Британские эксперты о проблеме репатриации и судебного разбирательства в отношении иностранных боевиков и членов их семей, которые содержаться в местах заключения в Сирии. Часть 2

Следующие инструменты могут помочь побудить людей выступить вперед, дать им некоторую компенсацию и восстановить ту или иную форму справедливости путем возмещения ущерба:

— Гражданские судебные разбирательства, групповые иски, частные судебные преследования и трасты для возмещения ущерба и получения компенсации жертвами «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Некоторые юридические фирмы уже начали работать в этой области, но есть возможности для того, чтобы сделать еще больше.

— Международная нормативно-правовая база, позволяющая выплачивать компенсацию жертвам с помощью глобальной схемы компенсации, такой как Международная компенсация за причиненный ущерб в результате преступной деятельности.  Полномочия и/или система перестрахования, аналогичная системе пула в Великобритании. В качестве альтернативы, существующим механизмам, таким как Целевой фонд ICC для жертв и глобальных жертв, можно было бы создать фонд для оказания помощи жертвам. Новая международная целевая группа могла бы сыграть здесь важную роль в разработке вариантов и получении согласия правительств на их применение на практике.

— При обновлении своих резолюций о режиме санкций в декабре Совет Безопасности ООН должен потребовать, чтобы государства-члены были более прозрачными в отношении активов ИГ, которые были заморожены, и рассмотрели возможность использования замороженных средств для компенсации жертвам терроризма. В 2020 году Великобритания и ЕС приняли («в стиле Закона  Магнитского») режимы санкций за нарушение глобальных прав человека. Великобритания также недавно приняла глобальную программу санкций за коррупцию. Следует рассмотреть вопрос о том, можно ли адаптировать законодательство о санкциях и финансировании терроризма таким образом, чтобы доля  активов указанных лиц, которые были заморожены и не востребованы в течение определенного периода, должны быть использованы для финансирования возмещения ущерба жертвам. Кроме того, штрафы и наказания, налагаемые за нарушение санкций и законодательства в отношении финансирования терроризма, могут стать источником возмещения ущерба.

— Уделять приоритетное внимание детям и соблюдать международные нормы/обязательства в области прав человека, включая вопросы гражданства Риски дальнейшей радикализации для детей являются как срочными, так и неотложными. Международная целевая группа должна сотрудничать с СДС и гуманитарными организациями, чтобы обеспечить точную оценку потребностей детей в, содержащихся в лагерях лагерях и улучшить предоставление экстренных поставок продовольствия, медицинской помощи, жилья, воды, санитарии, образования и защиты. В соответствии с рекомендацией п.2 о создании механизма аудита и управления рисками, правительствам следует предпринять срочные усилия по сортировке, приоритизации и поддержке управляемого и контролируемого возвращения, уделяя первоочередное внимание наиболее уязвимым детям (и в некоторых случаях матерям, которые представляют минимальный риск для безопасности) в первую очередь. Механизм должен согласовать подход, совместимый с международным правом и позволяющий избежать того, чтобы люди оставались без гражданства. Необходимо будет упростить базовую документацию, такую как свидетельства о рождении и регистрация гражданства детей, когда паспорта и другие документальные доказательства были уничтожены. Там, где это возможно, в соответствии с передовой практикой управления семьями, семьи должны содержаться вместе, при этом разделение происходит только в тех случаях, когда выявляется высокий уровень радикализации и связанные с этим риски для безопасности. Потребуются защитные механизмы, такие как передача уязвимых несовершеннолетних под опеку суда или аналогичные инструменты. Для постоянной оценки обстоятельств в более широкой семейной сети потребуются динамичные процессы оценки. Следует принимать во внимание более широкие непреднамеренные последствия разделения семей, включая влияние на показатели успеха программ дерадикализации, разъединения и реинтеграции. Когда дело доходит до устранения травм и улучшения здоровья детей, раннее вмешательство в условиях чрезвычайной гуманитарной ситуации имеет важное значение и является хорошим вложением средств. Появляется множество фактических данных, свидетельствующих о том, что позитивные изменения в психическом здоровье могут быть достигнуты, когда программы затрагивают такие аспекты, как социальная психология, чувство безопасности, социальные связи, поддержка семьи и индивидуальные травмы, в то же время создавая привязанность и позитивные возможности для гражданского участия. При правильном комплексе многоуровневых вмешательств  многие дети могут хорошо реагировать, а это означает, что переход от массового воздействия психологических травм достижим. Однако, если дети испытывают длительную постоянную травму и не получают лечения или поддержки в области психического здоровья, это будет продолжать доминировать в их когнитивном сознании, эмоциях и поведении и создавать устойчивые риски для безопасности.

