Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (23 февраля – 1 марта 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ираке, на палестинском направлении и в Афганистане. Президент США Б. Обама 27 февраля объявил план вывода большей части американских войск из Ирака к сентябрю 2010 г. В Каире 26 февраля под патронажем президента Египта Х. Мубарака состоялась встреча палестинских движений и группировок, на которой обсуждались вопросы достижения национального согласия. Президент Афганистана Х. Карзай принял решение провести выборы нового главы государства в сроки, определенные конституцией страны.

Президент Б. Обама заявил 27 февраля, что его администрация «будет продолжать непрерывный политический диалог» со всеми странами ближневосточного региона, «в том числе с Ираном и Сирией».

План президента Б. Обамы предусматривает вывод из Ирака боевых частей ВС США к 31 августа 2010 г., после чего в этой стране должны остаться от 35 до 50 тыс. американских военнослужащих (сейчас 142 тыс. чел.), которые продолжат обучение иракских сил безопасности и оказание им поддержки при проведении боевых операций. Также американские военные будут заниматься сбором разведывательной информации о силах террористов, и участвовать в борьбе с ними. Полный вывод ВС США намечено завершить до конца 2011 г., как это и предусмотрено американо-иракским соглашением, подписанным в ноябре 2008 г. В то же время глава Пентагона Р. Гейтс хотел бы сохранить в Ираке после 2011 г. небольшой контингент американских военнослужащих для обучения иракских военных и, возможно, проведения разведывательных операций. Сообщая о своем плане, Б. Обама отметил, что ситуация в Ираке остается «небезопасной и нестабильной», и страну «ожидают трудные времена». Однако США должны сосредоточиться «на других приоритетах», таких как Афганистан и Пакистан. Подчеркнем, что по плану Обамы вывод боевых частей из Ирака должен произойти в течение 19 месяцев, в то время как в своих предвыборных заявлениях он обещал сделать это за 16 месяцев.

Решение Вашингтона вывести основную часть войск из Ирака в 2010 г. было положительно встречено многими иракскими политиками. Премьер-министр страны Н. аль-Малики заявил, что национальные силы безопасности готовы к поддержанию порядка в Ираке после ухода войск США. Положительно оценил решение Б. Обамы вице-президент страны Т. аль-Хашеми (представитель арабской суннитской общины). В то же время сторонники радикального шиитского лидера М. ас-Садра выразили свое недовольство тем, что после 2010 г. в Ираке останутся до 50 тыс. американских военных. Они потребовали скорейшего полного ухода войск США из страны. Многие иракские политики надеются, что темпы вывода американских войск будут соизмеряться с положением дел в Ираке. Высказываются опасения, что «нелегитимные амбиции некоторых партий» могут привести к разжиганию конфликтов в случае быстрого ухода американцев. Иностранные военные специалисты, признавая определенные успехи в деле укрепления армии и полиции Ирака, сомневаются в их способности самостоятельно решать задачи по обеспечению безопасности в стране.

На прошедшей неделе Ирак впервые после 1990 г. посетил министр иностранных дел Кувейта шейх М. ас-Сабах. В Багдаде он встретился с высшими иракскими руководителями, обсудив с ними вопросы укрепления отношений между двумя странами, усиления контроля на иракско-кувейтской границе и выплаты Ираком компенсаций Кувейту за ущерб, нанесенный в ходе оккупации и войны в 1990-1991 гг.

Президент Ирака Дж. Талабани на минувшей неделе нанес визит в Иран, где провел переговоры с руководителем ИРИ А. Хаменени и президентом М. Ахмадинежадом. Иран выразил обеспокоенность тем, что США «готовят почву для того, чтобы остаться в Ираке на постоянной основе. Это большая опасность и ее должны понимать иракские политики». В Тегеране считают, что «войска оккупантов должны как можно скорее покинуть Ирак».

