Иран и Россия в 2008г.

В основе отношений России и Ирана в 2008г. лежали тенденции, сложившиеся в последние годы, которые определялись совпадением как экономических, так, главным образом, геополитических интересов. Россия и Иран придерживаются концепции многополярного мироустройства, выступают за главенствующую роль ООН в международных отношениях. Общими для обеих стран в 2008г. продолжали оставаться взгляды на продвижение НАТО на Восток, на присутствие военных сил США в регионе, присутствие третьих стран на Каспийском море. Определенным подтверждением совпадения геополитических оценок на развитие ситуации в регионе стала в 2008г. позиция ИРИ в отношении конфликта в Южной Осетии. Официальные лица Ирана (президент и министр иностранных дел) признали справедливость действий России, не допустившей дальнейшего углубления военных действий. Общей задачей являлась борьба с наркотиками, поступающими из Афганистана ( в 2005 году был подписан совместный Меморандум о сотрудничестве в этой области, вопросы сотрудничества в этой области обсуждались в ходе визита в Москву в октябре 2008 года главы Штаба по борьбе с наркотиками ИРИ И.Ахмади-Могаддама). Иран и Россия принимали активное участие в международной антинаркотической операции «Канал». В определенной мере сближающим моментом является и «пристрастное» отношение США- достаточно настороженное к России и открыто враждебное к Ирану. К этой проблеме близко примыкает ситуация вокруг ядерной программы Ирана, с которой оказалась непосредственно связана Россия. Ситуация вокруг ядерной программы, в т.ч. принятые в 2007 и 2008гг. резолюции СБ ООН, не может не оказывать влияния на состояние отношений России с Ираном, особенно на развитие экономических связей.

Для России Иран остается потенциально выгодным экономическим партнером, страной, не затрагивающей геополитические интересы России в регионе. Наличие энергетических ресурсов, которое, с одной стороны, делает эти страны конкурентами, с другой, является фактором укрепления экономических интересов. Географическая отдаленность российских и иранских месторождений, общий интерес в расширении участия в поставках на мировые рынки нефти и газа, заинтересованность Ирана в рынках сбыта газа и заинтересованность России в южных источниках газа для поставок в Южную Европу и на азиатские рынки, создают объективные условия для координации деятельности на этом перспективном направлении. Эта тенденция отчетливо проявила себя в 2008г.при заключений различных соглашений о намерениях. Однако, фактическая ситуация реализации этих намерений была достаточно сложной. С одной стороны, снизился уровень конкуренции на иранском рынке крупных западных компаний. Иран заявлял о возможности заключения контрактов на разработку газовых месторождений даже без тендеров. Но сдерживающим фактором являлся ущерб от сокращения экономических связей с США. В особенности это относилось к российским компаниям, которые связаны с американским рынком или американскими финансовыми организациями.

Многие направления экономических связей, особенно в области обмена научными кадрами, подготовки иранских студентов и т.п. оказались свернутыми.

Несмотря на это, Иран продолжает оставаться объективно привлекательным объектом экономического партнерства. Он обладает значительным экономическим потенциалом и достаточно диверсифицированной экономикой. Несмотря на все очень пессимистичные прогнозы, связанные с резолюциями СБ ООН о санкциях, Иран сохранил положительную динамику экономического развития. Хотя ситуация в стране на уровне микроэкономических показателей, особенно роста цен и сохраняющейся безработицы достаточно напряженная, тем не менее, макроэкономические показатели позитивны. ВВП вырос в 2008г. (в постоянных ценах), по данным иранской статистики, на 6,9%, в т.ч. без нефтяной промышленности- на 7,6%.(1), по данным международной статистики- на 6,4 %.(2) Валовой национальный доход в ИРИ на душу населения составил в 2008г.-5380 долл, а по паритетам покупательной способности-12,1 тыс.долл.(3)

Иран остается платежеспособным государством, имея на конец 2008г. золотовалютные запасы почти на 100 млрд. долл.(96,6), т.е. более четверти ВВП. При этом внешний долг (21,8 млрд.) составлял менее 6% от ВВП.(4)