— Ускорить и продвинуть программы дерадикализации, разъединения и Реинтеграция. Не все иностранные боевики-террористы (и соответствующие члены их семей) могут быть успешно привлечены к ответственности, и поэтому потребуются другие инструменты общественной защиты, в том числе более мощные возможности по предотвращению и противодействию насильственному экстремизму (P/CVE), а также дерадикализации, разъединению и реинтеграции. Действительно, даже в тех случаях, когда судебное преследование проходит успешно, необходимы программы дерадикализации, разъединения и реинтеграции для предотвращения дальнейшей радикализации в тюрьмах и для подготовки людей к возвращению к гражданской жизни после отбытия наказания. Программы P/CVE стали жизненно важной основой стратегий борьбы с терроризмом во всем мире.

Эти программы по-прежнему важны для того, чтобы:

  • Предотвращать радикализацию людей и поддержку терроризма.
  • Управлять дерадикализацией, реабилитацией и освобождением тех, кто уже причастен к терроризму.
  • Предоставить лицам, покинувшим воинствующие экстремистские группировки, возможность реинтегрироваться в общество.

Доказательства того, что это работает, остаются слабыми. Эта область потребует значительного увеличения ресурсов, признавая порочный круг, заключающийся в том, что до тех пор, пока не будет доказательств того, что эти программы работают, страны будут неохотно в них инвестировать. Некоторые ключевые рекомендации, определенные для усиления программ дерадикализации, разъединения и реинтеграции в ходе этого проекта, включают:

  • Правительствам следует повысить прозрачность и обмен данными, связанными с государственными программами, для устранения насущных пробелов в знаниях и информирования о передовой практике. Существует нехватка доказательств того, «что работает», но в равной степени и отсутствие независимых строгих оценок инициатив, которые были осуществлены на сегодняшний день.
  • Правительствам следует увеличить инвестиции в коллективное понимание и экспертные знания в области противодействия идеологическим вмешательствам. Это включает в себя более эффективную интеграцию теологического лингвистического анализа для улучшения понимания системы исламистской радикализации, а также разработку более эффективных оценок рисков и целенаправленных вмешательств.
  • Необходимо срочно сосредоточить внимание на устранении пробелов в знаниях по эффективной оценке рисков для женщин-правонарушителей и разработке передовой практики по всему спектру мероприятий для радикально настроенных женщин с помощью новых исследовательских программ, восполняющих пробел.
  • Правительствам следует проанализировать базу фактических данных о передовой практике (и неудачах), связанной с освобождением и реинтеграцией осужденных террористов. Эти усилия должны определить все потенциальные пробелы и слабые места в механизмах, начиная с содержания под стражей, освобождения и общественного надзора за радикально настроенными правонарушителями и заканчивая реабилитацией после тюремного заключения.
  • Необходимо провести дальнейшие исследования по вопросам дерадикализации, изоляции и реинтеграции детей, молодежи и взрослых, чтобы лучше понять долгосрочное воздействие и устойчивость мероприятий. Это остается существенным пробелом в имеющейся базе фактических данных, в устранение которого правительствам и исследовательским институтам необходимо будет инвестировать средства.
  • Поощрять междисциплинарные программы. Правительства и исполнители программ должны обеспечить лучшее сочетание различных дисциплин в программах дерадикализации, разъединения и реинтеграции.  В зависимости от конкретного случая, контридеологические вмешательства сами по себе вряд ли будут эффективными, если не будут также устранены более широкие уязвимости. Кроме того, оказание психолого-социальной поддержки без идеологической составляющей вряд ли будет эффективной в изменении экстремистских взглядов и поведения
  • Правительствам и исполнителям программ следует разработать протоколы, которые интегрируют более инклюзивное и эффективное многодисциплинарное сотрудничество с участием многих участников между директивными органами по борьбе с терроризмом, оперативными партнерами, учеными, специалистами здравоохранения и практиками гражданского общества.
  • Инвестировать в навыки и обучение. Правительствам и исполнителям программ следует улучшить подготовку должностных лиц, ответственных за разработку политики, тюремного персонала и специалистов-практиков, осуществляющих надзор за осуществлением антиидеологических программ (в общинах и тюрьмах), чтобы обеспечить их эффективное осуществление. Там в настоящее время нет формальной квалификации или регулирования практики для контридеологических вмешательства. В настоящее время сотрудники могут не в полной мере осознавать все связанные с этим богословские и идеологические нюансы и не снижать всех рисков при работе в этом пространстве, особенно в западных условиях.
  • Соответствующим органам власти следует повышать уровень знаний и подготовки профессионального персонала, занимающегося в тюрьмах преступниками-террористами высокого риска. Это включает в себя укрепление процедур ведения дел и механизмов обмена информацией;  понимание экстремистских идеологий и состояний психического здоровья. Тюремный персонал нуждается в том, чтобы быть лучше подготовленным к распознаванию решающей разницы между человеком, который действительно дерадикализован, и тем, кто просто научился произносить правильные слова.
  • Инвестирование в долгосрочное программирование. Директивным органам следует подумать о том, как учесть опыт передовых практиков, согласно которому эффективные мероприятия могут быть достигнуты только путем принятия долгосрочных обязательств с финансированием и непрерывностью, что противоречит текущим расходам на краткосрочные программы. Это, вероятно, повлечет за собой изменение моделей финансирования, более сильные связи между различными организациями, участвующими в проведении этих мероприятий, и механизмы продолжения поддержки даже после того, как отдельные лица завершили официальные программы.

 

Выводы

Как пишут авторы доклада, через двадцать лет после терактов 9/11, глобальное джихадистское движение продемонстрировало устойчивость, расширяет оперативные возможности, и набирало большое и разнообразное поколение последователей, чем когда-либо прежде.  В опубликованном докладе излагается расследование и даются практические рекомендации о том, как международное сообщество должно реагировать на потенциальные угрозы безопасности, создаваемые иностранными боевиками-террористами и членами их семей на северо-востоке Сирии. Авторы приходят к выводу, что нынешняя ситуация – тупиковая, в рамках которой СДС удерживают десятки тысяч боевиков и членов семей из почти 60 стран в лагерях и тюрьмах на северо–востоке Сирии – и не является устойчивой. Нынешний подход к сдерживанию не является эффективным долгосрочным решением проблемы борьбы с терроризмом. Недавний вывод американских войск из Афганистана также увеличивает риск того, что страна снова станет базой для глобальных джихадистов, и иностранные граждане из Сирии могут отправиться в Афганистан, если их не остановить. Это особенно тревожно, учитывая недавнюю оценку «Исламского государства – провинции Хорасан» (запрещено в России). Авторы также признают, что многие причины, по которым правительства неохотно репатриируют иностранных боевиков, и серьезные риски для безопасности, связанные с этим, особенно в то время, как судебное преследование остается очень сложным, а доказательства того, что реально работает в программе  дерадикализации, разъединении и реинтеграции, являются слабыми. Это действительно трудные задачи, но они не могут быть непреодолимыми, даже с учетом более широкого глобального давления, такого как пандемия коронавируса. Единственный способ выйти из этого тупика — принять срочные меры сейчас, как на многосторонней основе, так и в индивидуальном порядке пострадавшими странами. Потребуются инвестиции в сбор доказательств, обеспечение более широкого обмена информацией и создание новых структур для обеспечения возможности судебного преследования. В любом случае для управления рисками высокого уровня потребуется более тесное сотрудничество и расширенные возможности Исламистские преступники-террористы и экстремисты уже находятся дома и должны быть полностью интегрированы в национальное планирование противодействия. Необходимы постепенные изменения в программах дерадикализации, разъединения и реинтеграции, включая усилия по сбору доказательств их эффективности. Как международные, так и национальные органы должны будут активизироваться и работать сообща – эти проблемы нельзя решать в одиночку на национальном или международном уровне.. Это требует подлинного улучшения партнерских отношений. Каждая страна должна сыграть свою роль в защите всех граждан мира от дальнейших террористических нападений. Это требует значительной политической воли и глобального лидерства для решения одной из самых сложных политических задач нашего времени. Плюсом этого является то, что это может реально повлиять на снижение будущих террористических угроз, с которыми могут столкнуться многие страны, в том числе Великобритания и страны Европы, а также помочь восстановить справедливость жертвам некоторых из самых ужасных преступлений, совершенных в последние годы.