В Каире 26 февраля палестинские движения и группировки предприняли очередную попытку реанимировать процесс достижения национального примирения и согласия. Во встрече участвовали делегации ФАТХа, ХАМАСа, «Исламского джихада», Демократического и Народного фронтов освобождения Палестины, а также палестинцы, не входящие ни в одну из фракций и представляющие академические и деловые круги, общественные и гуманитарные организации, религиозные конфессии. По итогам встречи заявлено о достижении договоренности создать пять подготовительных комитетов, которые займутся формированием правительства национального согласия, реформированием силовых структур, достижением межпалестинского примирения, подготовкой к проведению всеобщих на всех палестинских территориях, а также деятельностью ООП. Комитеты должны начать работу 10 марта и завершить ее до конца месяца. В задачу правительства национального согласия, если таковое удастся создать, войдет организация президентских и парламентских выборов в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан, восстановление сектора Газа и единых палестинских органов власти. Враждующие движения ФАТХ и ХАМАС заявили о намерении освободить всех политических заключенных и прекратить ведущуюся между ними «информационную войну». Как видится, учитывая остроту разногласий между ФАТХом и ХАМАСом, процесс формирования палестинского правительства будет очень сложным. Не исключено, что попытка его создания закончится безрезультатно. Так, глава ПНА и лидер ФАТХа М. Аббас считает, что новый кабинет министров должен будет признать Государство Израиль, с чем хамасовцы категорически не согласны. Представитель ХАМАСа заявил, что движение пойдет на обсуждение вопроса о создании правительства лишь при отсутствии каких-либо предварительных условий.

Сложной остается обстановка в зоне палестино-израильского конфликта. Палестинские боевики продолжают обстрелы израильской территории, причем стали делать это чаще, а ВВС Израиля наносили удары по объектам противника, в основном по туннелям на границе сектора Газа с Египтом, по которым исламисты осуществляют контрабандную доставку оружия.

Сектор Газа посетили представитель Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности Х. Солана и международный посредник по арабо-израильскому урегулированию Т. Блэр. Цель их визитов — выяснение ущерба, причиненного анклаву в ходе недавней израильской военной операции.

Президент Афганистана Х. Карзай своим указом обязал органы исполнительной власти обеспечить проведение выборов нового главы государства в сроки, определенные конституцией страны. Скорее всего, они могут быть назначены на 21 апреля, т. е. за месяц до истечения полномочий Карзая. Ранее сообщалось, что из-за сложной обстановки в сфере безопасности президентские выборы в Афганистане будут перенесены на август 2009 г. К этому времени в страну должны прибыть дополнительные военные контингенты из стран НАТО. США, формально поддержав решение афганского президента, все же высказали пожелание о переносе выборов на август. Указ Карзая также встретил сопротивление со стороны верхней палаты парламента.

На минувшей неделе в Вашингтоне прошли афгано-пакистано-американские консультации по обсуждению деталей новой стратегии США в Афганистане. Участники встречи договорились о проведении регулярных трехсторонних переговоров по проблемам региона. Афганский министр иностранных дел Р. Д. Спанта заявил в Вашингтоне, что США должны привлекать Иран, «как важного регионального игрока» к решению проблем обеспечения безопасности и реконструкции Афганистана, в т. ч. к борьбе с терроризмом и наркобизнесом.

Сложная обстановка сохраняется в Пакистане. В ответ на вердикт Верховного суда страны о лишении депутатского мандата лидера оппозиции Н. Шарифа и снятии с поста губернатора провинции Пенджаб его брата Шахбаза 25-27 февраля в Исламабаде, Лахоре, Карачи и ряде других городов прошли массовые акции протеста, переросшие в уличные беспорядки. Командующий пакистанской армией генерал А. Кайяни заявил, что военные не вмешиваются в политические дела, в т. ч. в нынешний политический кризис.