Россия заинтересована в торговле с Ираном, позволяющая ей диверсифицировать свой экспорт, заинтересованность Ирана в России обусловлена как сложившимися на протяжении многих десятилетий экономическими связями, так и вводимыми сейчас санкциями, сдерживающими присутствие на иранском рынке американских и европейских компаний. Россия, которая на мировом рынке выступает в качестве сырьевого поставщика, на иранский рынок поставляет, главным образом, свою промышленную продукцию, а также научно-технические услуги. Если в 2005-6г. товарооборот между нашими странами составлял 2,1 млрд. долл, то уже в 2008г. он вырос до 3,2 млрд.долл.(5), главным образом, за счет российского экспорта. Основными статьями российского экспорта в Иран являются металлы и металлоизделия (свыше 70%), машины и оборудование, древесина и целлюлозно-бумажные изделия. Импорт из ИРИ в основном представлен товарами народного потребления, продовольственными товарами (60%), машинами и оборудованием.

В экономических связях главным для двух стран была не столько торговля, сколько экономическое сотрудничество. Основными его направлениями являются энергетика, транспорт, нефтегазовая сфера, военно-техническое сотрудничество. Вопросы экономических связей находятся в центре внимания Постоянной межправительственной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. В декабре 2007 г. в Москве состоялось 7-ое заседание, на которой был подписан «Меморандум о намерениях развития торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между РФ и ИРИ», а также «Протокол 7-го заседания Постоянной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству». 8-е заседание ( в Тегеране), запланированное на конец 2008г., из-за смены руководителя российского сопредседателя было перенесено на первое полугодие 2009г. Руководителем Комиссии с российской стороны в настоящее время назначен министр энергетики РФ Сергей Шматко. В 2008г. для активизации экономических связей с Ираном при Торгово-промышленной палате России был создан Российско-иранский Деловой Совет ( в феврале 2009г. его генеральным директором был назначен вице-президент «Еврофинанс Моснарбанка» Олег Акулиничев).(6)

Главным объектом российско-иранского сотрудничества являются энергетические проекты. В 2008г. практически завершена АЭС в Бушере, закончена поставка топлива под контролем МАГАТЭ, испытания и отгрузка необходимых приборов (различных клапанов и дроссельных устройств), изготовленных Чеховским заводом энергетического машиностроения проходили в присутствии иранской стороны. В 2008г. закончен монтаж циркулярных насосов, введена в эксплуатацию аппаратура по поддержанию необходимых климатических условий, все пусконаладочные работы АСУ технологическими процессами. За последние четыре года обучение в России прошли около 700 иранских специалистов. Хотя строительство АЭС в Бушере выведено из-под санкций СБ ООН, именно сооружение АЭС, как возможной основы для создания ядерного оружия, стало причиной давления США на Россию, содействовало принятию санкций. Несомненно, что одной из основных задержек с пуском в эксплуатацию Бушерской АЭС, строительство которой российский «Атомстройэкспорт» начал еще в 1998г.(7), стала позиция США. Однако после поддержки США грузинской стороны в военном конфликте в Южной Осетии и позитивно- нейтральной позиции Ирана российское руководство заявило о твердом намерении осуществить пробный пуск уже в начале 2009г. и ввести АЭС в эксплуатацию к августу 2009г., а также настояло на том, чтобы новая резолюция СБ по Ирану(№1835 от 27 сентября 2008г.) не усилила режим санкций.(8) Так как контрактов на строительство других АЭС не заключено, основной акцент в энергетическом диалоге сделан на сотрудничестве в производстве и распределении электроэнергии, в добыче энергоресурсов и способах их транспортировки. В феврале 2008г. состоялся визит в Тегеран делегации РАО ЕЭС России во главе с А.Б.Чубайсом, в ходе которого были подписаны Меморандум о сотрудничестве РАО ЕЭС России и иранской энергетической компанией «Таванир», а также Меморандум о сотрудничестве в объединении на параллельную работу энергосистем Ирана и стран СНГ и Балтии. (9)