В этой связи о себя рискнем заметить, что проблема, поднятая в докладе  британских экспертов является насущной, но не такой критической, как это полагают авторы. Прежде всего, по той прозаичной причине, что на сегодняшний день джихадистские элементы в Ираке и Сирии не имеют централизованного финансирования в лице иностранных спонсоров и внутренних источников получения денежных средств. Без этого важного аспекта ни одно внятное джихадистское движение угрозы представлять не будет. По крайней мере, на в глобальном или межрегиональном уровне. Прежде всего, по той причине, что подавляющее большинство местных и внешних боевиков примкнули к ИГ именно по причине финансовой наживы и после исчезновения этого ключевого фактора этот проект сразу же закончился. И не надо путать глобальный проект ИГ с всплесками суннитского партизанского недовольства в тех или иных районах Ирака или Сирии. Главная проблема в данном случае заключается не в радикализации населения, а в причинах такой радикализации. А она кроется в нарушении банального баланса допуска суннитской  элиты и населения к национальным благам и основным финансовым потокам. Это одинаково справедливо как к Ираку, так и к Сирии, и этот аспект будет постоянно подпитывать базу сопротивления.

Что касается темы лагерей на северо-востоке Сирии, то отметим, что они подлежат немедленному расформированию, что должно сопровождаться распылением и переселением  находящихся там граждан Сирии и Ирака в места их постоянного проживания, где с ними будут разбираться местные власти. В лагере, который контролируется автономной администрацией, возглавляемой курдами, на северо-востоке Сирии, проживает около 62 000 перемещенных лиц, включая родственников боевиков ИГ. Около 93% составляют женщины и дети, и примерно половина из них родом из Ирака. Лагеря для беженцев в данном случае – это созданные искусственно инкубаторы суннитского джихадизма, что необходимо ликвидировать на первом этапе.  Второй вопрос – как бороться с террористическими ячейками в лагере?  Сторонники ИГ убили шесть человек, в том числе четырех женщин, в сирийском лагере для перемещенных лиц Аль-Холь, сообщила 19 декабря  базирующаяся в Великобритании группа военных наблюдателей. По данным Сирийской обсерватории по правам человека, которая располагает широкой сетью источников в Сирии, с начала декабря в лагере было совершено «шесть убийств»  ячейками ИГ. Последняя по времени жертва на сегодняшний день была застрелена в 18 декабря. Среди жертв — трое иракцев — двое мужчин и одна женщина, а также две сирийские женщины и одна женщина, личность которых неизвестна. С начала года число убийств в лагере растет. По данным мониторинга, погибло около 86 человек, в том числе 63 иракских беженца, проживавших в Аль-Холе. Глава обсерватории Рами Абдель Рахман предупредил, что «в лагере сохраняется хаос и отсутствие безопасности», назвав это «бомбой замедленного действия».  В марте курдские власти провели  крупную операцию в лагере, в ходе которой они арестовали 125 предполагаемых членов ИГ. Отсюда вопрос – куда подевались эти арестованные? Скорее всего, сидят все вместе в одном изоляторе. Рискнем высказать непопулярную идею: они должны были быть нейтрализованы, что сразу же серьезно улучшило криминогенную обстановку. Но суть решения проблемы – в быстрейшем расселении лагеря при изоляции наиболее активных членов ИГ в специальной тюрьме на территории Ирака или Сирии.