Командование ВС Пакистана 26 февраля заявило, что армия прекращает боевые операции против местных талибов в долине Сват на северо-западе страны. Руководство боевиков также заявило о прекращении огня. Кроме того, военное командование сообщило, что в ходе боевых действий, длившихся в течение последних шести месяцев, удалось нанести поражение исламистским боевикам в районе Баджаур вблизи границы с Афганистаном. Этот район считался одним из главных оплотов пакистанских талибов. Генерал А. Кайяни считает, что военные операции против боевиков в зоне племен должны быть завершены до конца текущего года. Пакистан запросил у США боевые вертолеты типа «Кобра» и «Апач» для борьбы с боевиками в районах, прилегающих к границе с Афганистаном.

Вице-президент Ирана и руководитель национальной Организации по атомной энергии Р. Г. Агазаде заявил, что ИРИ останется страной, обладающей мирными ядерными технологиями, вне зависимости хочет того Запад или нет. В соответствии с разработанной программой, в течение пяти лет на предприятии в Натанзе будут установлены и введены в эксплуатацию 50 тыс. центрифуг для обогащения урана. По мнению главы Комитета начальников штабов ВС США адмирала М. Маллена, Иран накопил достаточное количество расщепляющихся материалов для создания ядерной бомбы. В то же время, комментируя заявление Маллена, министр обороны США Р. Гейтс заявил, что Иран еще «не близок» к обладанию ядерным оружием, для создания которого ему потребуется некоторое время.

Тегеран на прошедшей неделе посетил министр иностранных дел Бахрейна, которому президент ИРИ М. Ахмадинежад передал послание бахрейнскому королю Х. Бен Исе Аль Халифе. В послании говорится о приверженности Ирана выстраиванию добрососедских отношений с Бахрейном.

В Израиле из-за серьезных разногласий, в т. ч. по вопросам арабо-израильского урегулирования, правая партия Ликуд и центристская партия Кадима не смогли договориться о создании правительственной коалиции. В итоге лидер Ликуда Б. Нетаниягу, которому президент Ш. Перес поручил формирование нового кабинета министров страны, отказался от дальнейших переговоров с Кадимой.

1 марта в Гааге официально начал работу Специальный трибунал по Ливану, созданный для судебного разбирательства по делу об убийстве в 2005 г. бывшего премьер-министра страны Р. Харири, а также по другим делам, связанным с политическими убийствами в Ливане в период с 1 октября 2004 г. по 12 декабря 2005 г., или в любой последующий период. Между тем в Ливане сохраняется напряженная обстановка. В различных районах страны имели место столкновения, в т. ч. вооруженные между сторонниками различных политических партий и группировок. Армия и силы безопасности приведены в состояние повышенной боевой готовности.

Президент Сомали Ш. Ш. Ахмед провел встречу с религиозными лидерами и старейшинами племен, выступающими в качестве посредников в переговорах между правительством и исламистами. На встрече президент дал согласие ввести в стране законы шариата в обмен на прекращение огня исламистами. Правительство Сомали переместилось из Республики Джибути в столицу Могадишо. Между тем 24-25 февраля в городе происходили ожесточенные бои между отрядами исламистов и правительственными войсками.

В последнее время отмечается налаживание контактов между Сирией и Саудовской Аравией. На минувшей неделе в Эр-Рияде побывал глава МИД САР В. Муаллем, передавший послание сирийского президента Б. Асада саудовскому королю Абдалле. Ранее Дамаск посетил руководитель саудовской разведки. По словам министра иностранных дел Саудовской Аравии принца С. аль-Фейсала, разногласия с Сирией «являются делом прошлого» и две страны работают с перспективой на будущее.

Госсекретарь США Х. Клинтон заявила 26 февраля, что еще рано говорить смогут ли Вашингтон и Дамаск улучшить отношения между двумя странами.

Приложение

Об итогах выборов в советы провинций Ирака

18 февраля в Ираке были опубликованы официальные окончательные итоги состоявшихся 31 января выборов депутатов советов в 14 из 18 провинций страны. Выборы не проводились в трех провинциях, входящих в курдскую автономию (Дахук, Сулеймания и Эрбиль), а также в северной провинции Ат-Таамим с центром в г. Киркук. Курдские власти не стали проводить выборы, заявив, что этот вопрос не входит в компетенцию центрального правительства, а в провинции Ат-Таамим, на власть в которой в острой форме претендуют арабы и курды, они были отложены до принятия специального избирательного закона.