Одним из важнейших сфер экономического сотрудничества является нефтегазовая отрасль. Хотя обе страны являются экспортерами нефти, Россия является экспортером газа, а Иран обладает крупными экспортными запасами газа и ставит задачу увеличить свой газовый экспортный потенциал, нельзя однозначно рассматривать их только как конкурентов. На современном этапе мирового развития именно согласованные действия на мировом энергетическом рынке и являются взаимным интересом. По инициативе Ирана ОПЕК в лице его управляющего- представителя Ирана Мохаммада Али Хатиби пригласил Россию к участию в заседании ОПЕК в декабре 2008г. Ранее, в начале декабря глава ОПЕК предложил России, Норвегии и Мексике стать членами этой организации. Однако на самом иранском нефтяном рынке присутствие российских компаний пока ограничено, главным образом под давлением санкций США. Тем не менее, в 2008г. деятельность некоторых из них активизировалась. Так, российская компания «Газпром нефть» предложила правительству Ирана разрабатывать помимо Северного также «Южный Азадеган»( одно из крупнейших месторождений в мире с запасами около 5,7 млрд т.). В августе 2008г. «Газпром нефть» направила правительству Ирана отчет о результатах исследования северного блока этого месторождения Азадеган и в настоящее время ведет переговоры с Иранской национальной нефтяной компанией о совместной разработке этого месторо-ждения. «Газпром нефть», будет участником компании-оператора, которая займется разработкой этого проекта, а также инвестором проекта. Главной проблемой является вопрос о разделе продукции.(10) В 2008г. главным предметом переговоров стало создание совместной нефтяной компании, решение об ее создании перенесено на начало 2009г. (11) В 2008г. продолжила свою деятельность в Иране компания «Татнефть», которая создала совместное российско-иранское предприятие «Парс-Татнефть». В рамках этой компании контракт на исследования месторождения «Монд» выполнен, однако продолжается деятельность совместного предприятия, которое создали «Татнефть» и исламский фонд «Фонд обездоленных (Боньяде мостазаффин)» (с равными долями участия) для ведения в Иране буровых и разведочных работ на нефть и газ, оказания инжиниринговых услуг в нефтяной и нефтехимических отраслях иранской промышленности, в т.ч. очистки нефти от серы на заводе на острове Харк. В конце октября 2008г. в Казани «Татнефть», Иранская Национальная Нефтяная Компания и Фонд обездоленных, подписали новый меморандум о сотрудничестве, открывающий новые возможности для российской компании на нефтяном рынке Ирана.(12)

Компания «Лукойл», которая в составе совместного с норвежской компанией «Хидро» провела успешное бурение разведочной скважины в районе месторождения «Анаран», что позволило обнаружить новые крупные залежи углеводородов с запасами порядка 2 млрд. баррелей нефти, из-за санкций США вынуждена была приостановить свою деятельность в Иране.

Сотрудничество в газовой сфере развивается как на уровне двухсторонних отношений, так и многосторонних- в формате Форума стран-экспортеров газа(13). В Тегеране в октябре 2008г. в рамках Форума министры энергетики Ирана, Катара и глава «Газпрома» А.Б.Миллер подписали Соглашение о создании Высшего технического газового совета, своего рода «газового ОПЕК». 23 декабря в Москве Форум получил легальный статус как организация. Министры энергетики 14 стран, владеющих 73% мировых запасов газа и обеспечивающих 42% его мировой добычи, приняли устав ФСЭГ и подписали межправительственное соглашение, включающее принципы работы Форума и направления деятельности- о порядке взаимоотношений со странами—потребителями газа, об обмене информацией ,о реализации крупных инвестиционных программ, организации совместной работы по сжиженному природному газу (СПГ). Для России и Ирана участие в Форуме дает возможность оптимизировать возможные маршруты газопроводов, участвовать в совместных проектах по добыче и реализации газа.