Второй вопрос. Что делать с иностранными гражданами? ООН неоднократно предупреждала об ухудшении условий безопасности в Аль-Холе, в котором в последние месяцы также наблюдались попытки прорыва.  В переполненном лагере находится около 10 000 иностранных женщин, детей и родственников боевиков ИГ. В данном случае пути решения проблемы только два.

  1. Весь этот контингент лишается странами своей юрисдикции гражданства своих стран по причине их участия в террористическом глобальном движении. Это создаст очень весомый и действенный прецедент для всех тех в странах Запада, кто мечтает поехать «за длинным долларом»  в горячую точку или примкнуть к тому или иному джихадистскому движению. После этого акта этот контингент должен быть удален из лагеря и рассеян по Ираку, Сирии и другим странам региона. 10 тысяч – это совсем не критическая цифра, она быстро раствориться среди местного населения. Отдельный вопрос – дети. Тех, кто не имеет родителей, необходимо репатриировать в страну их гражданства с передачей под опеку государства в соответствующих учреждениях.  Вопрос о детях с родителями так не стоит: они должны оставаться с родителями.
  2. Проблема репатриация женщин и детей. Кстати, возникает вопрос – а куда делись их отцы и мужья? Неужели во время боевых действий было убито около десяти тысяч только иностранных граждан? Очень сомневаемся.  С момента падения самозваного «халифата» ИГ в марте 2019 года сирийские курды и Организация Объединенных Наций неоднократно призывали иностранные государства репатриировать своих граждан, удерживаемых на северо-востоке Сирии. Как следует из доклада,   большинство западных стран отказались репатриировать своих граждан. И правильно делают: получать дополнительный контингент радикалов к уже имеющимся – сомнительное удовольствие. Все указанные в докладе меры по программе дерадикализации и реинтеграции являются благими намерениями, и не более. Эта проблема существовала давно и задолго до появления ИГ, и как показывает практика, коллективный Запад не смог выработать внятную программу ассимиляции мигрантов и изменения их поведенческого и культурного кода.  Почему он должен это успешно сделать вдруг и сейчас? Таким образом, наиболее приемлемый вариант – это искусственное вытеснение из своих стран уже уехавших.
  3. Перспективы судебного преследования этого контингента. Призывы курдской администрации к созданию международных трибуналов для боевиков также были проигнорированы. Тоже логично. Непонятно, кто будет финансировать этот трибунал, каковы его полномочия и кто будет исполнять его приговоры. На какой юридической базе он будет работать? К тому же совершенно очевидно, что никакой судебной перспективы преследования этого контингента ни в юрисдикциях стран Запада, ни в международном трибунале нет. Все собранные на поле боя свидетельские показания юридически ничтожны, не говоря уже о том, что в абсолютном большинстве случаев неизвестны досконально ни подлинные имена боевиков, ни их гражданство. Единственным весомым доказательством в данном случае является только видео-свидетельства зверств, но таких любителей попозировать ничтожное меньшинство.   А если нет судебной перспективы, то зачем их репатриировать? В этой связи все предложения о консолидации усилий всех стран в рамках создания каких-то коллективных органов для интеграции в рамках репатриации является хорошим пожеланием, но не более того. Главная проблема в данном случае – в абсолютной разнице подхода разных стран к квалификации самого термина «терроризм», а если нет консенсуса по определению явления, то о каком коллективном подходе идет речь?
52.32MB | MySQL:103 | 0,610sec