Нынешнее голосование было организовано на основе нового закона о выборах в местные органы власти, который значительно расширил права провинциальных советов. В частности, их депутаты получили право преобразования провинций в автономные федеральные округа и право избрания губернаторов провинций.

Предвыборная кампания проходила в сложной обстановке и острой политической борьбе. На 440 депутатских мест претендовали более 14,4 тыс. кандидатов. Несколько кандидатов в депутаты были убиты. Независимая избирательная комиссия отстранила от участия в выборах более 30 человек по причине их баасистского прошлого, службы в органах безопасности саддамовского режима, или из-за подделки документов.

В период подготовки и проведения выборов иракские власти приняли масштабные и жесткие меры по обеспечению безопасности в стране. В этом деле иракской армии и полиции оказывали необходимое содействие американские войска. Благодаря принятым мерам, голосование в целом прошло в спокойной обстановке, без каких-либо серьезных инцидентов и жертв.

По официальным сообщениям, в голосовании приняли участие около 51 проц из примерно 15 млн избирателей, что меньше, чем было на аналогичных выборах в 2005 г., когда к урнам для голосования пришли 55,7 проц избирателей. В частности, в Багдаде в выборах участвовали лишь около 40 проц избирателей. Высокую активность проявили жители северных, западных и центральных провинций страны, преимущественно сунниты, бойкотировавшие выборы в 2005 г. Не участвовали в выборах иракские беженцы за рубежом и перемещенные лица внутри страны, всего до двух млн человек. За ходом голосования следили более 800 иностранных и до 5000 местных наблюдателей. Наиболее крупным отмеченным нарушением стал отказ в праве на голосование примерно 70 тыс. курдам на севере страны под предлогом отсутствия у них документов, удостоверяющих личность.

Провинциальные выборы показали современную расстановку политических сил в Ираке, а их главным итогом стали значительные, порой кардинальные изменения в составе депутатского корпуса местных законодательных органов. Кроме того, результаты голосования в очередной раз отчетливо продемонстрировали наличие глубокого раскола среди иракских политиков и иракского общества в целом по конфессиональному и национальному признакам: в шиитских регионах избиратели отдали голоса шиитским кандидатам, в суннитских – суннитам, а в курдских – курдам. Серьезное поражение на юге Ирака потерпели шиитские партии, выступавшие за большую автономию от центральной власти. Прежде всего, речь идет о партии «Аль-Фадыля», добивавшейся автономии для Басры, но завоевавшей лишь одно место в местном совете. Не добились успеха и большинство других региональных политических партий и группировок.

Наибольшего успеха достигла «Коалиция государство и закон», объединившая в своих рядах сторонников иракского премьер-министра Н. аль-Малики (главным образом шиитов, «умеренных» исламистов) и выступавшая под лозунгом усиления центральной власти в стране и единения всех иракцев. Она завоевала 126 мест в советах 12 провинций (кроме северной провинции Найнава и западной Анбар). В то же время приверженцы главы правительства смогли получить абсолютное большинство (20 из 35 мест) лишь в одной провинции – Басра и близки к этому в Багдаде (28 из 57). Кроме того, коалиция набрала наибольшее число голосов в советах еще пяти провинций и в двух провинциях разделила первое место с другими партиями. Не подлежит сомнению и то, что успех «Коалиции государство и закон» достигнут и благодаря активному использованию административного ресурса. Так, в большинстве иракских провинций по инициативе Н. аль-Малики были созданы т. н. «Советы поддержки центральной власти», в состав которых вошли вожди и представители племен, заявившие о своей поддержке багдадского правительства, в т. ч. по вопросам обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом. Политические оппоненты главы правительства назвали создание «Советов» «нелегальной» попыткой аль-Малики укрепить свои позиции и власть, добиться успеха на предстоящих провинциальных выборах. Сам же премьер-министр считает, что «Советы поддержки» помогают укреплять власть правительства и действуют в интересах укрепления единства Ирака.