Российские компании после закрытия газопровода Иран- СССР, сначала из-за разногласий с новой исламской властью по вопросам цены на газ, а затем после распада СССР и разногласий Азербайджана с Арменией вновь пришли на иранский газовый рынок лишь в 1997г. К 2008г. «Газпром»(30% акций) в составе образованного в 1997г. консорциума с французской компанией «Тоталь» и малазийской «Петронас» уже завершил работы по освоению участков шельфового газоконденсатного месторождения «Южный Парс», но пока расчеты по возврату вложенных средств не завершены. Перспективным проектом с участием «Газпрома» является строительство газопровода из Ирана в Индию и Пакистан. Кроме того, он строит в этой стране подземные хранилища газа и разрабатывает генеральную схему развития газораспределительной сети страны, участвует в строительстве и обслуживании региональных газовых сетей. Иран и «Газпром» в 2008г. начали вести переговоры о поставках в Иран российского газа по схеме замещения (swap), подобно сделкам с российской и казахской нефтью. В рамках этих поставок российская сторона будет доставлять свой газ в северные районы Ирана, а взамен эквивалентное количество газа будет передаваться российским партнерам на юге страны.

На всем протяжении 2008г. активно велись переговоры о совместной разработке новых участков газового месторождения «Южный Парс», о создание совместной компании с целью реализации проектов в Иране, России или третьих странах, в частности, в Латинской Америке.(14) Вопрос об использовании построенного в 2008г. газопровода Иран-Армения для поставок иранского газа в Европу также будет решаться с учетом интересов России. Конечно, падение цен на топливо, снижает заинтересованность российских компаний в капиталоемких проектах по освоению новых газовых и нефтяных месторождений. Но с другой стороны, именно отсутствие конкурентов делает возможным закрепление позиций на весьма перспективном иранском рынке.

Одним из перспективных направлений сотрудничества между Россией и Ираном является транспорт. 29 марта 2008г. был подписан Меморандум о взаимопонимании, в котором говорилось об участии России в реконструкции существующих и строительстве новых железнодорожных линий. Одновременно президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным и президентом Иранских железных дорог Х. Зийяри был подписан контракт на электрификацию железнодорожной линии Тебриз – Азаршахр протяженностью около 50 км. После реализации этого проекта иранская сторона предполагается привлечь российскую компанию к проекту электрификации железнодорожной линии Тегеран – Мешхед протяженностью 800 км.

На XXIII Конференции Организации Сотрудничества Железных Дорог, которая прошла в Тегеране в мае 2008г., глава российской делегации, первый вице-президент ОАО «РЖД» В.Морозов положительно оценил перспективы российско-иранского сотрудничества в области железнодорожного транспорта. Заторможенное на несколько лет строительство железной дороги Астара-Казвин-Решт получило новый импульс в 2008г., когда было принято решение о создании совместной компании (России, Азербайджана и Ирана) с местом пребывания в Москве. Этот проект призван повысить экономическую эффективность МТК «Север — Юг», т.к. его реализация позволит соединить сухопутные участки МТК до порта Чабахар. Это позволит реализовать планы Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана, связанные с прокладкой трансазиатской железной дороги. Поскольку порт Чабахар находится вблизи от западной границы Индии, не исключается возможность прокладки маршрута для перевозки грузов различными видами транспорта из Индии через Пакистан в Иран и далее в Россию. В ноябре 2008г. в ИРИ появились сообщения о планах строительства железной дороги с участием России из Ирана в Армению, которая включает в себя прокладку 80км новых линий от реки Аракс до станции Маранд на ветке Тебриз-Джульфа.(15)

Сотрудничество в области автомобильного транспорта ограничивается пока, главным образом, поставками готовых автомобилей. В рамках соглашения с Горьковским заводом в Иране должно быть создано сборочное предприятие по производству микроавтобусов, но пока Горьковский завод поставляет готовые машины, которые используются в Тегеране в качестве маршрутных такси. Всего по заключенному в 2007г. контракту в Иран в течение 2007-2009гг. будет поставлено 28 тыс. автомобилей «Газель», из них 20 тыс.- в 2008 и 2009гг.

