирована в фильме Роба Райнера «Шок и трепет» в 2018 году. Адрес для связи warren.strobel@wsj.com. (https://www.wsj.com/news/author/warren-p-strobel)

[iv] https://u.ae/en/more/uae-future/2021-2030

[v] https://www.wsj.com/articles/united-arab-emirates-threatens-to-pull-out-of-23-billion-f-35-drone-deal-with-u-s-11639491997

[vi] Лаура Чжоу работает аналитиком пекинского бюро SCMP с 2010 года. В ее обязанности входит освещение дипломатических отношений Китая и таких тем, как китайско-американские отношения и китайско-индийские территориальные споры (https://www.scmp.com/author/laura-zhou).

[vii] https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/3160306/china-signs-deal-build-1000-schools-iraq-beijing-pushes

[viii] https://www.globalconstructionreview.com/china-signs-deal-to-build-1000-model-schools-in-iraq/

[ix] https://www.wsj.com/articles/f-35-sale-to-u-a-e-imperiled-over-u-s-concerns-about-ties-to-china-11621949050

[x] https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/3156610/china-and-india-agree-keep-working-resolving-border-dispute

52.27MB | MySQL:103 | 0,553sec