На втором месте находятся сторонники исламистского шиитского Высшего исламского совета Ирака (ВИСИ), выступавшие за широкую автономию для иракского юга. В итоге ВИСИ получил 55 депутатских кресел в советах 11 провинций. Причем ни в одной из них исламисты не имеют абсолютного большинства. Наибольшего успеха ВИСИ добился в южных провинциях Майсан (8 из 27) и Наджаф (7 из 28). В провинции Майсан ВИСИ разделил первое место с коалицией Н. аль-Малики. В целом результаты, достигнутые ВИСИ, который считается наиболее крупной политической организацией иракских шиитов, нельзя считать удовлетворительными.

Третью позицию (41 место в советах 10 провинций) занимают сторонники радикального шиитского лидера М. ас-Садра. Наибольшего успеха радикальные исламисты добились в южных провинциях Майсан (7 из 28) и Ди-Кар (7 из 31).

В северных и западных провинциях большинство мест в советах завоевали, как и ожидалось, суннитские партии и организации. Причем в провинции Анбар они получили все места в законодательном органе. Крупного успеха арабы-сунниты добились в провинции Найнава (г. Мосул). Здесь региональная суннитская организация «Аль-Хадба» получила абсолютное большинство мест (19 из 37), оттеснив на второе место доминировавших в прежнем составе совета курдов. Их организация «Братство Найнавы» получила 12 мест. Кроме того, курды получили 6 из 29 мест в совете северо-западной провинции Дияла со смешанным суннитско-шиитско-курдским населением. В Багдаде депутаты от суннитских партий имеют 11 мест.

Уверенно выступил «Иракский национальный список», возглавляемый бывшим премьер-министром страны А. Алауи и выступавший под лозунгом организации всех иракцев, вне зависимости от их религиозной или национальной принадлежности. «Список» Алауи получил 29 депутатских кресел в восьми провинциях, в т. ч. пять в Багдаде и пять в суннитской провинции Салах-эд-Дин.

После публикации в начале февраля предварительных итогов выборов сторонники М. ас-Садра и некоторые суннитские организации в провинции Анбар заявили о намерении потребовать пересмотра результатов голосования, обвинив власти в фальсификации и подтасовках. Однако дальнейшего развития эти претензии не получили. Более того, приверженцы М. ас-Садра предложили коалиции Н. аль-Малики блокироваться в местных советах. В провинции Дияла 1 марта шииты провели демонстрацию протеста, требуя пересмотра итогов голосования.

Основная сложность ситуации, сложившейся после выборов, заключается в том, что в подавляющем большинстве провинций (исключение составляют Басра и Найнава) ни одна из партий и организаций не смогла получить большинство депутатских кресел в местных законодательных органах, что потребует создания коалиций. Причем, учитывая очень сложные, порой откровенно враждебные отношения между различными политическими силами страны, как общеиракскими, так и региональными, процесс создания коалиций будет трудным и пройдет немало времени, прежде чем большинство провинциальных советов смогут начать нормальную Деятельность, что негативно скажется на обстановке в провинциях и в Ираке в целом.

Эксперты расценивают январские выборы как своего рода референдум о доверии премьер-министру Н. аль-Малики, который, в свою очередь, назвал их генеральной репетицией выборов в парламент Ирака, намеченных на конец этого года. Глава правительства стремится закрепить успех на местных выборах, расширить политическую и социальную базу своей коалиции, особенно в Багдаде, намерен создать «широкую национальную коалицию» в советах провинций, которая, по словам аль-Малики, «будет принципиально отличаться» от распавшегося Объединенного иракского альянса, в состав которого входили только шиитские партии и организации. В настоящее время сторонники аль-Малики уже ведут консультации о возможном создании таких коалиций, как было сказано, «со всеми партиями без исключения».

52.28MB | MySQL:103 | 0,597sec