Расширяется сотрудничество между двумя странами в сфере авиационного транспорта. Контракт был подписан в Жуковском на авиасалоне «МАКС – 2007». Иран уже закупил у России пять самолетов ТУ-204. Поставка пяти грузовых самолетов Ту-204-120С в экспортной модификации с двигателями «Роллс-Ройс» запланирована на 2009 год. Общая сумма сделки — 200 млн. долларов.(16) В марте 2008 года президент Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров в ходе визита российской делегации в Иран подписал меморандум о возможных поставках ста пассажирских Ту-204 и Ту-214. Подготовлен контракт, сумма которого оценивается в 2,5 миллиарда долларов(17). Предполагается поставка запчастей и услуги по ремонту самолетов, организацию лицензионного производства, а также возможность закупки Ираном пяти лайнеров Ту-334 в течение пяти лет. Кроме того, в 2008г. Ирану удалось получить лицензию на постройку 50 вертолетов КА-32(18), которые являются гражданской версией военного вертолета Ка-27. Пока Иран будет импортировать большинство компонентов вертолета из России, а на своей территории заниматься только сборкой.

Общеизвестно, что в отношениях России и Ирана важное место занимает военно-техническое сотрудничество. В последние годы оно представлено, главным образом, экспортом готовой продукции, и Иран является одним из основных покупателей российского ВПК. Россия, следуя своим международным обязательствам, поставляет в Иран продукцию оборонного назначения. Во время своего визита в Тегеран в октябре 2008г. заместитель министра иностранных дел РФ С.Рябков подтвердил, что « военно-техническое сотрудничество России с ИРИ развивается в полном и строгом соответствии со всеми обязательствами, которые российская сторона несет как в своих двусторонних отношениях с Ираном, так и в связи с имеющимися экспортно-контрольными и нераспространенческими требованиями, вытекающими из нашего внутреннего законодательства и из международных обязательств РФ»(19). Главной интригой 2008г. стали появляющиеся неоднократно сообщения в российской и иранской прессе о заключенном в 2008г. контракте на поставки Ирану зенитно-ракетных комплексов С-300 и о начале поставок(20). И только 22 декабря Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству России заявила, что данные системы ПВО в Иран не поставлялись. В тот же день и представитель МИД Ирана Хасан Кяшкяви подтвердил, что Иран и Россия пока не заключили окончательного соглашения о поставках в Иран ПВО С-300.(21) Иранские официальные лица сообщали также о поставках из России комплектующих к С-300, однако в Москве эту информацию не подтвердили, а в январе 2009г. министерство иностранных дел РФ заявило, что Россия на данном этапе не будет поставлять Ирану зенитные ракеты большой дальности С-300. (22)

Сотрудничество наших стран многоаспектно и осуществляется на разных уровнях. В последние годы они вышли на высший уровень. В конце 2007г. ИРИ с официальным визитом в рамках работы саммита прикаспийских стран прибыл В.В.Путин. Нужно сказать, что это было первое после Тегеранской конференции 1943г. посещение Ирана лидером нашей страны. В августе 2008 года в Душанбе на саммите ШОС состоялась первая встреча президента Д.А.Медведева с президентом ИРИ М. Ахмадинежадом. Как сказал в интервью иранскому агентству ИРНА Директор Второго департамента Азии МИД РВ А.Марьясов, обе стороны на саммите ШОС «продемонстрировали готовность совместно работать по всем сложным региональным и международным проблемам, максимально использовать имеющийся потенциал сотрудничества в экономической сфере».(23) В конце октября 2008г. в Астане в рамках Седьмого заседания Совета глав правительств государств- членов ШОС состоялась встреча премьер-министра РВ В.В.Путина с вице-президентом Ирана Парвизом Давуди, на которой рассматривались перспективы многосторонних отношений. Политический диалог на высшем уровне дополняется активностью контактов глав внешнеполитических ведомств двух стран. На протяжении 2008г. под-держивались постоянные контакты между внешнеполитическими ведомствами, советами безопасности, парламентами и различными министерствами России и Ирана.

Активизировались в 2008г. контакты на региональном уровне, тесные отношения сложились с иранской стороной таких субъектов России как Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Республика Мордовия, Астраханская, Волгоградская, Нижегородская и Омская области.

Традиционно активными были и культурные связи. В 2008г. проведен ряд совместных научных и научно-практических конференций, олимпиад персидского языка в России и русского языка в Иране. Издаются совместные сборники научных работ, на русском языке издаются благодаря финансовой поддержки ИРИ такие журналы как «Иран сегодня» и «Иранославика», в Иране на русском языке издается журнал «Аму-Дарья». Министерство образования России на регулярной основе выделяет государственные стипендии для приема на обучение иранских граждан в российских вузах. На 2008/2009 учебный год было выделено 20 государственных стипендий, в т.ч.10 – на полный курс обучения. (24)

Несмотря на положительную динамику развития российско-иранских связей, которые некоторые иранские официальные лица характеризуют как стратегические(25), многие из проблем в наших двусторонних отношениях остаются нерешенными. В 2008г., в основном из-за позиции Ирана, так и не была решена проблема определения статуса Каспийского моря. Установлению более тесных политических и экономических контактов препятствовала сохраняющаяся конфронтация Ирана с Европой и США, которые являются важными экономическими партнерами России. При этом использование антиамериканского фактора в наших отношениях нельзя считать постоянной и определяющей константой. Совпадающие факторы, обеспечивавшие положительную динамику наших отношений в 2008г., как и в последнее десятилетие, значительно перевешивали имеющиеся противоречия. Это дает уверенность, что динамично развивающийся Иран в перспективе, особенно в условиях развивающегося кризиса, который может привести к развитию сепаратистских тенденций, останется партнером по сохранению стабильности в регионе, по сохранению целостности наших двух стран, а также выгодным экономическим партнером.

1) CB IRI. Key Economic Indicators 1387(2008|2009). Trends №53.P.3.

2) CIA.-The World Factbook-Iran. 2009.

3) Там же.

4) Там же

5) IRNA. 15.02. 2009. По другим данным,-3,7 млрд. долл. Iran ru. 20.02.2009.

6) Iran ru. 17.02.2009.

7) контракт на строительство подписан в 1995г., согласно которому строительство предполагалось закончить в 2000г. IRNA.IR.18.10.2008.

8) Al-Akhbar.20.10.2008. inosmi.ru.translation /244770.html.

9) Iimes. 6.12.2008.

10) oilru.com. 20.01.2009

11) rosinvest.com.30.01.2009.

12) Iran.ru. 20.10.2008.

13) Созданный в 2001 году Форум стран- экспортеров газа(ФСЭГ) включает Иран, Алжир, Бруней, Боливию, Индонезию, Ливию, Малайзию, Россию, Нигерию, ОАЭ, Катар, Египет, Тринидад и Тобаго и Венесуэлу. Норвегия участвует в качестве наблюдателя. Казахстан получил статус наблюдателя. На заседании в 2008г. в Москве было принято решение о вхождении во ФСЭГ Экваториальной Гвинеи, которая до этого была наблюдателем. Местом организации штаб-квартиры ФСЭГ тайным голосованием избрана Доха (Катар).

14) rosinvest.com.30.01.2009.

15) Iran.ru. 02.12.2008

16) opec.ru/arhiv.aspx?ob_no=83943

17) rg.ru/2008/03/05/samolet.html

18) В.И.Сажин. Иран: октябрь 2008года. Экономическая ситуация. Iimes.ru.2008/19-11-08a.htm

19) Iran.ru.20.10.2008.

20) Так, 6.10.2008г. о начале поставок заявил официальный представитель иранского МИД Хасан Гашкави. Iran.ru.8.10.2008.

21) Iimes.23.01.2009

22) iimes.18.02.2009

23) Iran.ru. 19.02.2009.

24) Iimes. 6.12.2008.

25) IRNA.IR. 18.10.2008

52.37MB | MySQL:103 | 0,431sec